7.09.1942. СУДЬБА: ПРОПАЛИ БЕЗ ВЕСТИ

— Еще один самолет нашли, на выходных поднимать будем. Поедешь? — спрашивает по телефону участник поискового отряда «Память 29-й армии» Дмитрий Никитин.

— Конечно! — отвечаю я. — Обязательно поеду.

Недавно в нашей газете был опубликован материал «Вечной славы и памяти достоин», в котором мы рассказали об Ил-2, сбитом под Ржевом в августе 1942 года.

В День народного единства поисковики снова были в лесу. На этот раз недалеко от деревни Мончалово.

— Свидетелей событий Великой Отечественной войны осталось совсем немного, в основном это те, кто тогда был ребенком. И зачастую о том, что когда-то видели обломки самолета, люди вспоминают, когда их начинаешь расспрашивать. О Пе-2, который поднимаем сейчас, весной этого года тоже рассказал житель деревни Мончалово. Якобы в 1942 году в мончаловских лесах упал подбитый немцами самолет. Мы выехали сюда с металлоискателями и методом выкруживания нашли место падения, — рассказывает Сергей Петухов. — На помощь приехали поисковые отряды «Авангард» из Селижарово и «Звезда» из Твери.

4 ноября к 8 часам утра на деревенском поле уже было несколько машин, те, что посильнее, смогли проехать в лес. Спустя два часа собралась команда из 19-ти человек: и профессиональные поисковики, и те, кто выехали на подъем впервые.

В первый день воронку метров 13 в длину и 3 метра в ширину обкапывали до 20 часов. Когда стемнело, работали под прожекторами. Ночевали общим лагерем, кто в палатке и в спальном мешке, кто в машине.

Я приехала на место к 10 часам следующего дня.

— Все, что смогли, достали, дальше лопатами и руками не справиться. Обследовали яму щупами, до моторов еще метра два. Они по разным сторонам раскиданы. Вес одного — порядка 500 килограммов, без техники не справиться, — говорит мой сопровождающий и протягивает покореженный, уже отмытый от земли кусок фюзеляжа. На зеленом фоне — яркое алое пятно — луч красной звезды.

Подхожу к куче земли и глины… На самом же деле — это обломки незаменимой во время войны «пешки»: шасси, обшивка самолета, лонжероны крыла, детали мотогондолы, курсовые пулеметы…

— Пулеметы располагались в носовой части самолета. На данной серии Пе-2 — один пулемет ШKAC и 3 авиационных пулемета Березина, — поясняют ребята.

Я посмотрела в небо… Хмурое, сеет дождем, но мирное и тихое; как верхушки деревьев качаются, слышно.

У небольшой березки в отдельный пакет сложены найденные в воронке останки…

Хочется помолчать, а если и говорить, то только о том, что случилось здесь 80 лет назад и что происходит сейчас.

К полудню, проложив себе площадку, за работу берется экскаватор. За движением ковша вниз-вверх смотрят пар десять глаз. …Пять, шесть, шестнадцать… двадцать… — отсчитываю ковши. Поисковики перебирают содержимое каждого. И всякий раз он что-то да цепляет: кусок обшивки, обтекатели мотора, стыковой узел крыла, передняя стойка шасси…

— Самолет в фарш превратился, вот так удар был! — делает вывод волонтер из Твери Василий. Сначала его сравнение режет ухо, но вместе с тем оно точно передает то, что мы видим: под ногами — жижа, нашпигованная кусочками металла.

Чем глубже в землю врезается ковш экскаватора, тем четче в воздухе запах горючего. Скорее всего, топливные баки, когда самолет был сбит истребительной авиацией немцев, были полные. На отдельных фрагментах самолета следы копоти. Значит, машина горела…

На ожидаемой глубине в два метра мотора нет. Нет его и еще через два метра. Отбросив сожаление, что не взяла тряпочные перчатки, голыми руками поднимаю с земли комок, убираю грязь…

— Головка блока цилиндра, на ней может быть номер мотора, — замечая, как кручу деталь, поясняет Вячеслав Витензон.

Максимальная длина стрелы экскаватора — 4,5 метра, чтобы достать до дна разрастающейся ямы, ее уже не хватает. Машинист экскаватора Вадим Корольков раскапывает новую площадку и продолжает работу. Есть! Ковш по чему-то скребет. Чтобы зацепить один конец троса за зуб ковша, а другой за объемный фрагмент самолета, в яму спускаются Сергей Петухов и Игорь Кабанов. С первого раза вытащить его не удается, поисковики берутся за лопату и по очереди откапывают кусок металла со всех сторон. Чередуя усилия людей и техники, с глубины поч-ти 7 метров подняли лопасть винта с редуктором.

— На нем точно есть номер мотора, — уверенно говорит Слава. — Другие две лопасти от этого винта при ударе отлетели.

Иду за ним по пятам. На алюминиевой, блестящей, словно недавно с завода, шайбе отчетливо видны цифры: 21 231.

Но чтобы достоверно говорить о членах экипажа, за-крепленных за данной машиной, нужно сверить этот номер с тем, что на моторе. Возможно, самолет ремонтировали, мотор меняли. В Пе-2 три члена экипажа: пилот, штурман, стрелок-радист.

Вслед за лопастью с редуктором из ямы подняли куски фюзеляжа и масляный радиатор.

На часах 16.00. Из-за пасмурной погоды уже темнеет, принято решение продолжить поиски на днях. Тепло попрощавшись, все разъезжаются.

В годовщину проведения парада на Красной площади, вечером 7 ноября, мне пришло сообщение: «Подняли первый мотор. Второй лежит на глубине, с которой наш экскаватор не может справиться! Экипаж установили». Сердце застучало чаще… «Ура!» Душа заговорила строчками из стихотворения Сергея Белкина: «Меня нашли! Вам скоро весточку доставят о «без вести пропавшем» на войне…»

Через два дня становится известно: 7 сентября 1942 года в поле, в районе деревни Мончалово упал Пе-2 — советский пикирующий бомбардировщик. Найденные останки принадлежат двум членам экипажа — командиру звена, старшему лейтенанту Василию Андреевичу Андрееву, __.09.1910 года рождения, и штурману, младшему лейтенанту Николаю Дмитриевичу Ковене, 6.12.1921 года рождения. Стрелок-радист Леонид Иванович Морозов смог покинуть самолет до момента крушения и, вероятно, попал в плен. Имеются данные, что в 1965 году он был награждён орденом Славы 3-й степени, а в 1985 году — орденом Отечественной войны 1-й степени.

В электронном банке документов периода Великой Отечественной войны «Память народа» есть данные из учетно-послужной картотеки на имя В. Андреева: Ленинградская обл., Славковский р-н, д. Борисы. Жена Клавдия Максимовна Андреева, г. Иваново. Последнее место службы: 1 ВА 10 отд. авиац. дал. развед. полк, дата выбытия: 7.09.1942 год. Причина: пропал без вести.

Место рождения Н. Ковени: Украинская ССР, Каменец-Подольская обл., Полонский р-н, с. Кателянка. Жена: Валентина Сергеевна Леонтьева, г. Петровск. Последнее место службы: 1 ВА 10 отд. авиац. дал. развед. полк. Дата окончания службы: 07.09.1942. Судьба: пропал без вести.

Второй мотор пока не подняли, но нашли генератор с его номером — 22-501.

«Самолет Пе-2 № 13/87 с мотором М105 РА и № 22-501 и 21-231 из боевого состава полка исключить как не вернувшийся с боевого задания 7.09.1942 года. Приказ 10 орап от 20.09.1942 г.» Такие архивные сведения предоставил историк авиации времен ВОВ Борис Давыдов.

Спустя почти 80 лет еще один экипаж вернулся с боевого задания. Поисковики составляют запросы, ищут родных.

Останки командира звена и штурмана будут захоронены 22 июня 2022 года на Мемориальном кладбище советских воинов.

P.S. Предполагается, что рядом с местом падения Пе-2 находится ещё один самолет. По рассказам старожилов, он упал в феврале 1942 года.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *