СОЧЕТАТЬ ИСТОРИЮ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

В минувшую среду в администрации города прошёл Совет по туризму. В состав Совета входят городское руководство и представители бизнеса, задействованного в туристической сфере, а обсуждаемые темы касаются дальнейшего развития туристической отрасли и, конечно, вопросов сохранения и популяризации истории нашего города.

Стоит отметить, что с момента открытия Мемориала Советскому солдату туристический поток в наш город значительно увеличился. По разным данным, за это время сам Мемориал и Ржев посетили более двух миллионов человек. А по неофициальным — гораздо больше. Отрадно, что гостей интересует не только сам Солдат, но и наш город. Направление патриотического туризма было всегда популярным, теперь интерес к нему возрос в разы. Но общаясь с туристами, экскурсоводы отмечают, что гости интересуются историей города в целом. Богатое довоенное прошлое ушло в какой-то степени на второй план, но о нём не забыли. С давних времён Ржев славился своими купцами и меценатами, и развивать подобные туристические программы просто необходимо, отмечают члены Совета по туризму.

А теперь к сухим цифрам. Сколько бы мы ни говорили о том, что туристический поток в наш город увеличился, что у людей вызывает большой интерес его история, о развитии туристической сферы красноречивее всего расскажет статистика. Кроме того, что мы хотим сохранить и приумножить славное прошлое, рассказать о нём гостям города, не стоит забывать, что туризм — это такой же источник пополнения бюджета, а значит, и дальнейшего развития городских территорий.

Увы, цифры не радуют. Еще задолго до этого в Совете по туризму шла речь о том, что наш бизнес оказался попросту не готов принимать такой поток туристов. И по каким-то не всем понятным причинам ряд предпринимателей не желает выходить на новый уровень, несмотря на то, что спрос на их услуги возрос. Качество сервиса порой оставляет желать лучшего, это касается в основном сферы общественного питания. Разница по поступлениям налоговых отчислений в сфере общественного питания в 2021 году по сравнению с 2019 годом увеличилась всего на 2,5 миллиона рублей. Учитывая рост цен и прочие экономические показатели, можно сказать, что сумма выросла не за счёт увеличения количества посетителей кафе, а за счёт того, что возросли цены на блюда, да и количество кафе несколько увеличилось. Принимая во внимание, что в туристической группе может быть в среднем от 20 до 40 человек, и все они, приезжая в город, посещают точки общественного питания, где «теряются» денежные средства — не совсем понятно. Возможно, ряд предпринимателей попросту не желает выходить из теневой сферы, значит, и доходы, а вслед за ними налоговые отчисления, будут гораздо меньше, чем могли бы быть.

По розничной торговле увеличение произошло опять-таки всего на 5 миллионов. Мало, но ещё печальнее вы-глядит сумма в туристической отрасли — всего 120 тысяч рублей. Конечно, с рядом вопросов, касающихся налогообложения и доходов, предстоит разбираться уполномоченным органам, но в целом картина складывается не совсем понятная. Сложно представить, что, посещая новый город, вы не зайдёте в кафе, не купите сувениры… Но цифры почему-то этого не подтверждают.

Немаловажно и то, что туристический поток в Ржев перехватывают иногородние фирмы, жаль только, что их экскурсии оставляют желать лучшего. Уже не раз были случаи, когда экскурсовод из другого города в составе группы заказывает экскурсии в Ржеве, слушает и записывает на диктофон то, что рассказывают местные краеведы, а потом продаёт такие экскурсии в своём городе. Но когда ему задают вопросы, выходящие за рамки записанной на диктофон и
заученной экскурсии, человек ответить на них не может… И поэтому берёт факты из головы. Конечно, в интернете немало сведений об истории нашего города, но, как показывает практика, не все они достоверны. И только изучая проверенные данные, можно донести до гостей города подтверждённую фактами информацию.

Такое поведение сродни недобросовестной конкуренции. Человек, купивший тур в своём городе, никогда, может, и не узнает, что ему рассказали что-то совсем далекое от правды. При таких обстоятельствах получается, что экскурсионные группы приезжают, к городу интерес есть, но местная туристическая сфера в этот процесс не вовлечена. Как переломить ситуацию, на Совете также обсуждалось, ряд мер уже намечен, и основное — это дальнейшее развитие единого туристического информационного центра как координатора всех процессов в данной отрасли. К тому же в других городах и регионах именно опыт единых ТИЦ наиболее успешен, а это опять же — здоровая экономика, прозрачные доходы и поступления в бюджет в виде налоговых отчислений.

Кто бы что ни говорил, но туризм — это отрасль экономики, в которой монетизируются не только интерес, знания и богатая история, а реальная вовлеченность туристов. Любая программа, предлагаемая на федеральном и региональном уровнях, подразумевает участие бизнес-структур и софинансирование со стороны предпринимательского сообщества. У нас пока такой инициативы нет, хотя возможность есть, ведь речь идёт не о больших суммах, которые могут стать составляющей частью доли софинансирования. Просто нет желания. Возможно, это менталитет, следуя которому бизнес у нас пока не всегда хочет нести социальную ответственность — поэтому в развитии города, благоустройстве территорий и решении точечных проблем уже много лет участвуют одни и те же люди. Проводят субботники, помогают обустроить освещение, украшают город к новогодним и рождественским праздникам — всё это на безвозмездной основе, и в списках всегда одни и те же имена.

Что касается участия в федеральных и региональных программах, то здесь опыт у Ржева, причём вполне успешный, есть. Напомним о победе в конкурсе Минстроя РФ. Город уже приступил к реализации проекта благоустройства парка Подпольщиков и части набережной между мостами. Как озвучил глава Ржева Роман Крылов, в дальнейшем планируется благоустроить Пушкинскую набережную, возле гостиницы «Ржев» сделать библиотеку под открытым небом.

— Противоположному берегу также хочется вернуть исторический вид — обустроить всю зону до Вознесенского собора, установить ротонды, скамейки, освещение. Благодаря участию в программе Минтуризма, в которой мы тоже заявились, в будущем появится возможность разместить баннеры с информацией об исторических местах города. По итогам весь исторический центр Ржева станет единым комплексом: это и Соборная гора, и Пушкинская набережная, и весь противоположный берег от старого моста до Вознесенского собора. К слову, та же территория парка Подпольщиков уже начинает «работать». Установленный в своё время по программе софинансирования домик, пустовавший долгое время, ожил. В него переехал центр русского быта «Горница», уже сейчас пользующийся большой популярностью, об этом говорят опять же сухие цифры — центр русского быта полностью находится на самоокупаемости. А учитывая дальнейшее благоустройство и развитие территории, поток туристов и интерес к проводимым в «Горнице» мероприятиям только возрастет. Кроме этого, посещение центра русского быта в скором времени станет возможным по «Пушкинской карте», — подчеркнул Роман Крылов.

Что касается довоенной истории города, то это бесценный кладезь данных и фактов; с историей Ржева связаны громкие имена купцов и меценатов, после войны уцелело несколько домов. И к счастью, как бы странно это ни звучало, не все они относятся к объектам архитектурного и культурного наследия. Почему к счастью? А потому, что дома, относящиеся к такому перечню, отремонтировать силами городского бюджета просто не под силу: это большое количество согласований, огромные суммы, очень сложный бюрократический процесс. Уж не знаю, где именно программа, призванная подобные объекты сохранять, дала сбой, но реконструировать такие здания самостоятельно город не имеет права. Зато к зданиям, пусть и довоенным, также принадлежавшим ржевскому купечеству, но не отнесённым к объектам архитектурного наследия, город внимание проявляет. Напомню, что так по программе Фонда капитального ремонта были отреставрированы дома-утюги на площади у памятника Сеславину и дом на улице Грацинского, напротив бывшего машиностроительного техникума. В скором времени на этом здании появится подсветка, которая подчеркнёт и украсит бывший купеческий дом. Кстати, на Совете по туризму предлагалось установить рядом информационный баннер и сделать дом своеобразным памятником всему ржевскому купечеству, а на самом баннере разместить краткую информацию о знаменитых местных купцах и меценатах.

Во время подготовки статьи мне попалась одна интересная новость из Рыбинска. Пример этого города как-то обсуждался на одном из заседаний; там на центральных улицах было принято решение все вывески сделать в историческом стиле, а сейчас в одежду тех времён одели и сотрудников службы доставки. Выглядит это настолько антуражно, что никого не оставляет равнодушным. Кто знает, может, со временем такой опыт перенимут и в нашем городе, а всё в совокупности приведёт к тому, что наша богатая история будет красочно и лаконично сочетаться с сегодняшним днём.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *