ЖИЗНЬ ЖИТЕЛЬСТВУЕТ

В 2015 году в Москве состоялось учредительное собрание Гильдии словесников — новой ассоциации, которая объединит всех, кто творчески работает со словом: учителей, преподавателей, учёных-филологов, библиотекарей, писателей, музейщиков, журналистов. Ведь вместе легче решать проблемы, которые стоят сейчас перед отечественной словесностью и филологическим образованием. А их немало: и падение интереса к чтению, и методологический кризис литературного образования, и необходимость создания новых программ и учебников, поиска новых подходов к преподаванию, и удовлетворение запроса взрослых на обучение русскому языку и литературе, и популяризация науки. Есть и целый ряд внутрипрофессиональных вопросов, требующих консолидированного обсуждения и решения.

Учредителями гильдии стали учителя со всех уголков России. Их объединили любовь и беззаветное служение русской словесности. Они знакомились на различных мероприятиях, находили все больше точек соприкосновения и в конце концов пришли к пониманию, что необходим совершенно новый формат общения и сотрудничества. Тем более интернет давал возможность ежедневного обмена опытом, мнениями да и простого человеческого общения с близкими по духу людьми.

Гильдия существует уже шесть лет и продолжает оставаться неформальной, свободной от каких-либо официальных рамок, живущей благодаря взаимной поддержке, инициативам в регионах, в школах и классах. Апрельские чтения в Старой Руссе и фестиваль «Открытая книга» в Челябинске, сахалинская школа «Филолошка» и семинар в Пушкинских Горах, петербургская конференция «Педагогика текста» и мероприятия музея Пастернака в Переделкино, литературные смены в Сириусе и Школа юного филолога НИУ ВШЭ, Летняя школа учителей литературы в Ясной Поляне — неполный список дел, которые поддерживает гильдия как движение «от корней травы» (grassroot movement).

В череде этих интереснейших событий самого высокого профессионального уровня особняком стоят собственные мероприятия гильдии — Свободные встречи.

В этом году в Санкт-Петербурге состоялась уже XII Свободная встреча свободных учителей в свободное от работы время. Такое своеобразное название весьма символично. Во-первых, встреча проходит летом, когда учителя действительно свободны от учебного процесса. А во-вторых, учитель литературы просто обязан быть свободным человеком. Например, от формального подхода, навязанных стереотипов, стандартизации, формализма и многого другого, что просто несовместимо с русским словом.

Предыдущие встречи проходили в московских школах и гимназиях. Первый раз словесники со всей России по зову сердца отправились в Санкт-Петербург. Местом проведения стал легендарный президентский физико-математический лицей № 239 на Кирочной. На первый взгляд, выбор странный. Но как сказал в своем приветственном слове директор лицея математик Максим Пратусевич, русская словесность отнюдь не чужда каждому, работающему в лицее преподавателю и обучающемуся в нем школьнику. Он справедливо считает, что примерно половина трудностей математики носит лингвистический характер:

— Например, когда дети решают задачи на проценты, мы регулярно занимаемся филологией: найдите подлежащее, найдите сказуемое, найдите дополнение. 20 процентов — это 20 процентов от чего? Давайте подпишем в условии задачи — тогда станет все понятно.

Признаюсь честно, история и статус лицея в первый момент подавляют. Здание «Анненшуле» — училища Святой Анны, открытого по инициативе императрицы Анны Иоановны, сама школа, основанная в 1918 году… Богатейшие традиции и лучшие преподаватели, грант Сороса и первенство в десятке лучших школ, сотни победителей российских и международных олимпиад. Все достижения школы вряд ли перечислишь. Среди выпускников не только математики Григорий Перельман и Станислав Смирнов, но весьма известные люди: Борис Гребенщиков, Людмила Вербицкая, Алиса Фрейндлих.

Но лицей встретил нас с истинно петербургским теплым и искренним, а совсем не официальным, гостеприимством.

Как и по всей России, здесь шел авральный августовский ремонт, который нужно было во что бы то ни стало завершить к Дню знаний. Но несмотря на это, лицей готовился к встрече гостей, и его сотрудники сделали все возможное, чтобы те почувствовали себя как дома.

Неловкость и легкое смущение обычно бойких учителей как рукой снимало при виде столиков с новинками ведущих российских издательств. На некоторые наиболее редкие и знаковые издания многие из нас подписались заранее. И самой главной задачей здесь было оттащить себя от манящих обложек книг.

Ни одно мероприятие Гильдии словесников не отличали длинные официальные открытия. После небольшого теплого приветствия от руководства лицея и организаторов встречи в роскошном актовом зале участники разошлись по заранее выбранным мастер-классам. А это был нелегкий выбор… В результате мучительных раздумий я предпочла мастер-класс достаточно молодого, но необычайно талантливого педагога Риммы Раппопорт. Ее недавно вышедшая в издательстве Individuum книга «Читай не хочу» была посвящена самому животрепещущему, уже почти риторическому вопросу: почему дети не читают и как сделать, чтобы читали. Очень хотелось поговорить с Риммой Вадимовной лично. Да и тема ее мастер-класса «Преподавание русского языка как пространство для творчества учителя» казалась весьма интересной. Педагог не разочаровала своих слушателей. Каждый вынес что-то полезное, новое и, что самое главное, то, что реально можно применять на самых обычных уроках. Об этом с жаром говорили даже пожилые учителя, имеющие солидный опыт.

Следующей стала лекция театрального критика Павла Руднева «Почему театр имеет право на интерпретацию?». Мне эта тема показалась очень интересной, потому что буквально накануне я с семьей посмотрела нашумевшую постановку театра на Литейном «Вишневый сад. Тишина», и наши мнения разделились от восторга до полного неприятия. Но, увы, лекция Павла Андреевича почему-то свелась к попытке убедить присутствующих в том, что театр имеет право на собственное видение и трактовку любого драматического произведения. С этим никто и не спорил. Впрочем, послушать умного и интересного человека (а Руднев, безусловно, таковым и является) всегда приятно.

Следующее мероприятие (после сытного и вкусного обеда в школьной столовой) называлось «Педагогическая мозаика петербургских учителей». И уж тут я вы-брала опытность и заслуженность и отправилась на лекцию Дмитрия Мурина, на экзаменах у которого в свое время дрожали и бледнели многие поколения студентов. В этом году вышла его книга «Петербург умышленный и отвлеченный. Город в классической литературе XIX века». Как оказалось, название самому Мурину ужасно не нравится и не было им одобрено. Он сразу же отмел все планы и даже саму тему занятия и буквально за час смог сообщить нам столько интересных, полезных и совершенно уникальных сведений по литературной истории Петербурга, сколько мы не смогли получить и за многочасовую экскурсию по городу. Плюс слышать этот неповторимый язык коренного петербуржца, наблюдать за его безупречными манерами было истинным удовольствием.

А дальше — неожиданный музыкальный сюрприз от руководства лицея. Увидеть на сцене школы, пусть даже столь именитой и престижной, целый симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера — не предполагал никто. Это был настоящий сюрприз. Нам подарили потрясающий час музыки из балетов П. Чайковского. Как пошутил сам Сергей Валентинович: «Балета здесь нет, поэтому никто не помешает насладиться великой музыкой». Акустика старинного зала позволяла оценить выступление оркестра во всем его мастерстве. Учителя от души аплодировали и долго не отпускали артистов, которые даже признались, что не ожидали такого приема. А уж к чему-чему, а к аплодисментам и восторгам зрителей оркестру Стадлера не привыкать.

Самых стойких участников встречи ждал еще один сюрприз от организаторов — поэтическая игра-прогулка в саду Фонтанного Дома «Живой Петербургский текст». Самыми стойкими оказались практически все. Семь команд со свойственным учителям азартом вступили в игру на легендарных дорожках сада. Никого не смущали удивленные и недоуменно веселые лица многочисленных посетителей, не понимающих, что эти мужчины и женщины то в красных колпаках, то с мыльными пузырями здесь делают? Почему хором кричат стихи и оглушительно хохочут? А нам было весело! Весело инсценировать произведения великих и не очень, показывать без слов суть постмодернизма, собирать пазлы стихотворных текстов. Все были почти семьей. Все — именитые и известные, столичные жители и учителя из маленьких провинциальных городов и сел. Сгущавшийся петербургский сумрак настиг нас под ахматовскими липами… Нужно было расставаться. Но уже были намечены ближайшие планы, запланированы новые встречи, поэтому никакой грусти не было.

Все высказали пожелание следующую встречу организовать еще в каком-нибудь городе и так объездить всю Россию. Ведь почти каждый город можно прочитать как текст…

Кстати, в заголовок вынесены слова Иоанна Златоуста, которые напомнил председатель Гильдии словесников Антон Скулачев. По его мнению, в учительском деле смерть имеет и буквальный смысл, и метафорический: единая программа, формализм, начетничество.

— Но и на смерть есть управа. В частности, вот эта — наши свободные встречи, возможность собираться неформально для совместного творчества и с радостью, — подытожил председатель Гильдии словесников. — Жизнь жительствует.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *