В ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ РЖЕВСКОГО ПОДПОЛЬЯ

31 марта вписано в военную историю города своими страшными событиями: в этот день была казнена группа ржевских подпольщиков, возглавляемая Алексеем Телешевым.

Ржевское молодежное подполье возникло осенью 1941 года, сразу после оккупации Ржева немецко-фашистскими войсками. Было несколько подпольных групп, но наиболее известна руководимая Телешевым. Она упомянута в многотомной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза»: «Ржевская подпольная комсомольская организация добывала для Красной Армии очень важные сведения о противнике. Во время налётов советской авиации подпольщики, подавая световые сигналы, указывали нашим лётчикам важные вражеские объекты».

Большинство членов создавшейся подпольной группы жили рядом, в Захолынском микрорайоне, были знакомы по учёбе в железнодорожном училище или в аэроклубе. Это ржевитяне Владимир Новоженов, Михаил Персиянцев, Алексей Жильцов, Михаил Соколов, Владимир Некрасов, Константин Дмитриев, Борис Лузин, Кузьма Латышев, Татьяна Львова, бежавший из ржевского лагеря военнопленных Василий Морозов (Монякин) и другие.

Когда в первых числах января 1942 года под напором Красной Армии немцы в панике бежали из Ржева, подпольщики взломали немецкие военные склады с оружием и продовольствием, взяли четыре станковых пулемета, несколько автоматов, винтовок и ящиков с патронами. Оружие спрятали на чердаке двухэтажного дома на улице Карла Маркса. В эти же дни Новоженов выкрал из немецкой комендатуры 300 бланков паспортов, которые позднее через врача Г. Земскова передавались в концлагерь для советских разведчиц.

26 марта 1942 года участников подпольной организации выдал отчим Телешева Николай Еремеев. В этот же день был арестован Алексей Телешев, потом остальные участники подполья.

Большинство из них вели себя на допросах стойко, несмотря на избиения и пытки, отрицали всё, в чём их обвиняли.

31 марта 1942 года Алексей Телешев, Александр Беляков и Владимир Новоженов были повешены фашистами на Советской площади, а в районе городского леса расстреляли Кузьму Латышева, Алексея Жильцова, Михаила Персиянцева, Татьяну Львову, Владимира Некрасова, Бориса Лузина, Константина Дмитриева (место захоронения неизвестно).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1965 года А. Телешев награжден (посмертно) орденом Отечественной войны I степени, А. Беляков и В. Новоженов — орденом Отечественной войны II степени.

У этих юных ребят впереди была жизнь с планами, мечтами, надеждами, но они пожертвовали ею в борьбе за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков. Память о них навсегда останется в сердцах ржевитян, и эту память взрослое поколение передает ребятам.

В преддверии памятной даты в школах и учреждениях города прошёл ряд мероприятий, призванных сохранять историю нашего города и передавать её молодому поколению. Патриотические часы и уроки мужества прошли во всех библиотеках города. В образовательных учреждениях состоялись уроки «Ржевские подпольщики» и экскурсии по памятным местам, а для учащихся 10-11-х классов — виртуальная экскурсия «Имя героя в улицах города». В ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых в 2018 году была открыта экспозиция, посвященная героям-подпольщикам, многие из которых учились в 4-й школе. Сейчас на месте той школы стоит многоэтажный дом, а рядом как раз и находится ДШИ № 3.

Ржевским архивом были опубликованы воспоминания Галины Игнатьевой, сестры ржевского подпольщика Саши Белякова:

«…Как-то на улице ко мне подошел обросший, в грязной одежде мужчина. Он спросил у меня, живут ли у нас в доме немцы? Я ответила, что нет, и он попросил проводить меня домой. Когда мы вошли в дом, мать с бабушкой бросились к нему навстречу, только тогда я в нем признала брата… По его поручению я сбегала к Алексею Жильцову, передала от Саши какую-то записку. А вечером к нам пришел Алексей. Они долго о чем-то разговаривали, потом ушли. После этого всё чаще Саша стал исчезать из дома, иногда пропадал целыми неделями, или закрывался в комнате, ночами просиживая, что-то делал. Потом мы узнали, он изготовлял паспорта для пленных, готовя им побеги. Однажды поздно ночью Саша с другом прибежали запыхавшись, попросили не зажигать света, перекусили в темноте и легли спать. А наутро все узнали, что была сожжена биржа труда вместе с документами и списками людей, которых должны были угнать в Германию.

Однажды он пришел домой с фонариком, спрятал его, а сестре Тамаре сказал, что сигналил нашим самолетам, указывая объекты для бомбежки. Он с друзьями что-то прятал в доме на чердаке, в кустах в огороде. Ночью расклеивали по городу листовки и сводки совинформбюро, пускали под откос поезда с фашистской живой силой и техникой. У нас дома собирались Новоженов, Жильцов, Телешев, Кузя Латышев, Персиянцев, они что-то решали, обдумывали, советовались. Однажды Саша, куда-то собираясь, предупредил нас, что придет не скоро. И правда, его не было больше недели. Ребята привели его мокрого, замерзшего, сказали, что он провалился в прорубь. После этого Саша серьезно болел.

Однажды в конце февраля, когда мы еще спали, раздался сильный стук, лай собак. Саша посмотрел в окно, побледнев, сказал: «Немцы. Это за мной». Тамара со слезами на глазах крикнула: «Шурик, беги!» Он ответил, что уже поздно, и велел открывать дверь. Быстро схватив какие-то бумаги, он сжег их в печке. Сестра, схватив документы и фото Саши, швырнула их под комод. Мать открыла дверь, в дом вбежал фашист и закричал: «Партизан!», вместе с ним вбежал полицай Еремеев. Он подошел к Саше и сказал: «Вот он, Беляков». На наши крики, что он болен, немцы не реагировали. Нас поставили лицом к стенке и пригрозили оружием, а Сашу сбросили с кровати, швырнули одежду, приказали одеваться. Произвели обыск. Все перевернули и, ничего не найдя в доме, полезли на чердак, откуда вытащили гранаты, винтовки, пулеметные ленты, а в огороде нашли ручной пулемет. Сашу швырнули в машину, где уже сидели Телешев, Латышев, Жильцов, Дмитриев, Персиянцев.

Сначала их держали в доме напротив базара. Сестра и бабушка носили Саше передачи, их брали, но ему ничего не передавали. Потом их перевезли в тюрьму. Там начались зверские пытки. На щеке у Саши фашисты вырезали звезду, под ногти загоняли раскаленные иглы, но он молчал, никого не выдав, так же, как и его товарищи, геройски перенося все пытки».

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *