БОЙСЯ ЗАБЫТЬ

Говорить о войне непросто. Больно. Страшно. Горестно. Предложения складываются короткие. Нет срока давности у такой беды… Нет срока давности у памяти и народного подвига…

Великая Отечественная война, 5 февраля 1942 года, деревня Афанасово. Фашисты расстреляли и сожгли 56 местных жителей и 10 бойцов Красной Армии. Из 75-ти деревенских домов осталось 4… Горели сотни ржевских деревень. В Афанасово же немцы были особенно жестоки.

С того дня прошло почти 80 лет. Забыть его невозможно и страшно.

35 лет назад у деревни Звягино был открыт мемориальный комплекс, получивший название «Ржевская Хатынь».

18 октября в Ржевском районе состоялась встреча жителей деревни Звягино, учеников Чертолинской школы, представителей районной администрации с руководителем и создателями творческого проекта ТвГУ «История забытых деревень» Николаем Каташовым и студентками вуза Анастасией Дубининой и Дарьей Дергуновой.

— Наш проект, зародившийся в 2018 году, создавался многими людьми. Мне посчаст-ливилось стать частью замечательной команды, — представляет проект Николай. — А начался он с того, что однажды я услышал историю про мальчика из Селижаровского района, который погиб от рук врага, защищая свою деревню. Тогда подумал: было бы здорово рассказать о маленьких деревнях тверского региона во время Великой Отечественной войны. Многих уже нет на карте, какие-то умирают, где-то живут лишь несколько бабушек и дедушек. А ведь кто-то из них был очевидцем подвига, героической истории. Эти рассказы обязательно должны стать достоянием будущих поколений. Студенты сами разыскивали истории реальных людей, восстанавливали документы, искали живых очевидцев и участников событий войны. Первый короткометражный фильм о судьбе мальчика Толи Иванова, второй — «Детские письма», третий — «Семья Ершовых» о городе Белый и четвертый — «Афанасово». Низкий поклон тем, кто собирал информацию для вашей комнаты Памяти о трагедии.

Чтобы выпустить короткометражный фильм продолжительностью менее 10 минут, его создатели, активисты цент-ра студенческих инициатив ТвГУ, работали несколько лет. Занимались поиском документов, соотносили данные с рассказами очевидцев.

В фильмах есть сцены реконструкции. Как рассказал Николай, снимать их было непросто, не только потому, что это дорогостоящий процесс (проект создавался энтузиастами), — необходимо было продумать сцены в соответствии с цензурой, чтобы фильмы могли смотреть подростки, ведь они созданы специально для них.

Все ребята, кто принимает участие в проекте, — добровольцы, им не безразличны история своей Родины и та память, которую крайне важно сохранять и передавать. Фильмы — их способ эту священную память сохранить и вместе с этим выразить свое уважение предкам.

В своем обращении к собравшимся Николай упомянул автомобильные наклейки, встречающиеся на машинах, — «1941-1945. Можем повторить!» (прим. ред. — есть данные, что впервые это изречение появилось в мае 1945 года на стенах поверженного Рейхстага). Лично у меня такие наклейки вызывают недопонимание: мы можем повторить что? Это бравада? Предупреждение? Или недалекость?

Надписью озадачен и руководитель проекта:

— У меня подобное вызывает смешанные чувства. Возникает вопрос: люди не понимают, о чем они пишут и что наклеивают себе на авто?..

В фильме о Белом о событиях рассказывает его непосредственный очевидец — Нина Гавриловна Ершова. Бабушка сама выразила желание участвовать в съемках. Очевидец событий в ржевской деревне жива, но ребята не решились ее тревожить.

Одну из ролей в фильме «Афанасово» играла студентка ТвГУ Дарья Дергунова:

— Играть, а точнее попытаться прожить события происходящие в фильме, тяжелее, чем прочитать книгу о войне. Там есть тополь — знаковое место. До войны возле него гуляла молодежь, а потом на этом месте расстреляли мирных жителей. В процессе работы осознание того, что пришлось пережить людям в то время, приходит острее.

— Подготовка к съёмкам шла непросто — отсутствовали документы. Крайне сложно было найти акт событий в Афанасово. Но мы, проведя огромную работу, сделали это, — рассказывает студентка ТвГУ Анастасия Дубинина. — Информация нашлась в Тверском центре документов новейшей истории. В акте говорится о зверствах фашистских захватчиков над мирным населением, перечислены фамилии и возраст членов двух расстрелянных семей — Лисичкиных и Балашовых. Еще в нем идет речь о том, что на территории Афанасово были расстреляны люди из соседних деревень. Что мы пережили, пока готовили фильм, не передать словами… Уверена, посмотрев его, поймете, о каких чувствах говорю.

В зале гаснет свет. На экране первые черно-белые кадры. Звучит веселая жизнеутверждающая песня. Картинку, где по дорожке, улыбаясь, идут парень с девушкой, где он качает ее на качелях и спрашивает: «Не страшно тебе? Не бойся!», сменяет совсем иная. Все меняется навсегда…

Шесть минут фильма. По его окончании зрители встали. В сердцах стучит метроном…

Потом, отвечая на вопрос Николая, одна из девочек-школьниц со слезами на глазах, сказала:

— Ваш фильм о памяти. Он тяжело отражается в сознании… Я каждый день проезжаю мимо мемориального комплекса… Невозможно представить, как страшно было жителям. В наше время память о том, что случилось — самое главное.

Свое мнение высказывали и взрослые:

— С версией, что причина трагедии в Афанасово — убийство немецкого офицера, не согласна. У фашистов была цель — ликвидировать все русское население, убить нас и поработить нашу землю. Но у советских людей крепкий характер, враг об этом не знал. Спасибо всем, кто занимается воспитательной работой среди населения. Хотелось бы, чтобы могила, где захоронены погибшие жители, была облагорожена. Сейчас на месте расстрела растет серебристый тополь. Каждый год, осыпая свои листья, он будто оплакивает погибших…

Участница создания комнаты Памяти Афанасово Лариса Цветкова:

— Оформлением комнаты занимались Людмила Быкова, Валентина Виноградова. Мы ходили по деревням, общались с родственниками, смотрели фотографии, читали письма. Антонина Орлова отдала последнее письмо от мужа, которое тот отправил с фронта, Зинаида Голубева — фотографию родного брата. И подобных примеров много, никто не жалел личное для нашей общей памяти.

Председатель собрания депутатов Ржевского района Валерий Румянцев сказал, что нужно попытаться восстановить все фамилии погибших в деревне Афанасово жителей.

— А захоронение будет обихожено обязательно. Люди, готовые оказать в этом помощь, ждут, когда смогут приступить к работе, — отметил Валерий Михайлович. — Наша задача — исправить ошибку, сделать так, чтобы комплекс памяти — мемориал в Звягино и захоронение в деревне Афанасово — был завершенным.

— После работы над такими съемками мы не будем прежними. Ребята, интересуйтесь историей, расспрашивайте старших, записывайте их рассказы. Ведь в каждой семье есть история, которую нужно сохранить и передавать из поколения в поколение. Мы показали фильм, нам очень важен был ваш отклик. Мы его почувствовали, а значит, работали не зря. У нашего проекта много добровольных партнеров и помощников: музей Калининского фронта, краеведческие музеи в районах области, поисковые отряды и клубы исторической реконструкции. Спасибо главе сельского поселения Чертолино Ирине Тихомировой за сотрудничество, за поддержку нашего проекта. Вместе создав такой фильм, мы сделали Афанасово бессмертным. Моя всем сердечная благодарность, — сказал в завершение встречи Николай Каташов.

(И пообещал нашему изданию, что обязательно расскажет о съемках фильма «Афанасово» подробнее).

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *