В ПОИСК ПРИХОДЯТ ОДНАЖДЫ И НАВСЕГДА

С 6 по 17 сентября близ Бахмутово проходила «Вахта Памяти», организованная поисковым движением концерна «Росэнергоатом».

Региональный состав объединяет поисковые отряды семи городов, в которых расположены атомные станции России: Ленинградская, Смоленская, Нововоронежская, Курская, Ростовская, Калининская и Балаковская АЭС.

Мне удалось побывать в лагере поисковиков на прошлой неделе. Добраться туда несложно, от поворота с трассы на Бахмутово и по всему пути следования до лагеря стоят указатели — не промахнешься. Лагерь разбит на живописном берегу Волги.

Меня встретили Дмитрий Смирнов — председатель межрегионального совета поискового движения «Росэнергоатом», командир ленинградского отряда «Сосновый бор», и наша землячка Римма Родионова, заместитель командира поискового отряда «Калина» из Удомли.

ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ «РОСЭНЕРГОАТОМА»

Межрегиональное общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение концерна «Росэнергоатом» было образовано в августе 2018 года в качестве самостоятельной поисковой организации. Реорганизовано из объединения поисковых отрядов атомных станций России, которое существует с 2007 года.

На сегодня поисковой работой занимаются семь отрядов из городов, где расположены атомные станции: «Аверс» (Саратовская область, Балаково), «Калина» (Тверская область, Удомля), «Родник» (Ростовская область, Волгодонск), «Высота» (Курская область, Курчатов), «Пересвет» (Воронежская область, Нововоронеж), «Обелиск» (Смоленская область, Десногорск), «Сосновый Бор» (Ленинградская область, Сосновый Бор).

— Благодаря поддержке руководства концерна «Росэнергоатом» мы раз в год собираемся одной дружной поисковой семьей, — рассказывает Дмитрий Геннадьевич. — Межрегиональная «Вахта Памяти» традиционно проходит по регионам расположения атомных станций. В Тверской области мы уже второй раз, в 2009 году работали в Зубцовском районе. В планах — развитие мурманского направления. Думаю, что и в городе Полярные Зори (Кольская АЭС) появится поисковый отряд нашего регионального отделения. В этом году в «Вахте Памяти» впервые участвуют мурманчане. Надеюсь, что в перспективе — международное сотрудничество с белорусами.

Огромная благодарность за поддержку и обеспечение руководству концерна. Наше поисковое движение растет. Это грамотный подход — развитие патриотического направления не словом, а делом, концерн нас поддерживает на протяжении 14 лет.

Кстати, «Росэнергоатом» не только берет на себя все финансовые расходы на организацию «Вахты Памяти», участники официально в командировке от своих предприятий! Ведь у каждого важная и ответственная работа. Например, Дмитрий Геннадьевич — оператор реакторного цеха на Ленинградской АЭС, Римма — заместитель начальника спорткомплекса Калининской АЭС.

— Общий состав «Вахты Памяти-2021» — порядка 60 человек. Большинство поисковиков — работники атомных станций либо предприятий, входящих в концерн «Росэнергоатом». В поисковой экспедиции участвуют и слесари, и заместители начальников цехов. В составе «Пересвета» в этом году даже настоятель нововоронежского храма отец Алексей. Но в поле должностей и начальников нет, все равны, — продолжает Дмитрий. — Двухнедельная «Вахта» проходит раз в году, но все отряды работают остальное время в домашних регионах, в свои выходные и отпуск, за свои средства, с апреля по ноябрь. А в силу специфики мы иногда работаем и зимой на подъеме по авиапоиску — когда из болотистой местности упавшие самолеты можно достать только по морозу.

— Я хочу сказать слова благодарности за помощь в организационных вопросах руководству Ржевского района и сельского поселения Победа, — говорит Римма. — Нас очень радушно встретили и помогают во всем.

НА ПЕРЕДОВОЙ

Время к полудню, большинство поисковиков — в поле. Для меня провели экскурсию по лагерю. Особая гордость — три походные бани и морозильная камера, запитанная от генератора. Все же бытовые условия и комфорт в походных условиях очень важны. На две недели лагерь становится для поисковиков домом, поэтому они стараются налаживать быт по максимуму. Баня, как выяснилось, не только для удовольствия и гигиены. Работать поисковикам приходится в земле и глине, в любую погоду, а осень нынче не теплая. И баня — это единственное место, где можно отогреться.

Святая святых — походная лаборатория, где расшифровывают содержимое смертных медальонов и хранятся все находки. Здесь есть все необходимое оборудование.

Работают поисковые отряды через поле от Бахмутово, на бывших сельхозугодьях, которые постепенно зарастают кустарником. Почему именно это место?

— Проведение поисковой экспедиции требует основательной теоретической подготовки, — продолжает Дмитрий Геннадьевич. — Это работа в подольском архиве Минобороны, куда мы ездим каждый год в ноябре. А также на сайтах «Память» и «Подвиг народа», где сейчас отцифровывают и выкладывают миллионы военных архивных документов, касающихся боевого пути частей Красной Армии. Второй момент — работа с местным населением и налаживание тесного контакта с местными поисковиками. Больше, чем эти люди, никто не расскажет.

Видите, у нас на стене палатки прикреплена карта немецкой аэрофотосъемки Люфт-ваффе — это часть огромного архива, вывезенного после войны в США. Такие карты — огромное подспорье, и они у нас есть благодаря сотрудничеству с отрядами, которые работают на тверской земле постоянно. По аэрофотосъемке видно, где именно проходила линия фронта, дороги, окопы, даже подбитую технику можно разглядеть. Мы накладываем скан аэросъемки на современную карту, заводим данные в планшет или навигатор. И таким образом складывается полная картина. Однако в Тверской или Ленинградской областях в отличие, например, от Курской, где все поля уже посевные, достаточно много нетронутых лесов. А уж в Ржевском районе следы войны видишь глазами: окопы, воронки от взрывов все еще не исчезли с лица земли.

До места, где работают поисковые отряды, мы добирались по проселочной лесной дороге. На огромном поле три раскопа. В тот день поисковики обнаружили около 30 бойцов.

— Это массовое захоронение, скорее всего, делали местные жители — дети, женщины и старики, оставшиеся в близлежащих деревнях, — комментирует Дмитрий. — Очищали поля от трупов по весне и хоронили в воронках. По расположению останков видно, что тела бросали в яму в беспорядке. Время гибели — зима 1942 года. Вывод такой мы сделали по остаткам шинелей и найденным медальонам. После этого периода медальоны заменили на красноармейские книжки, а они в земле не сохраняются.

На эксгумационных баннерах возле раскопа разложены фрагментированные останки бойцов. Знание антропологии, а также ювелирная точность и аккуратность при работе в раскопе позволяют точно установить картину произошедшего почти 80 лет назад.

В другом раскопе, в сотне метров от первого, поисковики обнаружили бутылки с зажигательной смесью и гранаты со взрывателями. Попадаются емкости с зажигательной смесью, в составе которой фосфор. Если ее случайно разбить лопатой либо щупом, жидкость моментально самовозгорается, и потушить ее ничем невозможно. Если попадет на кожу, то прожжет до костей. Вещь очень опасная.

— Как уберечься? Не трогать того, чего не знаешь, а чего знаешь — тем более не трогать. Правило простое, — улыбается Дмитрий. — Касаясь боеприпасов — особенно. Их еще великое количество лежит в земле. Поисковики, как и саперы, очень осторожные люди; ведь ты несешь ответственность не только за себя, но и за своих товарищей, с которыми работаешь бок о бок.

Среди находок в раскопе — подсумок для патронов, его будут открывать в лаборатории лагеря, чтобы ничего не повредить. В подсумке может быть все что угодно! Еще обнаружили фрагмент от бокового щитка пушки-сорокапятки, а рядом останки двух бойцов.

— Медальон нашли! — кричат поисковики из первого раскопа. Все напряженно собрались вокруг огромной ямы, где с ювелирной точностью, сантиметр за сантиметром очищают находку в земле.

— Четвертый!

Медальоны с величайшей осторожностью прямо в куске глины убирают в пакеты. Дмитрий всю обратную дорогу до лагеря везет судьбоносные находки в ладонях. Я смотрю на выражение его лица, и мне становится без слов понятно, ради чего они все здесь копаются в глине, в холод и дождь, под палящим солнцем, бросив все свои важные дела. Все — ради таких моментов.

СУДЬБОНОСНЫЕ НАХОДКИ

— Смертный медальон — простой эбонитовый пенальчик, в котором содержится вся жизнь и дальнейшая судьба солдата, — продолжает рассказ Дмитрий. — Бывает, что он не до конца закручен, кислотность грунта играет злую шутку, и бумажный вкладыш не всегда сохраняется. Первый медальон, который мы обнаружили в самом начале поисковой экспедиции, был «тяжелый». Когда открутили крышку, внутри оказалась бледная бумажная кашица. Пришлось его распилить классическим способом на 4 части, потом поместить в кювету, заполненную водой, затем — кропотливая работа по разворачиванию того, что осталось. И тут главное не промахнуться, шанс дается только один. На своем веку насмотрелся, как ребята в эйфории откручивают медальон, залезают туда иголками или начинают стучать, чтобы выбить содержимое, а оттуда выскакивает бумажный плевок. И все — можно считать, что человека второй раз убили. Шансов восстановить содержимое уже не будет. Поэтому здесь важна кропотливость. К счастью, у нас получилось с первым медальоном, его раскрыли и, главное — прочитали! На полуистлевшей бумаге сохранились остатки надписей. У нас были большие зацепки: читался военкомат призыва, отчество и имя жены, год рождения. Из этих фрагментов удалось установить имя. Это Вещиков Михаил Егорович, 1903 г.р., уроженец Челябинской области, Кизильского района, совхоз «Путь октября». Пропал без вести в феврале 1942 года. Нашли мы его в километре от лагеря. Поиск родных уже ведется. К сожалению, не получится передать останки Михаила Вещикова для захоронения на родине. Специфика их залегания — это общая могила, два бойца лежали грудными клетками друг к другу, и медальон располагался между ними. Тут никакая военная археология не поможет определить, чей он. Вещиков Михаил будет захоронен вместе со своими боевыми товарищами на мемориальном кладбище советским воинам в Ржеве со всеми почестями. И его родные будут теперь знать, где покоится прах их близкого человека.

Дмитрий рассказал о тонкостях документального оформления найденных останков бойцов и их последующей передаче. Благодаря точному документированию всех этапов поисковой работы данные становятся упорядоченными, и для людей поиск своих родных, пропавших без вести на полях сражений, стал возможным. Это огромный благородный труд, за который поисковикам многие и многие люди кланяются до земли.

— Второй медальон нашли чуть позже в этом же раскопе, — продолжает мой собеседник. — Все с нетерпением ждали, но когда мы открыли крышку, там была усмешка пустоты. Пенальчик был пуст. Довольно частая история. Бывает, что вместо бумажного вкладыша солдаты хранили в медальоне иголки с нитками, спички. А порой находишь кусочек шестигранного медальона, копаешь дальше, а он наполовину отпилен — солдат сделал из него мундштук. Я называю это так: человек скурил свою судьбу. Из суеверия многие бойцы медальоны просто не заполняли.

Другое дело, когда эти судьбоносные листки бумаги заполнялись карандашом, текст сохраняется, ведь это графит. Если это были чернила — очень часто в медальоне абсолютно чистая на первый взгляд бумага. Потом она подсыхает, и что-то начинает проявляться. Мы его прогоняем через сканер, получаем максимальное разрешение, копию переводим в цифру. Работаем в фотошопе с фильтрами, и текст чаще всего проявляется. Если совсем тяжелый случай, то отдаем в экспертно-криминалистические лаборатории. Бывало, когда медальоны прочитывали при боковом освещении, надписи удавалось обнаружить по царапинам от пера на бумаге. Глазом их не поймать.

Установленных имен бойцов на счету у отрядов «Росэнергоатома» уже сотни. Поиском родных занимается Наталья Клепикова из отряда «Сосновый бор». Тут такой алгоритм: подключаются пресса, местные администрации, используются социальные группы, словом, все ресурсы. Поиск родных через соцсети дает потрясающие результаты. Однажды получили отзыв от родных буквально через 15 минут после размещения информации. В 2018 году мы обратились за помощью на телевидение в Екатеринбурге, чтобы найти родных. И уже через полчаса после эфира мне позвонил внучатый племянник бойца, останки которого мы нашли. Случается, что поиск родственников затягивается на годы. Разные судьбы у людей во время войны, многих раскидало по всей стране.

В ПОИСК ПРИХОДЯТ ОДНАЖДЫ И НАВСЕГДА

Поисковики — особая категория людей. Мне порой думается, что они знают больше, чем мы, простые смертные, ведь им удается заглянуть под покров истории, потрогать ее руками, а порой и вершить судьбы, возвращая из небытия имена пропавших без вести на полях сражений бойцов.

Римма второй год в поисковом движении, Дмитрий Геннадьевич — уже 23 года официально работает в отряде, а неофициально — лет 40 занимается поисковой работой, с детства еще.

— У нас есть такая поговорка: «В поиск приходят один раз и остаются навсегда», — говорит Дмитрий Смирнов. — Здесь остаются те люди, которые этим «заболели» на всю жизнь. Наш отряд «Сосновый бор» создан в 1997 году. Из старожилов — «Обелиск» из Десногорска. Многие занимаются поиском всю сознательную жизнь. Первая «Вахта Памяти» «Росэнергоатома» прошла на смоленской земле.

Но надо готовить смену. Ведь в первую очередь это делается для молодого поколения, чтобы они знали и помнили о своей истории, своих корнях. Здорово, когда молодые ребята участвуют в поисковых экспедициях. Достаточно раз побывать в полях, и сразу приходит понимание, ради чего все это. Когда ты находишь своего первого бойца — это действительно переворачивает сознание, трудно оценить словами, нужно пережить этот трепет. Особенно, если удается установить имя.

Во время Всероссийской «Вахты Памяти» к нам в Ленинградскую область приезжают порядка трех тысяч поисковиков из 28-ми регионов. Радует, что среди них всегда много подростков. И когда этот ребенок поднимает своего первого солдата, и ему удается найти либо подписанную вещь, либо медальон, а тем более, когда удается найти родственников и они приезжают еще во время Вахты — не передать словами! Когда этому 15-летнему мальчишке 80-летняя бабушка со слезами падает в колени и целует руки, тут даже у взрослых мужиков слезы на глазах. Я считаю, что это хорошая прививка на всю жизнь. Можно смело утверждать, что этот мальчишка ничего худого в своей жизни уже никогда не сделает. Он приезжает с «Вахты Памяти» совершенно другим человеком. Парень работает наравне со взрослыми, несет ту же ответственность. От подростков же часто отмахиваются, мол, они ничего не умеют, не знают, ходят, уткнувшись в свои телефоны. А тут он попал в настоящую полевую работу, и тем более, когда видит результат, ради чего все делается! Думаю, и мурманчане, среди которых есть молодые девчата, все это пережили сейчас, и домой они поедут с совершенно иными чувствами…

* * *

За время работы поисковой экспедиции «Росэнергоатома» было поднято 37 бойцов, обнаружено 4 смертных медальона, один из которых удалось прочитать и установить имя солдата. Один медальон оказался пустой. С двумя другими будут работать эксперты, чтобы прочитать информацию.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *