МИР КУКОЛ ЕЛЕНЫ РУМЯНЦЕВОЙ

Вы любили в детстве играть с куклами? Думаю, все представительницы прекрасного пола ответят утвердительно. И, вздохнув, вспомнят свою любимую куклу… А я знаю женщину, которая, несмотря на возраст, до сих пор с куклами. Правда не играет, а создает их. Да еще каких!

Лет семь назад я рассказывала читателям о Елене Румянцевой, художественном руководителе Есинского Дома культуры. О ее золотых руках и таланте. Елена Владимировна — настоящий мастер декоративно-прикладного творчества. Красочные костюмы для творческих коллективов Есинского ДК, великолепные кокошники, расшитые бисером, для хореографического коллектива — девчата красуются в нарядных головных уборах на всех выступлениях. Елена увлекается воссозданием старинных головных женских уборов. Валяние, вышивка нитками и лентами, а также многие другие направления декоративно-прикладного творчества подвластны есинской «Елене-искуснице».

А в 2014 году Елена Владимировна увидела выставку обереговых кукол в интернете. И «заболела» ими в хорошем смысле, погрузившись с головой в этот загадочный мир. Куклы поразили своим предназначением, глубоким смыслом. Елена Владимировна начала изучать историю возникновения обрядовых кукол на Руси, процесс их создания. И с тех пор этот кукольный мир ее не отпускает.

— Обереговые куклы — целый пласт в культуре русского народа, — рассказывает мастерица. — В древние времена куклы-обереги делались для разных жизненных ситуаций, и в доме их насчитывалось огромное количество. Можно сказать, что все периоды жизни человека сопровождали обереговые куклы. Предназначение кукол ясно из названия: оберегать человека. Когда рождался малыш, то делали специальную куколку — Пеленашку. Есть кукла Десятиручка — она для замужней женщины. Считается, что у хозяйки должно быть десять рук, чтобы управляться по хозяйству, и кукла должна помогать в этом. Одна из самых известных — кукла Счастье — девочка с длинной косой. Причем считается, чем длиннее коса, тем счастье больше. Берегиня — защищает от болезней и злых сил. Вовнутрь оберега обязательно складываются монеты, зерно и шерсть, которые помогают сохранить домашнее тепло, денежный достаток и получение хорошего урожая. Неразлучники — их дарят на свадьбу, чтобы молодые жили в ладу. Когда девушка выходила замуж, мать обязательно дарила ей свадебную мотанку на счастье и удачу в семейной жизни. В ее голову вкладывался небольшой кусочек уголька для создания домашнего очага. Баба-яга, как ни странно, тоже является хранительницей домашнего очага. Есть куклы Богатушка, Ведучка, Мамушка… Все тряпичные узелковые куклы являются домашними оберегами с древних времен. Существуют обереги на любые жизненные ситуации и создаются для того, чтобы в доме и в семье было добро, здоровье, мир, любовь, достаток.

Все обереговые куклы безлики. Существует поверье — если кукле нарисовать лицо, через глаза в нее может вселиться злой дух. И в старину делать куклу безликой было непременным условием, чтобы злые духи не навредили человеку.

Обереговые куклы хранят не всю жизнь. Когда куколка выполнит своё предназначение, с ней необходимо расстаться. Тех кукол, которые выполнили свою миссию, предают огню. Но ни в коем случае не выбрасывают. Например, кукла Желанница. Каждый раз, когда загадывают желание, на нее привязывают ленту или любое другое украшение. В какой-то момент человек понимает, что кукла перестала работать. Такая нарядная — и все! И такую куклу надо сжигать. Или, допустим, поистрепалась куколка. Такую тоже необходимо поменять.

Обереговых кукол делали только из натуральных материалов — ситец, хлопок, лен. А при изготовлении не использовали острые предметы, ткань обязательно рвали. Сейчас мы, конечно, используем ножницы. Кроме того, обереговую куколку не шьют, а связывают ниточками. Если украшение — то отдельно нашивают, но никак не на самой кукле.

Процесс изготовления обереговых кукол достаточно увлекательный. Ведь все должно быть правильно. Елена Владимировна поделилась секретом: во время создания куклы должно быть только хорошее настроение и добрые мысли. Но, пожалуй, главное условие — создатель кукол должен сам безгранично верить в то, что они приносят удачу и помогают людям. Иначе это просто игрушки. И Елена верит, вкладывая душу в каждое свое творение. Поэтому и получаются куклы такими добрыми, радостными и красивыми.

— Иногда подберу ткани, сделаю. Но вот не нравится, как выглядит кукла, и все тут! — продолжает моя собеседница. — Бывает, разберу и по новой собираю, порой раза по три. Иногда и с первого раза получается то, что нужно. Кукла должна нравиться. Поэтому я всегда довожу ее до совершенства. Ну как я это вижу.

Еще одно направление, в котором преуспела мастерица, — обрядовая кукла. Их делают для каких-то обрядов, праздников. Например, Сорока — чтобы закликать приход весны. Куклы Масленички годовые и однодневные. Годовую Масленицу ставят в доме в укромном уголочке, надо наговорить на нее все, что человек желает получить. А через год такую куклу сжигают и приносят в дом новую. Однодневки делаются непосредственно на праздник, на такую Масленичку наговаривают то, от чего человек хочет избавиться. Ее кладут в карман большого масленичного чучела, приготовленного для сжигания. Русские народные обрядовые куклы-обереги Вербница и Пасха считались подарком и могли заменить собой пасхальное яйцо, дарить их значило оказывать большую честь! В старину таких пасхальных кукол делали к Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи. Обрядовых кукол, как и обереговых огромное множество.

Елена Румянцева увлекается созданием и интерьерных кукол. Их уже тоже накопилась целая коллекция.

— Я очень давно хотела попробовать сделать такую красавицу. Опять же, интернет в помощь, — говорит Елена Владимировна. — Сейчас на его просторах можно найти что угодно. И когда сделала и поняла, что получилось, это было просто счастье!

Интерьерные куколки стоят на отдельном стеллаже в рабочем кабинете Елены Румянцевой. Я просто глаз не могла оторвать от них. Куклы все абсолютно разные, но все — безупречные. Столь тонкая работа, где каждая мелкая деталь сделана аккуратно и тщательно, до мелочей продуман каждый образ.

Еще одно направление кукольной работы — создание сюжетов из деревенской жизни, такие живые картинки в деревянных рамках. Первая работа Елены «Масленичный хоровод». Потом появились «Свидание», «Гончар», «Мама возле колыбели» и многое другое — целая галерея образов. Интересно разглядывать эти живые сюжеты, где тонко продумано все до мелочей.

Когда Елена говорит о своей работе, у нее горят глаза, и я понимаю, что человек живет творчеством, это приносит радость не только ей, но и окружающим. Все, кому я рассказываю о Елене Румянцевой и ее творчестве, всегда говорят одну единственную фразу: «Счастливый человек!» Действительно, счастливый. Это дорогого стоит, когда в свое дело ты влюблен настолько, что не представляешь себя вне его. Елена в буквальном смысле ходит на работу как на праздник. Ведь ее работа и заключается в том, чтобы дарить людям этот праздник.

Кстати, кукол накопилось уже на целый музей. В здании Дома культуры отгородили небольшое помещение, где разместилась эта необыкновенная коллекция. Есинский КДЦ даже подал заявку на участие в конкурсе на получение гранта для музея обрядовой и обереговой куклы. Надо расширить помещение и подобрать соответствующий интерьер, чтобы создать достойное обрамление содержимому музея. А о том, что коллекция достойная, говорит и еще один факт: Тверской Дом народного творчества заинтересовался работами Елены и предложил устроить выставку в Твери.

Но главная цель — конечно же, создать полноценный музей. Его открытие планируется уже в августе, на праздновании Дня поселка Есинка. Я просто уверена, что люди будут приходить и приезжать в музей обрядовой и обереговой куклы, чтобы воочию увидеть это рукотворное чудо. Это не может быть неинтересно!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *