МАСТЕР ИЗ НАРОДА

На вокзале станции «Ржев-Балтийский», в помещении исторической экспозиции Ржевского железнодорожного узла, открыта выставка, посвященная 110-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, начальника отдела водоснабжения Ржевского отделения Октябрьской железной дороги в 1943-1986 годах, скульптора Виктора Грица.

В экспозиции представлены деревянные скульптуры, фотографии из семейного альбома, боевые и трудовые награды Виктора Степановича. Имя этого человека хорошо известно коренным ржевитянам. С творчеством самобытного мастера почитатели его таланта знакомы по ранее проходившим в Ржеве выставкам деревянной скульптуры. Открывшаяся 1 апреля экспозиция познакомит посетителей музея с биографией выдающегося земляка, с историей его семьи и послед-ними тридцатью годами жизни, когда он «был по-настоящему счастлив».

Рассказывает методист музея Любовь Пояркова:

— В 1900-х годах в депо Омск Западно-Сибирской железной дороги приехал на заработки Степан Гриц, смышленый парень из Гродненской губернии. Осваивая премудрости устройства паровозов, он набирался профессионального опыта и постепенно снискал уважение и признание своих товарищей и начальства. С него и началась железнодорожная династия Грицов.

Там же, в Омске, оказалась Наталья Козлова. Уроженка Селижарово, она уехала в Петербург, устроилась на работу в семью чиновника министерства путей сообщения. Хозяин получил назначение на новое место службы в Омске. И Наталья вместе с семьей хозяина согласилась ехать в далекую незнакомую Сибирь. В Омске она и познакомилась со своим будущим мужем, Степаном Грицем, обвенчались. 28 марта 1912 года в Омске родился сын Виктор.

К тому времени Степан Мартынович уже стал бригадиром ремонтной бригады, как знающего специалиста его командировали в депо Бийск, на Алтай. Там семья встретила революцию и Гражданскую войну.

В 1921 году Степан решил возвратиться на родину, в Белоруссию. Семья ехала через всю страну. Разруха, голод, преступность были серьезным испытанием в дороге. Но доехав до Смоленска, они узнали, что Гродно, согласно Рижскому мирному договору 1921 года, отошел Польше.

И Наталья предлагает ехать на её родину, в Селижарово. Там, на реке Песочня, у её отца Петра Козлова мельница, которую ему как Георгиевскому кавалеру, участнику обороны Шипки в Русско-Турецкой войне, жаловал император Александр II. Так семья Степана и Натальи осела в лесном крае Тверской губернии. Степан Мартынович устроился в Селижаровское депо, Наталья Петровна занималась домом и детьми. Здесь Виктор окончил школу и решил идти по стопам отца, продолжая железнодорожную династию. В 1933 году Виктор Степанович получил диплом техника по тяготеплотехнической специальности.

Затем призвали в Красную Армию. Службу проходил в Ржеве стрелком-радистом на тяжелом бомбардировщике ТБ-3. Он гордился еще одной военной специальностью — парашютист-диверсант.

В 1936 году по плану Генштаба в Белорусском военном округе были проведены грандиозные военные маневры, которые должны были показать силу и мощь Красной Армии представителям западных держав. В Себеже на стрельбах Виктор Гриц отличился, став лучшим в стрельбе.

После демобилизации Виктор вернулся в Селижарово. Сюда же судьба привела и юную выпускницу Ржевского медполитехникума Александру Важнову. В 1937 году сыграли свадьбу, появились детки.

Но началась война. Виктор Степанович и Степан Мартынович вместе со свои-ми предприятиями были переведены в Кувшиново, где формировалось железнодорожное военно-эксплуатационное отделение, а женщины с детьми остались в доме. 8 ноября 1941 года немцы вошли в Селижарово. Никто не верил, что фашисты надолго задержатся в поселке. И действительно, в результате наступательной операции Красной Армии уже в середине декабря 1941 года поселок Селижарово был освобожден.

Владимир Гриц передает рассказ своего отца: «Весть об освобождении Селижарово в Кувшиново пришла ночью. Узнав об этом, я сразу направился туда. Морозы в декабре 41-го стояли сильные, но ноги сами несли к семье. Не доходя до Селижарово, увидел на дороге колонну фашистской военной техники: танки, грузовики, фургоны. Длинной вереницей на несколько километров тянулись машины вдоль пустынной дороги. Сначала охватила тревога, но подобравшись ближе, увидел, что колонна брошена, никого рядом нет. Картина брошенной техники, когда-то грозной под управлением врага, а теперь беспомощной, перевернула что-то в сознании. После этого я понял: всё, мы немцев победим!»

Когда руководители военно-эксплуатационного отделения, которое было сформировано из ржевских, торжокских, селижаровских железнодорожников, прибыли на станцию Селижарово, они ничего, кроме развалин, там не нашли. Ежедневные бомбежки затрудняли восстановительные работы. В землянке размещался пункт дежурного по станции. Разрушенный путь был вскоре восстановлен, и по участку пошли поезда, продолжая обеспечивать фронтовые перевозки, эвакуацию раненых, другие нужды.

Отец и сын Грицы трудились на железной дороге: Степан Мартынович ремонтируя паровозы, а Виктор обеспечивая электроснабжение участка. Александра Михайловна работала в госпитале. Мать Виктора Степановича Наталья Петровна присматривала за внуками.

Летом 1942 года, вернувшись с работы, Виктор Степанович застал дом оцепленным сотрудниками НКВД. Оказалось, что здесь остановился командующий Калининским фронтом генерал-полковник И. Конев. Домовитость старшей хозяйки, её умение вести дела и готовить, ухоженный и нарядный вид дома привлекли внимание интендантов, и они вы-брали дом Грицов для квартирования командующего. Высокий военачальник гостил два дня, потом штаб двинулся дальше, вслед за фронтом… А на следующий день вражеский бомбардировщик сбросил бомбу точно на их дом. Погибли Наталья Петровна и дети. Остальные были на работе — это их и спасло. Наверняка прямое попадание предназначалось для командующего фронтом и стало возможным в результате предательства. Горестные воспоминания о потере первенцев и Натальи Петровны и сегодня живы в семье.

Жизнь шла вперед, линия фронта меняла свои очертания, постепенно перемещаясь на запад.

В марте 1943 года наши войска освободили Ржев. И Виктор Степанович командируется сюда для восстановления Ржевского железнодорожного узла и налаживания процесса фронтовых и грузовых перевозок.

Уже не однажды Ржев появлялся в истории семьи Грицов: родина Александры Михайловны, его жены, её учеба в ржевском медполитехникуме, армейская служба самого Виктора Степановича. И вот — опять Ржев, и теперь уже надолго. В только что освобожденный город Виктор Степанович сначала приехал один. Александра Михайловна готовилась к появлению малыша, с ней в Селижарово остался свекор Степан Мартынович.

Руины вместо когда-то хорошо знакомого города, изрытые снарядами берега Волги, безлюдье. Задача
перед железнодорожниками стояла конкретная: открыть железнодорожное движение. Виктору Степановичу было поручено восстановление водоснабжения ржевского железнодорожного узла. Уже к 1946 году силами отдела водоснабжения были восстановлены водозаборные станции, прокладывались новые водопроводные системы. А в свободное от работы время и по выходным железнодорожники строили жилье. Нужно было расселять людей, восстанавливать их быт.

В конце 1943 года к Виктору Степановичу перебралась семья: отец, жена и новорожденная дочь Наталья, названная в память о бабушке. Сначала они жили в домике при водокачке у Торопецкого тракта, а в 1948 году Виктор Степанович с отцом построили новый дом, который стоит и сегодня. 43 года, с 1943-го по 1986-й, отвечал за водоснабжение ржевского железнодорожного узла Виктор Гриц. Подняв водяное хозяйство из руин, его коллектив создал систему водоснабжения, которая и сегодня обеспечивает потребности в воде всего узла и жилого железнодорожного района.

Александра Михайловна работала в школах, а позже — в железнодорожной поликлинике.

Честь и хвала этой семье, которая не согнулась под грузом потери в годы войны, сумела воспитать пятерых детей. Рассматривая семейные фотографии, видишь, что воспитанию детей Виктор Степанович уделял много времени и сил: совместные игры, закаливание, поездки, семейные вечера в саду.  Главное, что сумел он передать своим потомкам, — это любовь к людям и жизни. Все они выросли достойными людьми, получили высшее образование, а двое из них продолжили железнодорожную династию. Юрий и Татьяна окончили ЛИИЖТ. Юрий получил строительную специальность, был направлен в Томск. Татьяна осваивала путейскую науку по направлению Ржевской дистанции пути, куда и вернулась, получив диплом. Потом уехала в Ригу, где работала на Прибалтийской железной дороге. Владимир вы-брал инженерную специальность, работал на предприятиях Ржева. А младший, Андрей, стал профессиональным художником и режиссером. Именно он подарил отцу набор инструментов для резьбы по дереву, когда тот засобирался на заслуженный отдых: чтобы не скучал. И этот подарок открыл новую страницу в жизни Виктора Степановича. Сам он говорил о своем увлечении резьбой по дереву: «Последние 30 лет я был по-настоящему счастлив».

Удивляет художественный уровень работ народного мастера. Даже заслуженный художник России Анатолий Буров приходил смотреть, как работает мастер-самоучка, удивляясь пластике его скульптур. Монументально строгие и очень динамичные — посвящены памяти защитников Отечества. Их мастер делал как проекты памятников. «Героям обороны Севастополя», «Героическим защитникам Ленинградского неба», «Героям Бреста» — в стремительном порыве застыли на своих пьедесталах бойцы, еще миг, и мы окажемся вместе с ними в гуще смертельного боя с врагом. Выражение лиц — волевое и решительное. А рядом — коленопреклоненная «Скорбящая женщина» держит одну руку у сердца, а вторая, с увядшей веткой, бессильно лежит на колене. Переданные боль и глубокая печаль поражают зрителя правдивостью. Фигурка гармониста «На привале» напоминает Василия Теркина. В телогрейке и пилотке со звездой, кирзовых сапогах, тлеющая папироска в углу рта, в руках подруга-гармонь. Но только лицо гармониста окаменело в раздумье, и руки не растягивают удало меха.

В экспозиции представлены образы современников и конкретных людей («Тихомиров Василий Алексеевич, машинист водокачки Ржев-2 идет на охоту»), известных личностей (портрет Ван Гога), сказочных персонажей, животных — все они выразительны и самобытны, полны тепла и доброты.

Вспоминая Виктора Степановича, дети, внуки, коллеги, друзья — все говорят о его жизнелюбии, которое, наверное, и давало ему силы и стойкость. Может быть, именно этого — любви к жизни — нам и недостает?

Подготовила Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *