ИЗ ДНЕЙ МИНУВШИХ ВЕЧНЫЙ ЗОВ

Когда держишь в руках медаль «За отвагу», которую в годы Великой Отечественной войны носил на груди наш советский солдат, лично у меня возникает желание помолчать. Небольшой, круглой формы кусочек серебра говорит за себя сам… На колодке медали, с которой в редакцию нашей газеты пришел участник поискового отряда «Память» (Зубцов) Олег Ефременков, — читаемая надпись «монетный двор» и потертый кусочек материала бурого цвета. А вот черная шерстяная петличка с воротника гимнастерки. С одного края она сохранилась особенно хорошо…

— А с другого эмблема саперного подразделения крепилась, кирка и лопата, возможно, поэтому там рваные края… — рассказывает Олег Иванович. — Все мои находки, в том числе и монета достоинством 5 копеек 1930 года чеканки, недалеко друг от друга лежали.

Читал о том, что в Соустьево, Погорелках, Сухуше были бои. И в апреле прошлого года, как только сошел снег и улеглась трава, выехал в Соустьево, надеясь на поисковую удачу. Работал «третьей рукой поисковика», так в нашей среде называют щуп. Ходил вдоль некогда существовавшей деревни довольно долго. Нашел место, где земля — словно тарелка перевернутая, начал его обследовать. Раз, два опустил щуп — и вдруг с глубины сантиметров 70-80 он «подсказывает»: там кости. Начал копать и наткнулся на то, что осталось от нижних конечностей. Расширил территорию поиска и нашел больше… Медаль лежала среди костей грудной клетки одного из находившихся в подполе деревенского дома бойцов. Их там, скорее всего, было двое, так как черепа два. Один целый, а другой раздавлен. Кости обоих бойцов посечены, словно от разорвавшегося вражеского снаряда или мины. Наши в январе 1943 года у деревни Соустьево (за Сухушей) оборону держали, об этом можно судить по блиндажам.

Предполагаю, когда у погибших забирали документы и отличительные знаки, медаль не заметили, потому как от груди солдата крошево осталось, ее не увидели. Установить, кому принадлежат петлица и медаль, удалось по номеру награды. Им оказался Илья Дмитриевич Разумов, 1918 года рождения, уроженец Кировской области, деревни Шутово.

В обобщённом электронном банке данных «Мемориал», где содержится информация о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период, значится: последнее место службы И.Д. Разумова — сапер отдельной саперной роты 136-й курсантской стрелковой бригады. Дата выбытия: 12.01.1943. Причина выбытия: убит. Первичное место захоронения: Калининская обл., Молодотудский р-н, д. Соустьево. Деревенский парень пошел служить в сентябре 1939 года. На момент присвоения звания младшего сержанта и награждения медалью он был в звании ефрейтора и принимал участие в боях 30-й армии Калининского фронта в районе Ржева. Ранее не награждался. Ранений и контузий не имел.

Из исписанного фиолетовыми чернилами наградного листа узнаем «краткое конкретное изложение личного подвига»: с 22 по 23 июня Разумов был в составе саперной разведки из восьми человек, которые разминировали минное поле противника площадью полгектара. Вынуто и перенесено на свою сторону 38 противотанковых и 16 противопехотных мин. Товарищ Разумов работал с миноискателем и особенно деятельно помогал товарищу Пермякову. Разумов совместно с красноармейцами Локотковым и Лучихиным вынесли с поля боя лейтенанта — начальника разведки 1172 с/п. Своевременно предупредили обходившую разведку и предотвратили возможность наскочить на минное поле. Вся работа происходила под огнем противника. Разумов, пренебрегая личной опасностью, отлично выполнил все задания сержанта Пермякова как его заместитель.

За успешное выполнение боевой задачи и проявленную отвагу представить И.Д. Разумова к правительственной награде медали «За отвагу».

— Останки защитника родины переданы в хранилище поискового отряда «Память 29-й армии». Надежды на то, что удастся найти родственников и отдать останки им, немного, Илья Разумов пошел служить в молодом возрасте, семьей обзавестись не успел.

Но не менее важно, что теперь его имя на слуху, оно будет увековечено на мемориальной плите погибшим за Ржев. Больше 75-ти лет прошло с тех пор. Теперь место его захоронения будет точным — Ржевское мемориальное кладбище советских воинов, — говорит Олег Ефременков. — Еще один герой вернулся с войны.

ДОМОЙ НА ВСЁ ВРЕМЯ

Поиском Олег Иванович занимается давно. На мой вопрос о том, как пришел в эту деятельность, отвечает немногословно:

— Родился и вырос в Ржеве. Мне было лет пять, когда в городском лесу елки высаживали, и я видел, как трактора выпахивали из земли кости солдат. Трактористы их в мешки складывали. Мешков было много… Помню, у ремпоезда стояли подбитые танки. Работники конторы утильсырья резали их автогеном и на телегах, запряженных лошадьми, увозили на металлолом. В 1989 году познакомился с поисковиками и сразу вступил в отряд «Память». Поиском занимаюсь и в составе отряда, и самостоятельно. В один из таких выездов и обнаружил останки и медаль, которые, как оказалось, принадлежат Илье Разумову. В этот раз повезло. А ведь много бойцов, чьи останки найдены, остаются безымянными.

В 2010 году на северо-востоке городского леса я нашел останки семи бойцов и только один читаемый медальон. Выяснилось, что он принадлежит Василию Ведерникову. (Политрук значился захороненным в роще у деревни Грибеево, но останков его там не было). В этом же году 22 июня в Ржев, на Мемориальное кладбище советских воинов, где проходило торжественное захоронение останков всех бойцов, кого нашли за год работы, из Донецка приезжали родственники Василия Гавриловича. Знаковая была встреча для нас всех, до глубины души трогательная.

В прошлом году на месте гибели наших защитников на собственные средства установил памятную плиту.

Война прошлась и по семье Олега Ефременкова. В 1942 году его маму, тетю и бабушку угнали из родного Ржева. Мама попала в Германию, где работала на помещицу. С сестрой, по всей вероятности, потом оказавшейся в Белоруссии, их разлучили, бабушка умерла по дороге.

В Германии двадцатилетняя девушка доила коров, работала в поле под присмотром полицаев. За труд ничего, кроме еды, такие, как она, работники не получали. Три года человек жил в рабстве, с нашивкой «ОST» на груди.

Знак «OST» — тряпичная нашивка, подтверждающая постановку рабочей силы на полицейский учет. Восточная работница обязана носить знак «OST» на правой стороне груди на всех предметах верхней одежды.

Ее и других остарбайтеров освобождали американцы. Русских предупреждали: не возвращайтесь, там будет плохо. Но люди рвались домой и использовали все возможные и невозможные способы добраться на свою родину.

Сразу после войны мама Олега Ивановича Мария и ее сестра Анна нашлись и дружно жили многие годы. В семье хранится выписка из домовой книги: «Ефременкова Мария Александровна, 1920 года рождения, родилась в Ржеве. Прибыла из Германии 20.08.1945 года. Цель приезда и на какой срок: на все время».

После страшных испытаний люди возвращались домой, в мирную на все времена жизнь.

Осталась у Ефременковых и нашивка OST. Как напоминание о том, что довелось пережить их близкому человеку.

— Сейчас повсюду геббельская пропаганда, вы-брать правду сложно, особенно молодому поколению, но делать это нужно. Люди гибли, защищая свою Родину, и правда тех событий необходима. Мира всем, дружной жизни — таким будет мое пожелание нам, ныне живущим на этой земле, — сказал Олег Иванович.

(Прим. ред.: Пауль Геббельс — немецкий политик, верный последователь Адольфа Гитлера, начальник управления пропаганды Национал-социалистической немецкой рабочей партии).

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *