ИДТИ СВОЕЙ ДОРОГОЙ

19 октября в клубе ЖД состоялась встреча молодежи с очень интересным человеком — геологом, кандидатом геолого-минералогических наук, писателем Зоей Катаковой, которая приехала в Ржев полтора года назад из Селижаровского района. До этого ей довелось жить в Сибири, на Псковщине, в Москве. Но самые яркие, незабываемые впечатления оставил в душе Якутск, где прошли детство и годы самостоятельной, взрослой жизни — работа в Научно-исследовательском институте горного дела Севера.

В геологию Зоя Егоровна попала случайно.

Она была последним, шестнадцатым (!) ребенком в крепкой крестьянской семье. Маме исполнилось 46, когда девочка появилась на свет. Из всех детей выжили пятеро, остальные умерли во младенчестве. В 37-м родителей «раскулачили» и сослали из Сибири в Якутск. Зоя была совсем крохой, но помнит, как ребятню и взрослых погрузили на огромные лодки и отправили в дальние неизведанные края. И поплыли они, повинуясь злодейке-судьбе, по Ангаре. А потом началась война. Отец погиб в первые дни Великой Отечественной. И мама одна поднимала пятерых детей.

Зоя была очень активным ребенком, лидером в дворовых играх и школьных делах. Занималась в нескольких кружках. Волейбол, танцы, театр, литература — основные ее увлечения. Также она была бессменным редактором школьной газеты, писала небольшие статьи в республиканскую газету.

Хорошие отзывы на статьи вдохновляли девушку, и постепенно журналистика стала ее мечтой, которой, увы, не суждено было сбыться.

Окончив школу с золотой медалью, Зоя поехала в Ленинград поступать в университет. А помогли ей геологи, что жили в Якутске. Узнав о тяжелом материальном положении многодетной семьи (мама работала вахтером в геологоуправлении), Зое купили билет до северной столицы, выделили денег на первое время. В знак благодарности этим людям Зоя и выбрала не журналистику, а геологический факультет. И никогда об этом не жалела. А литературным творчеством занялась четыре года назад: по совету внука Ярослава написала свою первую книгу «Азбука жизни», куда вошли материалы многочисленных лекций, которые читала в социальных центрах Москвы и клубе «Здоровье» для ветеранов Селижаровского района. Всего же Зоя Егоровна издала за столь короткий срок 18 книг. В основном, это приключенческие любовные романы. Серия «Жизнь прекрасна и удивительна» полна увлекательных историй, связанных с профессией геолога. Об этом Зоя Егоровна с удовольствием рассказала ребятам на встрече.

— Мне в жизни очень повезло, — говорит она. — Обычно геологи живут и работают на одном месторождении. Я побывала в Якутии, Калининградской и Архангельской областях и Западной Сибири, где работала на золоторудных, нефтяных и газовых месторождениях, а после окончания аспирантуры, получив степень кандидата геолого-минералогических наук, была ведущим научным сотрудником и ученым секретарем НИИ горного дела. Занималась исследованием самых крупных месторождений нашей страны.

Вспоминаются Апатиты, Хибинское месторождение. Там много отвалов, из которых выбирают самые ценные элементы (сейчас работает огромный комбинат по их извлечению). Это редкоземельные элементы: палладий, галлий, германий, без которых у нас никогда бы не было нанотехнологий: телефонов, смартфонов, телевизоров.

Невозможны без этих элементов и полеты в космос! Редкоземельные элементы обладают памятью. И когда их в специальном аппарате выпускают в космос и дают толчок, они разворачиваются в огромные системы, которые работают на орбите.

С интересом слушали ребята и захватывающие истории, связанные с экспедициями во время учебы в Ленинградском университете.

— Студенческая практика — вхождение в профессию. Каждая обязательно была с незабываемыми приключениями. Первая проходила в Тосно, под Ленинградом.

Мы жили в арендованном крохотном домике, в котором с трудом вдоль стен размещались четыре железные кровати. Во время грозы в дом залетела шаровая молния. Перепугались мы страшно, завизжали, хотели укрыться. Но молния, описав круг, неожиданно залетела в печку и вылетела через печную трубу. Это было наше первое потрясение.

В Крыму встретились со «змеиными свадьбами». Возвращаясь с практики, услышали на дороге шипение, недоуменно переглянулись и увидели катящиеся из-за поворота три шара, каждый объемом более кубометра — клубки переплетенных между собой черных змей. Мы вмиг рассыпались по колючим кустам, росшим вдоль дороги. Через несколько минут змеи прокатились мимо нас и скрылись за очередным поворотом.

А последняя практика после третьего курса чуть не оказалась последней в моей жизни. Это было на полуострове Мангышлак в Каспийском море.

Наша палатка стояла на степной равнине, у которой, казалось, не было ни конца, ни края. Рядом ущелье, по нему протекала неглубокая речка. Экспедиция работала в ущелье. Я осталась в палатке, чтобы подписать этикетки для отобранных в предыдущие дни геологических образцов, а также приготовить для всех обед. Когда все закончила и поставила на буржуйку чайник, кастрюлю с гречневой кашей и тушенкой, вдруг раздался топот лошадей у палатки. Я приветливо встретила двух мужчин-казахов и, как нам советовали наставники, пригласила их в палатку. Оба сносно говорили по-русски. Это были отец и сын, их стойбище находилось в нескольких километрах. Они интересовались работой группы, а также замужем ли я и мой руководитель-аспирантка. Я и выложила все как на духу. Мужчины уехали. Вечером все вернулись с работы. Выслушав историю о незваных гостях, легли спать. Ночью я вдруг почувствовала, что через бок палатки меня кто-то ощупывает. Тихим шепотом сказала об этом руководителю. Напряжение зашкаливало до предела. Мы вышли из палатки, осветив фонарем окрестности, и вдруг увидели тени мужчин, которые уезжали на верблюдах. Пока незваные гости не вернулись снова, было решено срочно покинуть это опасное место, спуститься в ущелье и по нему двигаться в сторону райцентра. Мы уже шли по ущелью, как вдруг услышали громкие голоса. Говорили по-казахски о том, что беглецов нужно поймать до рассвета.

Три часа мы бежали по ущелью, не помня себя от страха. Верблюды прекрасно чувствовали присутствие людей и на расстоянии. Это и учитывали преследователи. Когда высота стен ущелья резко снижалась, мы прятались в ниши, у реки, чтобы нас не обнаружили из-за полной луны на небе, заливающей своим светом все дно ущелья. Когда взошло солнце, голоса вдруг стихли. Мы, измотанные до предела, присели передохнуть и помыться в реке. Потом вышли к дороге, где, на наше счастье, проезжал русский милиционер. Он-то и довез нас до милицейского участка.

Оказалось, что неизвестные охотились за невестой для сына. Выбор явно пал на Зою. Стойбище кочует по необъятной степи, и найти его потом было бы просто невозможно. В этом месте уже исчезли несколько девушек. Зоя, можно сказать, родилась в рубашке, и участь жены кочевника ее, к счастью, миновала.

— Мы возвращались на рыбацкой шхуне по Каспийскому морю, — продолжает Зоя Егоровна. — Это уникальное море, в которое впадает 33 пресных реки, но ни одна из него не вытекает. Оно осталось на месте огромного древнего моря, которое называлось Тетис и простиралось от южных окраин Урала до Атлантического океана. Со временем древнее море высохло. Что интересно, Каспийское море — единственное на земле, которое «дышит». И это доказано наукой. «Вдох» и «выдох» происходят раз в 15 лет. При «вдохе» понижается уровень моря на много метров, даже обнажаются стоящие там буровые платформы. А на «выдохе» вода снова поднимается, но при этом происходит страшный шторм и гибнет все живое.

Мы как раз попали в такую переделку. Даже моряки-рыбаки, которые нас везли, сказали, что такого шторма никогда не видели. Но судьба была к нам благосклонна, мы выжили и благополучно до-плыли до Астрахани.

После окончания университета Зоя Егоровна вернулась в Якутию. В студенческие годы вышла замуж за геолога. Работала в Архангельске, Калининграде, Пскове, снова вернулась в Якутск.

Окончила курсы гидов и в дни отпуска путешествовала как сопровождающая вместе с туристическими группами по всей стране.

— Мне очень хотелось познакомиться с культурой и обычаями разных союзных республик, — говорит Зоя Егоровна. — Не была только в Молдавии и Карелии. Удалось побывать и за рубежом: в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии.

Когда вышла на пенсию, жила в Пскове и вступила в партию духовного возрождения России, возглавив Псковское отделение. Организовала акцию «Материнский пирог на стол десантников». Женщины пекли огромные пироги для афганцев, чтобы поддержать морально, согреть материнским теплом и любовью.

Про инициативу Зои Катаковой и ее сподвижников тогда писали псковские газеты, а Зоя Егоровна была награждена почетной грамотой.

— Мир на любви держится, — в этом Зоя Егоровна абсолютно убеждена. — Любовь защищает нас от обид и болезней, от злости и ненависти. Она создает вокруг нас такую ауру, к которой притягиваются очень хорошие люди. Любовь не дает попасть в беду. Дарите свою любовь тем, кто вам дорог. И никогда не сворачивайте с намеченного пути. Идите своей дорогой!

Зоя Егоровна поделилась с ребятами секретами духовных практик, рассказала о свойствах волшебного камня — шунгита, с помощью которого Петр I выиграл Полтавскую битву (это исторический факт), поведала о целебной силе пирамид…

— Я счастливый человек, — на такой позитивной ноте завершает разговор Зоя Егоровна. — Очень. Мое счастье в том, что я реализовалась в профессии, живу творчеством. А творчество не дает ни скучать, ни болеть, ни загнивать на корню. Я сейчас живу в том пространстве, в котором мне всегда хотелось жить.

Эту седовласую, очень красивую женщину можно слушать часами, поражаясь тому, сколько всего в жизни она видела, сколько успела сделать. А сколько задумок у нее впереди! Откроем маленький секрет: скоро увидит свет новый роман Зои Катаковой (Сизых) «Я подарю тебе любовь».

Но это уже другая история.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора и из архива З. Катаковой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *