ГОРОД-ДАР

Продолжение. Начало в № 11

Краснодарская погода манит гулять, неспешно переходя от одного интересного, памятного места к другому.

Следующая остановка — жанровая скульптура «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Если верить преданию, в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам угрожающее, высокомерное послание, чтобы, мол, те без всякого сопротивления сдались и приняли турецкое подданство, чем раззадорил вольный народ и спровоцировал к сочинительству язвительного ответа не без матерных словечек. А начали запорожцы так: «Ти, султан, чорт турецкий,  проклятого чорта брат…» Близко к тексту, в переводе с сокращениями по соображению цензуры: «Какой же ты к чёрту рыцарь, коли голою …опой ежа не убьёшь? Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой. Вавилонский ты кухарь, Иерусалимский хвастун, Великого и Малого Египта свинопас, Подолянская злодиюка, Каменецкий палач, и всего света и подсвета придурок, а для нашего Бога — дурень, самого аспида внук. Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в … нас». Сочиняя сие произведение, разошлись хлопцы не на шутку.

Для большинства образов запорожцев художнику Илье Репину позировали знаменитые исторические личности: писарь — историк-этнограф Яворницкий, Тарас Бульба — профессор Петербургской консерватории Рубец, есаул — солист Мариинского театра Стравинский, в образе запорожца с повязкой на лбу — художник Кузнецов. Казак в высокой черной шапке — Тарновский, украинский меценат, запорожский вояка с голым торсом — педагог народной школы Белоновский, склонившийся над писарем атаман Иван Сирко — герой русско-турецкой войны генерал Драгомиров.

Не все казаки Репина попали на монумент. На скульптуре их 15, все в натуральную величину. Подходишь фотографироваться и будто невольно оказываешься втянутым в их разухабистый, крепкий, мужской разговор. Для пущей сопричастности автор оставил для еще одного героя на скамейке свободное место. (У скульптуры, как и полагается, до яркого желтого блеска руками прохожих натерты бочка, стул и пробка стоящей на столе бутылки).

Как режиссер Эльдар Рязанов, снимая свои картины, определял для себя в каждой из них эпизодическую роль, так и скульптор Пчелин «использовал свое лицо», работая над одним из героев. Да и бронзовая пчела пристроилась на столе не просто так — это фирменный авторский знак.

Есть в Краснодаре и бюст Репину: в одной руке художник держит палитру, а в другой, по всей вероятности, должен бы был держать кисти, но, видно, кому-то они оказались нужнее, и правая рука мастера теперь пуста.

Иду по чугунным люкам с клеймом «Гусникъ» (сделанным на металлообрабатывающем заводе Карла Гусника, открытом в 1866 году), мимо Доски почета «Лучший специалист города Краснодара-2021», в списке значатся директор школы, заведующая детским садом, воспитатель детского центра, парикмахер, водитель трамвая, мастер тепловых сетей, почтальон, тракторист-машинист… Здорово, что город знает своих достойных людей в лицо!

Интересных находок для глаза путешественника — множество.

А вы находили когда-нибудь на улице кошелек? Проверяли содержимое? Какое возникало при этом желание: попытаться найти хозяина или забрать себе? Когда на одной из улиц я нашла натурального вида кошелек (застежка, словно из кожи складочки), а точнее, кошелечище из нержавеющей стали и гранита весом больше тонны, вариант оставался один-единственный — погладить на удачу.

В Екатеринодаре бывали Пушкин, Лермонтов, Горький, Маяковский.

…гуляет мостовыми

разная собачка.

Подпрыгивают фоксы —

показывают фокусы.

Кроме лапок, вся, как вакса,

низко пузом стелется,

волочит вразвалку такса

длинненькое тельце.

Бегут, трусят дворняжечки —

мохнатенькие ляжечки.

Лайка лает, взвивши нос,

Легаши, сетера,

мопсики, этцетера.

Даже если пара луж,

в лужах сотня солнц юлится.

Это ж не собачья глушь,

а собачкина столица.

Главный бунтарь русской литературы (Владимир Маяковский) посвятил стихотворение «Краснодар» четвероногим друзьям человека, так как был поражён количеством бродячих собак на улицах города. А уже известный нам скульптор Пчелин изобразил довольную, прогуливающуюся по улицам парочку хвостатых.

Среди деревьев Екатерининского сквера мне показалось, будто вижу кадр из фильма «Офицеры», где суворовец Иван Трофимов отдает честь своему тезке-герою Ивану Варавве. Подойдя поближе вижу, что ошиблась в героях. Памятная сюжетная скульптура называется «Связь поколений»: мальчик-курсант отдает честь ветерану Великой Отечественной войны, сидящему на лавочке, рядом с ним сидит девочка. Оказывается, прототипом главного действующего лица стал дед скульптора Георгия Захаряна, участник войны Григорий Тоноян. Костюм, награды, выполнены по образцу настоящих атрибутов, принадлежащих герою Победы.

В завершение очень-очень краткосрочного путешествия по столице Кубани успела посмотреть на Краснодар с высоты 52 метров и загадала — обязательно сюда вернуться.

Ольга ЖДАНОВА

Фото автора и из свободных источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *