С ПЕСНЕЙ И СКРИПКОЙ ПО ЖИЗНИ

Скрипка — не самый простой инструмент. Так говорят сами музыканты. И действительно, в неумелых руках она издаст лишь скрежет, а в руках профессионала поет так, что душа замирает. Как заставить скрипку петь? Этому уже тридцать третий год учит детей преподаватель школы искусств Ржевского района Владислава Костина.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МУЗЫКА

Скрипка в жизни самой Владиславы Вячеславовны появилась благодаря родителям — Вячеславу Николаевичу и Инне Кузьминичне Костиным. По профессии родители далеки от искусства, они педагоги. Но мама сама всегда мечтала научиться играть на фортепиано. И одно время даже ходила на вечернее отделение музыкальной школы для взрослых. Было тогда в Ржеве и такое. А когда дочери подросли, конечно же, музыкальной школы им было не миновать. Старшую Ию отдали учиться на фортепиано.

— Меня же с детства настраивали, что я буду играть на скрипке, — вспоминает Владислава Вячеславовна. — Но когда мы пришли в музыкальную школу на приемные экзамены, места на скрипичное отделение закончились. Мне предложили фортепиано. Пришлось поплакать, и меня все же взяли на скрипку.

Моя собеседница с большой благодарностью вспоминает своих педагогов, Людмилу Михайловну Лукашову и особенно Веру Федоровну Гладышеву — они научили любить музыку, скрипку, тонко чувствовать инструмент. Это очень важно — как именно вложить в детскую душу любовь к искусству. И поддержать, дать этому крохотному огоньку разгореться в большое пламя, которое потом станет путеводным факелом в жизни.

Повезло Владиславе с педагогами и в Ржевском музыкальном училище, в которое она поступила сразу после окончания школы. Это целая плеяда замечательных музыкантов: Наталья Леонидовна и Александр Анатольевич Иваненко, Павел Владимирович Вознюк, Любовь Анатольевна Белова, Ольга Вениаминовна Антипова, Эвелина Владимировна Трунева, Ольга Ивановна Кутузова. Это люди такой закалки и такого таланта, которых будешь помнить всю жизнь. Они не просто учили игре на музыкальном инструменте, это было постоянное общение, воспитание. Владислава Вячеславовна говорит, что в общеобразовательной школе не было такого родства душ с учителями, как в музыкальной школе и училище. Педагоги осознавали ответственность за свою работу, какими они выпустят в мир своих воспитанников, какими знаниями наполнят. В училище было очень интересно, педагоги жили музыкой, заражая этой любовью своих студентов.

Творческая атмосфера, царившая в музыкальном училище тогда, захватила мою героиню целиком и уже не отпустила. Неудивительно, что после получения профессии в 1989 году Владислава решила посвятить свою жизнь музыке. Переняла эстафету от своих наставников — учить детей мастерству игры на скрипке. Свою преподавательскую деятельность она начала в Хорошевском филиале районной детской школы искусств.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ НА СКРИПКЕ

Скрипка — самый загадочный инструмент. Из нескольких струн и смычка извлекать такую музыку! Мы разговорились с моей собеседницей об особенностях обучения искусству владения скрипкой.

— Я стараюсь вложить в своих воспитанников все то, что вложили в меня когда-то мои педагоги, — говорит Владислава Вячеславовна. — Учу их любить и понимать музыку, владеть инструментом так, как учили меня. Вот, например, в школе учитель объясняет предмет на уроке всем детям одинаково, дальше — ваши проблемы. Если не может ребенок понять — нанимайте репетитора. У нас такого никогда не было. Если нужны были дополнительные занятия, с нами занимались. И никогда не отмахивались, добивались результатов. Я стараюсь делать так же. Надо 15 раз объяснить — объясню.

К тому же скрипка сложный инструмент. И если нет стопроцентного слуха, то научиться играть будет не так просто.

— А бывает такое, что дети приходят в школу, не имея музыкального слуха?

— Бывает. Ребенок хочет заниматься, а от природы данных нет. Но все можно развить, если заниматься. И самое главное — желание родителей. Если они поддерживают своего ребенка в стремлении к музыке, то все обязательно получится. Любой музыкальный инструмент — это физический труд и терпение. Требуется немало усилий, пока скрипка запоет, а не заскрипит! Но когда есть результат, первое успешное выступление на концерте, все счастливы. Детям важно не только заниматься в классе с педагогом, но и показывать свое мастерство. Это, безусловно, стимулирует, в том числе учит преодолевать боязнь сцены.

Важно не отбить у ребенка желание заниматься музыкой. Рецепт простой: любить детей. Все — личности, нужно пытаться всех понять. Если что-то не получается — успокоить, с каждым поговорить, кого-то взбодрить, кого-то пожалеть, слезы вытереть. И обязательно похвалить. У нас с учениками есть маленький секрет: волшебная сумка, в которой всегда лежат конфеты. После урока — обязательно угощение. После концерта — тоже.

Я своих воспитанников за все годы работы помню и люблю. Не могу кого-то выделить. Это же мои музыкальные дети!

Необязательно все станут великими музыкантами. Их столько и не нужно. В России всегда считалось нормальным изучать языки, танцы, музыку, рисование, игру на музыкальном инструменте для общего развития. Грибоедов, например, был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Хотя главным делом своей жизни он считал литературу. Музыкальное образование не мешает, а наоборот, помогает развитию ребенка. Занятие на струнном инструменте — это постоянная стимуляция кончиков пальцев, развитие мелкой моторики. Музыка — родная сестра математики с астрономией. Когда человек учится играть на музыкальном инструменте, подключается другое полушарие мозга, начинает развиваться творческое начало. Это собранность, коммуникабельность, умение выйти на сцену, сделать то, что ты можешь. Разучивание произведений развивает память. Обычно все музыканты легко осваивают иностранные языки. Так что я всем советую!

— Скрипка еще и не самый дешевый инструмент.

— Если хорошая — да. Но любой хороший музыкальный инструмент недешев. Впрочем, в нашей школе есть фонд музыкальных инструментов, они переходят от учеников к ученикам.

А в моей жизни скрипок было всего две. Первый инструмент, с которым я оканчивала музыкальную школу — обычная фабричная скрипка. Вторая появилась у меня на первом курсе музыкального училища. Родители купили скрипку в Москве, в мастерских при Гнесинском институте. Она немецкого производства середины XIX века, но не мастеровая, а артельная. И у скрипки хорошее звучание. Я всю жизнь на ней играю.

Знаменитые скрипки Гварнери, Амати, Страдивари — все это мы с детьми видели в музее. Вообще, когда есть возможность, мы стараемся съездить с воспитанниками в театры, на концерты, в музеи. Директор нашей школы Светлана Куликова всегда приветствует такие поездки и старается помочь с организацией. В Москве с детьми мы побывали в музее музыкальных инструментов им. М.И. Глинки. И мне было приятно, когда экскурсовод нам стала рассказывать об органе, а мои дети тут же выдали все, что они знают об этом инструменте.

С ПЕСНЕЙ И СКРИПКОЙ ПО ЖИЗНИ

— Скрипка — Ваша единственная любовь?

— Нет. Вторая большая любовь — литература. В нашей
семье все и всегда читают. Родителей без книги я даже представить не могу. И для себя решила, что второе образование обязательно будет филологическим. В 1993 поступила в Тверской университет заочно. Так совпало, что дипломный руководитель у меня была пианистка, выпускница Тверского музыкального училища, а мой дипломный проект назывался «Роман Х. Кортасара «Игра в классики» как роман-джаз».

А с песней по жизни я шагаю благодаря моей музыкальной семье. Дома, на семейных праздниках, у нас больше поют, несмотря на то, что и я, и сестра играем на музыкальных инструментах.

Много лет я пела в ансамбле «Россиянка», который был создан Светланой Романовой в совхозе-техникуме, в его здании в то время находился филиал нашей школы. Наше первое большое выступление — в Ржеве во время встречи делегации из немецкого Хауберна. А в 1993 году мы поехали с ансамблем на Европиаду в Германию. «Россиянка» стала первым русским ансамблем, принявшим в ней участие.

Кроме того, уже много лет пою в церковном хоре Вознесенского собора в Ржеве. Духовная музыка — это особенное исполнение, вдохновение, особенное состояние.

Но главную роль в моей творческой жизни играет, конечно же, скрипка. В начале 90-х Павел Вознюк создал наш ансамбль скрипачей и стал его первым руководителем. Затем эстафету приняла Любовь Белова. 27 лет наш муниципальный ансамбль скрипачей выступает не только в Ржеве, но и далеко за его пределами. Два года назад мы были в Финляндии, выступали в Швеции, неоднократно участвовали в конкурсах и фестивалях международного уровня. Мы с коллегами уже не просто сыгрались за столько лет, а сроднились.

— Расскажите о самом необычном выступлении вашего ансамбля?

— 22 июня, 4 утра, берег Волги напротив обелиска. Это была траурная церемония спуска на воду венков в День памяти и скорби. Музыканты стоят по колено в траве, в темноте, при свечах. Технически, конечно, не совсем удобно. Но это было очень волнительно и торжественно.

Запомнилось еще одно необычное выступление. Мы поехали в Старицкий район, где должны были выступить с концертом в клубе. На дворе — зима, а клуб — совершенно неотапливаемый! Пришлось музыкантам надеть свои концертные платья поверх всей имеющейся одежды. Пар изо рта, руки примерзают к смычку. Но нас так принимал зал! Тем более что афиша на клубе гласила: будет выступать симфонический оркестр! И мы постарались оправдать такое высокое звание.

Творческих путешествий с ансамблем, поездок за эти годы было очень много, но вот эти случаи почему-то больше всего запомнились.

— Ваши любимые исполнители в музыкальном мире?

— Скрипач Иегуди Менухин, очень люблю музыку в его исполнении. Очень нравится наш Александр Иваненко, создавший в Ржеве такой замечательный коллектив. В Ржевском музыкальном училище все струнники были чудесные. Очень люблю камерную музыку. Но вообще я всеядна, люблю все, что играю — от классики до современной музыки. У нашего ансамбля в репертуаре много произведений разных эпох и разных направлений. Если они играются, если они есть в репертуаре, к ним прирастаешь.

* * *

Как сказал древний мыслитель Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Удивительное чувство, когда хобби и есть твоя работа, приносящая не только доход, но и моральное удовлетворение, радость. В жизни Владиславы Вячеславовны так и произошло. Ее увлечение стало профессией, делом всей жизни — открывать детям волшебный мир музыки и дарить зрителям радость от встречи с искусством.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *