ВОЙНОЙ ОПАЛЁННОЕ ДЕТСТВО

Всё дальше события Великой Отечественной войны, всё меньше среди нас ветеранов. Пожалуй, мы и наши дети — это последние поколения, кто сможет пообщаться с людьми, прошедшими Великую Отечественную войну, кто сможет услышать истории военного времени из уст познавших бомбёжки и концлагеря, разруху и голод.

В преддверии Дня Победы в библиотеке им. А.Н. Островского прошло мероприятие «Войной опаленное детство», организованное городской администрацией и Женской ассамблеей. В Литературной гос-тиной участники, в том числе и молодежь, пообщались с ржевитянами, чьё детство пришлось на военную пору, узнали о тяготах лихолетья и дальнейшей судьбе своих земляков. Это люди уникальной судьбы, отзывчивые, преданные своим профессиям, ведущие даже в почтенном возрасте активную жизнь. Гостей приветствовали замглавы администрации Елена Ямщикова и председатель Женской ассамблеи Светлана Орлова.

Среди приглашенных за столиком сидит улыбчивая женщина — Мария Никитична Бакланова. Война застала семью Маши в Смоленской области. Уже 29 августа 1941 года в деревню на мотоциклах приехали немцы с автоматами на разведку, а в октябре захватили деревню и расположились в домах состоятельных крестьян. Наступили страшные времена. Дома жгли, постоянно бомбили. Однажды Маша убегала от бомбежки, и ей в лоб попал осколок, который вытаскивал немецкий врач. А шрам остался на всю жизнь. Освобождение пришло в 1943 году. 24 марта немцы ушли из деревни, пришли наши разведчики. Дети босиком бежали к ним навстречу, голодные, но счастливые. В 1945 году семья переехала в Ржев, девочка поступила учиться в школу № 2. Летом дети собирали в лесу ягоды, сушили малину и потом обменивали на соль и спички. В колхозе сажали картошку, пололи лен. После школы Мария окончила институт им. Плеханова, вернулась в Ржев и честно трудилась всю жизнь. Сейчас Марии Никитичне 86 лет. Она любит лыжи, работает на даче, активно пользуется интернетом и всегда старается оставаться в курсе всех новостей.

А вот симпатичная, с добрыми глазами Юлия Александровна Рощина. Она родилась в одной из деревень Владимирской области. В семье было семеро детей. Жили тяжело, мама работала в колхозе, папа в зимнее время уезжал на работу в Москву бригадиром малярной бригады. За усердный труд получил квартиру в Москве, но переехать семья не успела: началась война. Юля училась в 1-м классе, старшей сестре было 19 лет, младшей — 5 месяцев. В первый месяц войны началась мобилизация, и 26 мужчин были призваны в ряды Красной Армии. В деревне остались только старики, женщины и дети. Весь непосильный труд лег на их плечи. Но женщины вынесли все тяготы военных лет и выстояли в эти страшные годы, работая с утра до позднего вечера. К сельскохозяйственным работам привлекали и детей с 8 до 13 лет. Они собирали на полях колоски после уборки зерновых, сажали и выбирали картошку, сушили сено, жали рожь, шили солдатам кисеты. Большая часть урожая шла для фронта, для Победы. Военных действий в их области не было, но похоронки приходили одна за другой. Война унесла двоих маминых родных братьев и троих двоюродных. В послевоенные годы Юлия Александровна, окончив Калининский мединститут, стала врачом на Севере, потом в Ржеве работала врачом-терапевтом и 16 лет была завотделением железнодорожной больницы. Юлии Александровне присвоено звание «Отличник здравоохранения», она является кавалером ордена «Знак Почета».

Ещё одна гостья — Валентина Адамовна Сорокина. Родилась она в 1937 году в Зубцовском районе. В семье было четверо детей. Когда началась война, Вале было 4 года. Отец в войне не участвовал — в 1941-м ему было уже 60 лет. В 1942 году он получил скорбное известие: десятерых его родственников в Белоруссии расстреляли по показаниям предателя. Первые годы войны Валентина Адамовна не пом-нит, в отличие от оккупации: когда немцы захватили Ржев, в их доме расположилась немецкая комендатура, семью выгнали и поселили в бане на огороде. Горе, которое обрушилось на нашу страну, имело свой страшный запах войны, огня, пепла. Люди находились в состоянии постоянного ожидания опасности. Детям того времени пришлось пережить бомбежки, потерю родных и близких, холод, голод, и они острее других ощущают, насколько велик и свят подвиг советских воинов, принесших им освобождение.

— Старость меня дома не застанет, — говорит Валентина Адамовна. Ветеран педагогического труда, 44 года проработала учителем. Сейчас, на пороге 85-летия, у нее много дел в президиуме Совета ветеранов, репетиции и концерты в хоре Павлова, а еще она руководитель клуба «Гармония» при соцзащите и «серебряный волонтер».

Тревожные годы пережила и коренная ржевитянка Александра Александровна Климова. В июле 1941 года её с мамой эвакуировали первым эшелоном на восток.

— Было страшно, сжималось сердце, когда железную дорогу, по которой мы ехали, бомбили, — вспоминает Александра Александровна. — Это в памяти навечно… Вместе со взрослыми работали в колхозе, знали, что помогаем фронту. Часто собирали посылки, а вместо адреса писали: «Самому храброму бойцу». И представляете, нам отвечали совсем молоденькие солдаты и присылали фотографии. Одну я храню до сих пор. Звали его Владимир. На фото он в бушлате и матросской бескозырке. В июне 1943 года мы с мамой возвратились в Ржев. Голод, холод, безысходность потерь. Того города, который мы знали и любили, не было. Темные от пожарищ развалины, воронки от бомб, бурьян. Идти можно было только по дороге или тропинке, проверенной минерами. Шаг в сторону — смерть. Это немцы, уходя из города, оставили жителям смертельные «подарки». После освобождения Ржева стали восстанавливать школы. Учебный год начался 1 октября 1943 года. Помню, как мы, плохо одетые, худенькие, сидели на длинных скамейках, вместо парт — доски, уложенные на кирпичи. В классе тишина, на лицах — радость. Каким для нас было счастьем снова прийти в свою школу, повязать красный галстук, почувствовать себя спокойным!

В 1947 году Александра Александровна поступила в институт, начала работать в школе. Была завучем начальной школы, директором семилетней школы N№ 11. На пенсию вышла из стен своей родной школы, в восстановлении которой принимала личное участие. В этом году Александре Климовой — 93 года.

Еще одна биография военного времени — судьба Валентины Васильевны Усенко. Когда началась война, Вале было 6 лет. Деревню Боброво Оленинского района, где жила
семья, оккупировали немцы. Врезался в память страшный бой: Боброво со стороны деревни Ступинка обстреливали «Катюши». Начался пожар. Когда загорелись дома, мама взяла на руки младшего брата, схватила за руку Валентину и побежала прятаться в окоп за деревню. Жили под постоянными бомбежками, в землянке, дети и взрослые страдали от голода, переболели тифом. Чудом остались живы.

В 1943 году озлобленные отступлением немцы всех жителей согнали в два дома, забили гвоздями двери и заминировали колодец под окном. Но красноармейцы освободили их. На полях сражений погиб Валин отец… В послевоенные годы Валентина Васильевна окончила восемь классов. В течение жизни работала в горкомбинате экспедитором, на узле связи и на заводе «Электромеханика».

На начало войны семья Маргариты Васильевны Галабурдиной жила в Бежецке, ей было 10 лет. В их квартире располагался штаб Кашинского фронта. Детей эвакуировали в Молоково. Жили голодно, мерзли, болели. Чтобы как-то утолить голод, собирали и ели мороженый картофель. В доме напротив располагался военный госпиталь. Маргарита помогала врачам, мыла полы, стирала бинты, разрезала гипс. Не боялась никакой работы. А дальше были эвакуация в Москву, учеба в Вологодской зубоврачебной школе. В 50-е годы Маргарита Васильевна переехала в Ржев работать зубным техником в железнодорожной поликлинике.

Своими воспоминаниями с гостями мероприятия поделился и Игорь Тимофеевич Щербаков. Он родился в деревне Тубосс Вышневолоцкого района. Отец Игоря работал председателем сельсовета, мама — учителем, Игорь был первоклассником.

— Рано утром мы с мальчишками пошли на рыбалку, — вспоминает Игорь Тимофеевич. — Вдруг над озером низко пролетел самолет, стрельнул и полетел в сторону Бологого. А вечером со стороны Твери шли самолеты на Бологое и бомбили всю ночь. В деревне немцев не было, там стояли зенитки. Однажды над деревней сбили военный самолет, и все дети побежали туда. Из самолета вышли три немецких пилота в кожаных куртках с наградами…

Игорь Тимофеевич в послевоенные годы стал машинистом тепловоза и всю жизнь работал на железной дороге, он до сих пор предан своему делу и является хранителем комнаты боевой и трудовой славы, председателем Совета ветеранов ржевского депо, входит в городской Совет ветеранов.

Войной опаленное детство и уникальные послевоенные мирные судьбы, каждая из которых — урок нам и пример!

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *