ФОРМУЛА УСПЕХА «ДИРЕКТОРА ГОДА РОССИИ»

Мы уже знакомили читателей с нашим земляком Андреем Бакурадзе, профессором, доктором философских наук. Недавно он возглавил жюри первого Всероссийского профессионального конкурса директоров школ. Об этом — наше новое интервью.

— Конкурс «Директор года России» был инициирован Президентом В. Путиным, который предложил идею проведения ежегодной недели учителя в начале октября, — говорит Анд-рей Бондович, — с подведением итогов пяти профессиональных педагогических конкурсов: «Учитель года России», конкурсов воспитателей детских садов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов и, наконец, директоров школ, который Министерство просвещения РФ провело впервые.

Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России-2021» был объявлен летом. Для меня стало приятной неожиданностью приглашение Министерства просвещения возглавить жюри. В моем профессиональном опыте было руководство штабом по подготовке «Учителя года России» в 2012 и 2013 годах и участие в работе большого жюри этого конкурса в 2010 году, многолетнее участие в жюри конкурса «Лучшая школа России» и руководство экспертной группой смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус России». Однажды, в 1995 году, пришлось самому принять участие в первом конкурсе учителей в Ржеве, где  завоевал приз зрительских симпатий. Но в последние годы я отдавал приоритет научной деятельности. Когда я напрямую задал вопрос сотруднику министерства, почему выбор пал на меня, то получил ответ: «Вы же профессор педагогики, автор учебника по управлению школой, главный редактор журнала для школьных руководителей, имеете богатый конкурсный опыт — все логично».

— Расскажите о ходе конкурса и его участниках.

— Конкурс проходил с 5 по 8 октября в Красногорске Московской области. В нем приняли участие 30 финалистов. Наибольшее представительство (три директора) имел Санкт-Петербург. По два представителя в финале получили Татарстан и Хакассия, Краснодарский край, Белгородская, Иркутская, Калужская, Московская и Самарская области. Одним финалистом-директором были представлены Северная Осетия — Алания, Камчатский край, Ивановская, Калининградская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Орловская, Ростовская, Свердловская и Тюменская области.

— А Москва и Тверь?

— На первый взгляд, удивительно, что среди финалистов не оказалось представителей Москвы. Однако проведенная в столице политика укрупнения школ с одновременным ужесточением контроля дала о себе знать: зажатому в тиски административного контроля директору гигантского образовательного учреждения вряд ли удастся показать творчество и самостоятельность мышления, что было обязательным условием прохождения конкурсных процедур. Среди финалистов не оказалось и представителей Тверской области, хотя в первом туре они были. Здесь причина в том, что профессиональными педагогическими конкурсами на уровне региона надо специально заниматься — готовить конкурсантов из перспективных педагогов и директоров школ. А насколько я знаю, этим на уровне области никто не занимается.

Среди моих коллег по жюри было много известных в российском образовании людей: директор московской школы № 109, академик Российской академии образования Евгений Ямбург, директор крупнейшей на северо-западе России школы — петербургской Академической гимназии № 56 — Сергей Данилов, известный журналист Александр Милкус, знаменитый путешественник и педагог Матвей Шпаро и другие. Мы быстро согласовали единые подходы к оценкам и руководствовались ими на протяжении всех испытаний, что стало одним из факторов успешного проведения конкурса.

— Бытовало мнение, что директор — это, прежде всего, хозяйственник, который должен решать многочисленные вопросы по организации работы в школе. На Ваш взгляд, какой он, современный директор?

— Вы зрите прямо в корень проблемы современного директора школы! Именно ей было посвящено первое конкурсное испытание «Формула успеха». Выступления оказались очень яркими, и все сошлись во мнении, что современный директор школы — это лидер педагогического коллектива, способный предложить интересные идеи для развития школы и организовать их реализацию. А для последнего нужно уметь увлечь педагогов, быть в некотором смысле «учителем учителей», находить ресурсы для развития школы, в том числе и материальные, умело применять нормы законодательства, владеть огромным массивом информации о состоянии системы образования. Часто это не удается сочетать в одном человеке, и поэтому важно иметь управленческую команду, которая разделяет идеи директора и дополняет его, а в чем-то даже и компенсирует определенные его недостатки.

В итоге подсчетов баллов лауреатами стали директора из Северной Осетии — Алании и Татарстана, Белгородской, Иркутской, Калужской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской и Свердловской областей, которым предстояло состязание «Стратегическое решение»: за три часа нужно было разработать и обосновать характеристики образовательной системы школы-новостройки с учетом заданных условий. Откровенно скажу, это испытание было очень сложным. В период подготовки каждый конкурсант находился в отдельном помещении и мог воспользоваться помощью членов своей управленческой команды, список которой был заранее оговорен. Выступления десятки лауреатов конкурса со своими проектами определили лидеров — директора калужской школы Оксану Милованову и подмосковного директора Майю Майсурадзе, чьи стратегические решения по проектированию новых школ были, по мнению большинства членов жюри, наиболее оригинальными и в то же время реалистичными. Они, а также Владимир Кильдюшкин из Самары, Надежда Сулимова из Татарстана и Инна Тяпугина из Белгорода стали призерами конкурса и были допущены к следующим испытаниям.

— И как был определен победитель конкурса?

— Пять призеров провели заседания конкурсного педсовета с учителями образовательного центра «Вершина» Красногорского района. А затем ответили на вопросы в ходе испытания «Пресс-конференция». По итогам конкурса «Директор года России-2021» его победителем стала директор гимназии из Московской области Майя Майсурадзе.

— Не считаете ли Вы, что бесконечные ежегодные преобразования ОГЭ и ЕГЭ мешают учебному процессу и сильно «бьют» по родительскому кошельку? Только один сборник ЕГЭ по русскому языку стоит более 500 рублей! А купить надо 3-4 сборника по разным предметам. В провинции, где зарплата у многих минимальна, — непозволительная роскошь.

— Мы уделяем излишне много внимания проблеме ОГЭ и ЕГЭ. Это способ оценки результатов образования, и он мало связан с проблемой достижения его высокого качества. Признать проблему ЕГЭ главной в системе образования — это все равно что утверждать: главная проблема медицины — в термометрах.

В 2021 году общим количеством бюджетных мест, по данным Минобрнауки, обеспечены 60 процентов выпускников школ. Это значит, что выпускник с достаточно скромными баллами мог поступить в вуз на бюджет. А многолетний опыт проведения ЕГЭ сформировал у хороших учителей умение готовить ребят к экзаменам при достаточно скромных за-тратах. И вот тут я подхожу к главной реальной проблеме отечественного образования — где взять хорошего учителя? Эта проблема заслуживает отдельного обсуждения!

Также с сожалением я вынужден констатировать, что нерешенной остается проблема образовательного неравенства: небогатые семьи не только не могут позволить значительных трат на образование, но и нередко отказываются отправлять своих детей в вузы из-за опасения «не потянуть» финансово. Я бы рекомендовал обратить внимание на систему среднего профессионального образования. Окончив техникум или колледж и получив специальность, в дальнейшем можно поступить в вуз на заочное или вечернее отделение, совмещая работу и учебу. Причем сдавать придется не ЕГЭ, а вступительные экзамены в традиционном формате. Я знаю немало коллег по научной деятельности, которые, таким образом окончив вуз, стали впоследствии профессорами и доцентами. Также я бы обратил внимание юношей на вузы силовых структур, курсанты которых полностью находятся на государственном обеспечении. В свое время я и сам окончил военное училище.

— После службы в армии Вы начали педагогическую карьеру в школе N№ 8 Ржева. А чем сейчас занимаетесь?

— Работа в восьмой школе, которую я в свое время окончил, дала мне многое как педагогу. В 90-е годы там был замечательный педагогический коллектив! Сейчас я заведую кафедрой и руковожу экспертно-аналитическим центром в Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Кроме того, являюсь вашим коллегой, журналистом — главным редактором журнала «Практика административной работы в школе». Неоднократно нашими авторами становились и ржевские педагоги.

— Андрей Бондович, Вы проводили семинары с руководителями школ и учителями в разных российских городах. А с ржевскими руководителями школ и педагогами не хотели бы поделиться опытом?

— Да, было время, когда я достаточно часто выезжал с семинарами в различные города России и даже за рубеж. Однако сегодня в силу занятости крайне редко могу позволить себе выезды. В марте 2018 года я выступал перед руководителями сферы образования Ржева. И если руководство города проявит интерес, то готов позаниматься еще. Но такие занятия должны соотноситься со стратегией развития образования города. Я принципиально не рассматриваю предложения в стиле «приезжайте, расскажите нам что-нибудь интересненькое».

— 2023 год Президент объявил Годом педагога. Что нужно изменить в российском образовании, чтобы молодежь охотно шла в педагогические вузы, а потом оставалась работать в школе?

— Конечно, внимание властей к образованию важно; педагоги не должны «ходить с протянутой рукой», выпрашивая себе самое необходимое для работы и развития образовательного учреждения. Но, к сожалению, отучившись в школе, подавляющее большинство молодых людей не представляет, как здорово быть учителем и какие перспективы эта профессия открывает перед человеком. Педагогическая деятельность развивает очень много умений; хороший учитель компетентен, высокообразован и всегда на виду в обществе. И если в какой-то момент тебе захотелось поработать в другой сфере, то, как показывает опыт, хороший педагог будет востребован и вне системы образования.

Поэтому главное, как мне кажется, — показать молодежи перспективы, которые открывает профессия. Для этого, в том числе, я и пишу эти строки. От незнания таких перспектив и происходит пресловутый двойной негативный отбор в профессию — нелучшие выпускники школ поступают в педвузы, а затем нелучшие их выпускники идут работать в школы. Важно реформировать и сами вузы, которые не развивают в должной мере педагогические компетенции у своих студентов.

Таким образом, сочетание повышения внимания властей к нуждам школы с показом достоинств профессии учителя молодым людям при совершенствовании самого педагогического образования, как мне представляется, способно существенно повысить престиж учительской профессии.

— Спасибо за содержательный разговор. Всего Вам доброго!

Беседовала Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *