О ПЛАТЕ ЗА КАПРЕМОНТ И КОНТРОЛЕ ЗА УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ

25 февраля в режиме онлайн состоялось заседание Комитета по бюджету и финансовым рынкам Палаты молодых законодателей под председательством его руководителя Артема Трифонова.
В повестке дня были рассмотрены вопросы о взносах на капитальный ремонт в ветхом жилье, о внесении изменений в федеральные законы об ОСАГО и о самозанятых, о надзорной деятельности органов местного самоуправления.

ДОМ ВЕТХИЙ, А ПЛАТИТЬ НАДО?

На заседании Комитета молодой парламентарий Николай Истин подробно рассказал о том, как сейчас обстоят дела с ветхим и аварийным жилым фондом, на примере моногородов и отдаленных местностей. Учитывая, что сейчас в нашем регионе, в Ржеве в том числе, программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья работает плодотворно, вопрос более чем актуальный. В статье 153 ЖК РФ сказано, что собственники жилых помещений обязаны оплачивать коммунальные и жилищные услуги. Ни слова об освобождении от платы за ЖКУ при признании дома аварийным не говорится. По большей части, вопросы по оплате квитанций жителями домов, признанных ветхими, связаны с тем фактом, что момент признания дома аварийным и фактическое расселение жителей, а также снос дома, не совпадают. В итоге возникает «переходный» период, когда дом признан аварийным, но люди в нем проживают, а управляющая организация, в свою очередь, продолжает управлять домом и оказывать услуги, выполнять работы, поскольку признание дома аварийным не является основанием для расторжения договора управления, прекращения управления домом, а также ликвидации ТСЖ, если таковое в доме имеется.

О КАКОМ РЕМОНТЕ РЕЧЬ?

Теперь о текущем и капитальном ремонте и о том, как их отличить друг от друга.

— Любое здание периодически нуждается в ремонтных работах, некоторые из них носят глобальный характер, а какие-то позволяют решить временные сложности. Стоит разобраться в отличиях между капитальным и текущим ремонтом многоквартирных домов, с какой периодичностью в доме должны проводиться те или иные работы, кто отвечает за различные виды ремонтных работ.

Главное отличие текущего ремонта от капитального заключается в том, что к текущему ремонту зданий предъявляется меньше требований, он является менее затратным, как в материальном плане, так и в экономическом, и требует меньше времени на проведение. Капитальный ремонт — это выполнение масштабных строительно-монтажных работ, восстановление утраченных первоначальных технических характеристик элемента дома в целом, при этом его основные технико-экономические показатели остаются неизменными. При проведении капитального ремонта замене подлежит вся система целиком (в том случае, если это необходимо). Текущий ремонт предполагает устранение локальных неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации дома, при этом такой элемент практически не выбывает из эксплуатации, его технические характеристики не меняются. Это работы по систематическому и своевременному предотвращению износа конструкций дома с помощью профилактических мероприятий. Организацией текущего ремонта занимаются управляющие компании и товарищества
собственников жилья, тогда как заказчиком капитального ремонта выступает региональный оператор (Фонд капитального ремонта) или владелец спецсчета. При этом собственники жилья имеют право контролировать выполнение всех видов ремонтных работ, а также участвовать в их приемке.

Текущий ремонт многоквартирного дома осуществляется управляющей компанией за счет средств собственников, которые ежемесячно перечисляют определенную сумму на счет УК или ТСЖ. Что касается капитального ремонта, то согласно ЖК РФ собственники жилья самостоятельно определяют, где именно будут накапливаться средства: на специальном банковском или на счёте регионального оператора, — поясняют в Фонде капитального ремонта Тверской области.

Напомним, что при этом в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу взносы на капитальный ремонт не уплачиваются. И, действительно, зачем платить за то, чего в этом доме уже никогда сделано не будет? Часть 2 статьи 169 Жилищного кодекса РФ гласит, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.

АДМИНИСТРАЦИЯМ — БОЛЬШЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА УК

О расширении полномочий органов муниципального самоуправления, простыми словами — местных администраций, в области надзорной деятельности за управляющими компаниями рассказал депутат Ржевской городской Думы, член комитета по бюджету и финансовым рынкам Палаты молодых законодателей Илья Горохов. Он предложил при возникновении угрозы жизни и здоровья людей дать полномочия органам МСУ проводить внеплановые контрольные мероприятия, а также правом устанавливать срок устранения возникающих угроз. После завершения заседания мы обратились к Илье Николаевичу за пояснениями по его предложению.

— Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления наделен правом проведения муниципального жилищного контроля, причем только в отношении муниципального жилищного фонда. Однако оперативное принятие мер обусловлено возникновением аварийных ситуаций во всех многоквартирных домах на территории ответственности, когда задержка в устранении может привести к тяжелым последствиям, — объясняет Илья Николаевич. — Основным индикатором появления таких ситуаций является население, которое в первую очередь информирует о проблеме и требует решения от муниципалитета. При этом органам местного самоуправления остается только рекомендовать управляющим организациям устранять неполадки в короткие сроки и направлять соответствующие уведомления в региональные надзорные органы.

Мое предложение: при обращении собственника жилья в многоквартирном доме в орган местного самоуправления с информацией о возникновении угрозы жизни и здоровья (а неубранная вовремя наледь с крыши может относиться к таковым угрозам) предусмотреть наделение полномочиями органа местного самоуправления в проведении внеплановых контрольных мероприятий на основании обращений во всех многоквартирных домах на территории ответственности. Также, в зависимости от степени угрозы, наделить муниципалитет правом устанавливать время для ее устранения. В случае бездействия УК должностные лица органов местного самоуправления должны иметь право составить протоколы об административных правонарушениях в отношении управляющих организаций. Для реализации инициативы потребуется внесение изменений в Жилищный кодекс, а также в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Данные меры значительно повысят качество выполнения обязательств управляющих организаций перед собственниками многоквартирных домов, а также ускорят устранение аварийных ситуаций.

Предложение Ильи Николаевича, озвученное на заседании комитета, будет направлено в профильный комитет Совета Федерации для дальнейшей проработки. Надеемся, что оно будет поддержано, ведь внесённые изменения, несомненно, упростят процедуру осуществления контроля за деятельностью управляющих компаний, а значит, стоит надеяться на то, что они в свою очередь будут более ответственно относиться к исполнению своих прямых обязанностей.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *