БАЯН ЗВУЧИТ ЗДОРОВО!

Диапазон этого инструмента — от глубоких басов до голоса четвертой октавы, а из-за схожести могучего звучания его называют мини-орган. 

Потенциал юного ржевского музыканта, который к своим пятнадцати годам овладел им если не в совершенстве, то близко к этому, велик. 

— Для меня это универсальный инструмент, сыграть на нем можно народную, классическую, современную музыку. Любое из произведений звучит очень душевно. Мне нравится играть органную музыку (прелюдии, фуги) и народные мелодии, красивое многоголосие дает широкие возможности, — увлеченно рассказывает о баяне ученик 7-го класса музыкальной школы им. Гуревича Артём Некрасов.

По дороге музыки парнишка идет с шести лет — тогда родители привели его в музыкальную школу на подготовительные курсы. Занятия ему понравились, и для продолжения знакомства с прекрасным он выбрал баян:

— Мама рассказывала, что хотела учиться игре на баяне, но ее не взяли, миниатюрным маленьким девочкам сложно с ним управиться. Наверное, ее желание было настолько велико, что передалось мне. Баян мне подарили еще до того, как пошел учиться. Я трогал стоящий передо мной инструмент, нажимал на клавиши, в ответ он так здорово звучал! Словно говорил со мной. Для занятий мне купили старенький, но хороший баян, на котором до меня учились играть многие ребята. Да, первое время пальцы, конечно, уставали, со временем замечал усталость все меньше и меньше. Быстрый разогрев и разработка пальцев происходит, когда играешь виртуозные произведения. Мой домашний инструмент весит восемь килограммов.

— Если попрошу, сыграешь? 

— Конечно. Отзывчивым слушателям готов играть хоть весь день. Мне это в удовольствие, уговаривать не надо.

Глядя на то, как Артём управляется с баяном, сомневаться не приходится, он свой инструмент любит и заниматься ходит не для галочки, а по велению души.

— Я слышал, как играют ребята постарше, мне есть чему учиться. Не вижу для себя занятие, которое бы могло полностью заменить баян. Есть стремление добиваться вершин, быть первым, сделать свою игру узнаваемой, отличной от других. Рядом со мной те, кто поддерживает, кто разделяет мою целеустремленность, — родители, педагог Марина Евгеньевна Попова.

— Музыкальная одаренность Артёма проявилась на начальном этапе обучения в музыкальной школе, — рассказывает Марина Попова. — У него большой творческий потенциал. Артём — боец, обладающий сценической выносливостью, которая помогает ему во время концертных и творческих выступлений. Играть перед публикой на баяне довольно сложно, исполнитель сидит к зрителю лицом, общается глаза в глаза, и сосредоточиться бывает непросто. У Артёма получается. К тому же он артистичен, обладает творческой индивидуальностью. Наш ученик принимает активное участие в концертной деятельности музыкальной школы и как солист, и как участник ансамбля баянистов «Сувенир», играет в составе дуэтов. Помимо учебного процесса, подготовки к конкурсам и экзаменам, много мелодий он подбирает по слуху.

— Артём, увлечение современных подростков спортом, блогерством, да даже игрой на гитаре или фортепиано, по мнению общества, более привычно, нежели баяном… Как к Артёму-баянисту относятся сверстники?

— Положительно. Когда выступаю, одноклассники поддерживают, после выступления, если на нем бывают, хвалят. Есть несколько друзей, которые вслед за мной пошли учиться играть на фортепиано, на гитаре.

— Ты — участник конкурса «Виртуозы зажигают звезды», о тебе говорят «гордость школы», «талант». Каково слышать такие слова?

— Конечно, приятно, когда благодарность за мои успехи получает лицей и музыкальная школа. Я испытываю чувство гордости за свой вклад в имидж учебных заведений, где с удовольствием учусь. Но не привязываюсь к словам, не люблю высоких фраз в свой адрес, — не задумываясь, отвечает на, казалось бы, каверзный вопрос Артём. — Лучше, когда о моих успехах и достижениях рассказывают в узком кругу. Я — скромный человек, считаю, если себя и показывать, то через игру на инструменте.

Выступать на публике Артём начал с участия в конкурсе «Играй, баян!», где сразу стал дипломантом 1-й степени. В 2020 году участвовал в мастер-классе, который проводил Заслуженный артист России, профессор кафедры народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных Игорь Сенин. В настоящее время Артём — лауреат многих областных, Всероссийских, международных конкурсов и фестивалей. В марте юный ржевитянин примет участие в мастер-классе доцента РАМ имени Гнесиных Семёна Шмелькова.

— Перед каждым выступлением волнуюсь, стараюсь, настраиваюсь, а за день-два волнение отпускаю, сосредотачиваюсь на игре, думаю не о том, что чувствую, а о произведении, которое исполняю.

Артём Некрасов уже дважды становился стипендиатом губернатора Тверской области. Будет участвовать в конкурсе молодых дарований и в этом году.

— Если вдруг не сложится, не расстроюсь. Принимать поражения умею. Проиграл — иди дальше, старайся, а погружаться в сожаления — напрасно тратить время. К чему зацикливаться на проигрыше. Не получилось в этот раз, получится в следующий.

— Что ты называешь поражением?

— Итоги конкурса. До его начала участники — друзья, а садимся за инструмент — соперники, конкуренты. Когда музыкант выходит на строчку или две выше меня — это поражение.

— Помимо музыки у тебя есть ещё интересы?

— Музыка — главный. Музыка — занятие для души. Если произошло что-то неприятное, она помогает успокоиться. Начинаю с мелодичных композиций, а когда уже прихожу в норму, ускоряю темп. Занимался шахматами, футболом, баскетболом, но бросил, так как успевал меньше. Секции забирают время, которое я бы мог отдать музыке, поэтому выбрал одно направление и стараюсь добиться в нем больших успехов. Так считаю правильным.

Марина Евгеньевна улыбается:

— Беспокоюсь, когда у детей наступает момент выбора. Но мы, взрослые, не имеем права говорить: только музыкальная школа, нет всему остальному! Ребенок должен сам выбрать, чем ему заниматься, тогда и отношение к занятиям будет позитивное, и мотивация выше. Был момент, когда я особенно волновалась, что же Артём выберет… Было сложно представить, что потеряю такого ученика. С ним очень интересно работать, мы учимся друг у друга. У нас творческий тандем.

Артём с уважением смотрит на своего педагога:

— Ни капли не жалею, что судьба свела с Мариной Евгеньевной.

На следующий год наш талантливый парень — выпускник музыкальной школы, планирует ли он идти по музыкальной стезе профессионально?

— Я задумывался о поступлении в музыкальное училище в Твери или Москве, — отвечает Артём.

Марина Евгеньевна приятно удивлена:

— Мы еще эту тему не обсуждали, свои дальнейшие планы мой ученик озвучил впервые. Приятная новость! Порадовал! Будем трудиться, программа сложная.

— Я готов, — кивает баянист.

— Артём, ты живешь в многоквартирном доме, где звукоизоляция ненадежная, как отношения с соседями?

— Хорошие. Бывает, что поиграю, выхожу на улицу, кто-нибудь из соседей говорит: слышали, как ты играл, молодец!

— У тебя есть люди, за которыми хочется тянуться?

— Отмечаю у человека качество, которого нет у меня, и пробую его нарабатывать. Доволен тем, что умею сам принимать решения. В том, что касается музыки, стараюсь учиться у педагогов. Подражать никому не стремлюсь, хочу найти свою, индивидуальную манеру игры на баяне, — рассуждает парень.

— Марина Евгеньевна, как часто встречаются такие ученики, как Артём?

— В моей практике нечасто. Рада, что такие есть в моем классе, что родители хотят, чтобы ребенок совершенствовался как музыкант, а значит, будут его поддерживать, интересоваться успехами. У Артёма очень дружная семья. Родители сопереживают, помогают ему, радуются успехам и, несомненно, гордятся.

Нам, взрослым, кажется, что мы знаем о детях все, а как думаете, о чем мечтает Артём?

— Одно из моих заветных желаний — хороший баян. Думаю, исполнится, сильным желаниям свойственно сбываться.

Желаем юному музыканту доброго творческого пути, побед и, конечно, исполнения задуманного!

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *