СКРЫТЫЕ СОКРОВИЩА ВОЛОКОЛАМСКОГО КРЕМЛЯ

Внутренний туризм в последнее время стал настоящим трендом. Мы впервые задумались о том, какие жемчужины истории, какие уникальные достопримечательности находятся в одном-двух часах езды от нашего родного дома. Сегодняшний рассказ — о соседнем с Ржевом Волоколамске.

Волоколамский кремль — городская доминанта. Посетить великолепный ансамбль зданий на красивом холме в центре города стремится каждый турист. Давайте и мы заглянем в его самые укромные уголки.

Загадки Воскресенского собора

Люди жили здесь с первого тысячелетия до нашей эры. Древнейшее сооружение современного кремля — собор Воскресения Христова. Он был возведен по заказу князя Бориса Волоцкого примерно в 1480 году. Монументальная белокаменная постройка с одной маковкой напоминает кряжистого средневекового воина. Окна-бойницы по периметру храма — узенькие, ведь в прежние времена церковь защищала не только дух, но и тело прихожан.

В одном объеме есть место для двух церквей: одна расположена на низком первом этаже, в подклете, вторая — над ней. Но на этом загадки Воскресенского собора не исчерпываются. Если приглядеться, видно, что южный фасад здания наклонен. А в северо-западном можно заметить металлические скобы-стяжки XIX века, которые препятствуют разрушению здания. Историки говорят, что здание разрушалось, и урон, по всей видимости, был серьезным: вокруг окна в северном фасаде можно увидеть большой фрагмент кирпичной кладки.

Позади кремля находится действующее СИЗО-50/2, в котором в 1980-е годы отбывал наказание за «фарцу» иконами знаменитый поэт Игорь Губерман, автор веселых стишков-«гариков».

Музей внутри церкви

Никольский собор выстроен из красного кирпича в середине XIX века в память о погибших в Крымской войне. Ближе к началу XX века здесь появилась новая колокольня с часами, а вокруг ансамбля церквей была обустроена монументальная чугунная ограда с башнями.

Пятиярусная колокольня кремля высотой 52 метра напоминает знаменитого «Ивана Великого» в московском Кремле.

Раньше башен было больше, а в цент-ре ограды располагались врата дивной красоты, которые уничтожили после революции и не восстановили во время реставрации в 1960-70 годах. Нынче в одной из башен располагается музейная уборная.

Сейчас в здании Никольского собора — музей, он переехал сюда в 1962 году из здания районного дома культуры. Кстати, в Подмосковье осталось немного подобным образом используемых церквей, и не переместись сюда музей, неизвестно, как сложилась бы судьба кремлевских храмов. Войдя внутрь, можно увидеть, как оригинально, в двух ярусах, тут расположена экспозиция.

Исторические находки

Клад из 230 серебряных русских монет-«чешуек» ХVI-XVII веков — уникальная находка. Он был найден в 1962 году местным жителем Анатолием Мягковым при перестройке дома неподалеку от кремля, на улице Советская, на глубине 70 см. Такой клад — настоящее сокровище музея, он один из самых крупных в музеях Подмосковья.

Топор-чекан XV века — знак ранга и боевое оружие русского воина. Топор был обнаружен при археологических раскопках на территории Волоколамского городища в 1987 году. Советский археолог Анатолий Кирпичников пишет: «Чеканы как знак ранга и боевое оружие характерны для русского войска вплоть до конца XVII века». Лезвие нашего чекана — узкое треугольное, чуть оттянутое к низу, с четырехлепестковыми клеймами по бокам. Этот экспонат похож на предметы X-XIII веков, но скорее всего относится к XV веку.

В кремлевской коллекции есть еще один топор — фатьяновский, каменный, времен бронзового века.

Средневековые лабутены

Изюминка музея в волоколамском кремле — коллекция фрагментов средневековой кожаной обуви. Эту коллекцию «высокой моды» XII-XIII веков обнаружила археологическая экспедиция МГУ (начальник — В. Ивченков) при раскопках в Волоколамском районе. В ту пору обувь являлась опознавательным знаком сословия. Именно поэтому простолюдинов называли «лапотниками» — дразнившие скорее всего щеголяли именно в коже, а лапти всегда были обувью преимущественно деревенской. Самой простой кожаной обувью были поршни — куски кожи со шнуровкой по кругу. Подошву, подшитую плотную нижнюю часть, надо было еще заслужить. Следующим шагом в индустрии были вшитые в кожу деревянные колодки. Было в средневековой моде и практичное зерно: в городах предпочитали носить кожу, потому что на деревянных мостовых древнерусских городов лапотное лыко быстро истиралось.

Мастера-усмари (кожевники) креативили как могли — кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и вплетали в них ремешки, создавая рисунок. Как раз такая прорезная обувь представлена в музейной экспозиции Волоколамского кремля. Кожу также красили в разные цвета, однако краски с течением времени не сохранились.

Обувь на левую и правую ногу кроилась одинаково, поэтому можно было легко
спастись от нечистой силы, быстренько переобувшись с левой ноги на правую и таким образом запутав след.

Свистулька от порчи

Подобные свистульки-птички использовались на праздниках, в обрядах, играх. По свидетельствам этнографов, в западной части Московской губернии до сих пор считают: если тебя кто-то сглазит, напустит порчу, достаточно посвистеть в глиняную свистульку и сказать: «Пусть порча перейдет на того, кто ее наслал!» И ты выздоровеешь, а тот неизвестный человек, который тебя сглазил, непременно заболеет. Хорошая вещь — свистулька!

Дмитрий КОТОВ

Фото из свободных источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *