«СИРИУС» — ОТДЕЛЬНЫЙ МИР

— О «Сириусе» я могу рассказывать вечно, — улыбается ученица 10-й гимназии Мария Баукина. — Трудно говорить об этом месте так, чтобы уместить все эмоции, время я провела там замечательно!

«Сириус» — образовательный центр, созданный в 2015 году на базе олимпийского наследия. Его основатели — деятели науки, искусства, спорта — действовали по решению Президента России, который и возглавил попечительский совет.

Приехать в центр могут школьники, граждане РФ от 10 до 17 лет, кто демонстрирует успехи в науках — математике, физике, химии и биологии; спорте — хоккее, фигурном катании и шахматах; искусстве — классическом балете, живописи и академической музыке (фортепиано; струнные инструменты — скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа; духовые инструменты — гобой, кларнет, саксофон, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, флейта; ударные инструменты) и литературном творчестве.

На интенсивных образовательных и проектных программах дети учатся у лучших педагогов, экспертов и тренеров. У ребят есть возможность встретиться с лидерами российских компаний, известными учеными, артистами, спортсменами, писателями.

За шесть лет выпускниками «Сириуса» стали более 40 тысяч школьников из всех субъектов страны. Среди их достижений — победы на международных и всероссийских олимпиадах, спортивных соревнованиях, музыкальных и художественных конкурсах.

Программы центра бесплатны: проезд, пребывание и питание участников оплачивает «Сириус».

— Об образовательном центре я узнала ещё в 2020 году, и мне сразу захотелось туда поехать. Собрала и подала документы на участие в литературной смене, но не прошла по рейтингу. В 2021 году подала заявку второй раз. Спасибо родителям, директору Дома детского творчества Елене Владимировне Демидовой — они поделились своей уверенностью в том, что на этот раз у меня все получится. Мои основные работы размещены на сайте Музея Победы, в литературном альманахе «Тысяча добрых страниц», есть работа с литературного конкурса «Класс». Ещё у меня были баллы за участие во Всероссийском конкурсе на онлайн-платформе «Большая перемена» и во Всероссийской олимпиаде школьников.

Попасть в этот образовательный центр я хотела, чтобы понять, правильно ли поступаю, решив связать свою профессиональную жизнь с литературой, а еще чтобы определиться, в каком направлении развиваться в дальнейшем. Мои ожидания не оправдались, а превзошли себя в несколько раз. «Сириус» — отдельный мир, в который ты погружаешься с головой, переосмысливаешь свою жизнь.

Помимо профильных лекций, у нас каждый день были пары какого-либо учебного предмета. В конце смены всем выдали табель об успеваемости. Я впервые одна и так надолго уехала из дома в неизвестность, но не испугалась, ведь неизвестность интереснее, чем то, о чем ты заранее все знаешь.

Люди, с которыми там встретилась и познакомилась, поразили своим жизнелюбием, активностью, позитивным настроем. Общение с ними было для меня столь же важно, как и сами учебные программы. Наши взаимоотношения строились на доверии и уважении. Запросто поговорить на любую тему, задать интересующий вопрос можно было своему сверстнику, работнику центра, куратору. Теплая дружеская атмосфера невероятно успокаивала, настраивала на позитив и вдохновляла. Прошло несколько недель, как я дома, но каждый из 25 дней смены помню до сих пор. Программа была насыщенной: с утра и до самого вечера на занятиях, после — выполнение творческих заданий по литературе: стихи, тексты, отклики.

Я создавала визуальный проект к стихотворению из альманаха литературного творчества «Сириуса» Екатерины Кузнецовой «Предание», используя приём «инсталляция». Свои эмоции от прочитанного, понимание произведения я отобразила в модели.

В модуле «мастерские» выбрала тему «Время и пространство поэтического текста. Создание книги своих стихов». Финальным продуктом стала авторская книга, сделанная своими руками. При ее создании мне очень пригодился метод дизайн-мышления, когда, исходя из задачи, выделяются определенные этапы, проходя и анализируя которые, человек находит неочевидные решения той или иной проблемы нестандартным способом. Я много узнала о дизайн-мышлении, о том, как его применять в повседневной жизни, и это мне сейчас помогает.

Затем были семинары, где я трудилась над стихотворением. Название выбранного мной семинара — «Предметный мир», соответственно, я должна была соблюдать определенные правила построения текста именно в предметном стиле. Вот что вышло в итоге (в сокращении):

Галька кипит, тая в лучах,

Порох молочный на острых плечах,

Тихо зовет за кривой горизонт

Птица, резвящая воздуха фронт…

Ревнивый порыв растревожил мой шарф,

Он, горделив, устроил пожар:

Красный и гневный, взлетел и, спеша,

Нить распустил — разлетелась душа.

Яркие пряди легли на подол

Синего платья — хранителя волн,

Сетью оплёлся лазурный бульон,

Хрупкою марлей покрыл ореол.

Больше не греет ничто мою душу,

Холодно. Дрожь внутри рвётся наружу.

Шарфа не жаль, пусть лавирует в море —

Остался один он в бездонном просторе.

На финальном модуле мы делали командные проекты. Наш назывался «Каллиопа. Эпическая поэзия». Мы творчески смоделировали путешествие Одиссея. Зритель проходил с ведущим путь, состоящий из множества станций-мест, где был Одиссей, их мы создали сами, используя всевозможные материалы. Главной целью было погрузить посетителя в контекст, заинтересовать, обратить внимание на детали. Так же в проекте присутствовали отсылки к современным произведениям об Одиссее.

Уставала ли я? Нет, и спать от эмоций, полученных за день, не хотелось.

Как ни странно, по дому не скучала, и уезжать от новых друзей мне не хотелось. Наверное, главное, чему я научилась за эти дни, — более глубоко понимать красоту жизни, чаще ее замечать.

Бесценный опыт — общение с преподавателями, магистрами лучших университетов страны, редакторами серьезных издательств, со студентами-кураторами, которые и помогли мне наметить личные цели. Максимилиан Неаполитанский, исследователь при институте философии СПбГУ, помогал мне с работой над итоговым текстом. В паре с ним вел лекции и контролировал процесс Вадим Пугач, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ.

Татьяна Кучина, доктор филологических наук, член жюри Всероссийской олимпиады по литературе, вела у нас лекции по подготовке к ВсОШ (Всероссийской олимпиаде школьников) по литературе.

Поэт, член Союза писателей Санкт-Петербурга Дмитрий Коломенский вел «Поэзию мифологии». Кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Галина Данилова контролировала процесс создания проектов.

Ещё несколько занятий и две игры «Что? Где? Когда?» проводил Алексей Блинов, обладатель статуэток «Хрустальная сова», титула «Лучший капитан клуба».

Восхищалась нашим преподавателем, доктором философских наук, профессором СПбГУ Галиной Лола.

За время, проведенное в «Сириусе», я поняла, с помощью чего могу достигать поставленных целей.

И сейчас я все ещё в приятной грусти по настоящим друзьям, которых обрела в центре, но теперь готова решительно двигаться вперёд.

Мне нравится работать с детьми, но в роли учителя или воспитателя я себя совсем не вижу. «Сириус» показал и доказал мне: если добиться определенных успехов, можно работать с теми, кто заинтересован в том, что ты умеешь делать и делать здорово. Кураторы вдохновили меня поступать на филологический факультет вуза, а начиная с 3-го курса было бы здорово устроиться на работу в «Сириус». Куратором может стать человек, имеющий психологическое, педагогическое или филологическое образование, или студент, учащийся на 3-ем курсе. Все качества куратора — терпение, креативность, оригинальность мышления, несомненно, ответственность — я буду в себе развивать. Мне предстоит научиться очень многому, и это отлично.

Записала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *