«ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ» — ПЕСНЯ О ТЕХ, КТО НЕ СПЕЛ…

Я всегда рада звонкам от поисковиков отряда «Память 29-й армии». Звонит телефон, значит, у ребят хорошие новости, есть о чем рассказать и, быть может, получится поехать вместе с ними на подъем самолёта. Так было и в этот раз.

— Парни-москвичи приедут в субботу, на месте найденных нами самолётов будут устанавливать памятные таблички с именами погибших и числившихся пропавшими без вести летчиков. Встретишься?

— Еще спрашиваете. Во сколько быть готовой?

В полдень на двух УАЗ-«буханках» выезжаем на место. Мы с Сергеем Петуховым впереди, показываем дорогу, Виктор Рыбьяков и Александр Немиров — следом. На их машине надпись: «Мемориально-поисковая группа «Прерванный полет» и логотип в виде винта и уходящего вверх самолёта.

Идейный вдохновитель и автор проекта — Виктор:

— Так повелось: появилась идея проекта или какого иного начинания, обязательно должно быть название и эмблема-логотип. Мы не были исключением. Название пришло сразу с появлением самой идеи проекта — «Прерванный полет». Все четко: памятные знаки планировалось устанавливать погибшим лётчикам, то есть тем, чей полет прервался в прямом смысле слова. Но это словосочетание больше ассоциируется с Владимиром Высоцким, ведь так называется одна из его песен, эта фраза используется в названии книги Марины Влади. И в какой-то момент у меня появились сомнения. Но, послушав песню в очередной раз, пришел к выводу название оставить. Нереализованные желания и мечты, прерванные смертью, — об этом поется в песне. Многие лётчики, кто отправился на боевых машинах в свой последний полет, были ещё совсем молоды. Сколько мечтаний и желаний жило в их сердцах! Но полет жизни прервался…

Кто-то высмотрел плод,

что неспел, неспел.

Потрусили за ствол —

он упал, упал.

Вот вам песня о том,

кто не спел, не спел,

И что голос имел —

не узнал, не узнал.

Любой логотип, фирменный знак, эмблема или герб несут некую смысловую нагрузку, выраженную в виде символа. Этим мы руководствовались, придумывая логотип нашего проекта.

Винт самолёта с погнутыми нижними лопастями говорит о том, что летчик словно не погиб, а вынужденно приземлился (такая изогнутость лопастей характерна для вынужденной посадки). Но благодаря памяти, он жив. Виток спирали с самолётиком дублирует эту же мысль — благодаря памяти о погибших их имена и подвиг не забыты.

Конечный вариант эмблемы сделал для нас Даниил Колегаев — родственник погибшего в Мурманской области летчика-истребителя, младшего лейтенанта Александра Колегаева.

Первое место остановки памятного знака на ржевской земле — поле у старой дороги на Калинин, где 24 августа 1942 года упал Ил-2. Командиром звена 671-го штурмового авиационного полка был лейтенант Иван Лебедев, его останки и нашли в месте падения («РН» писали о подъёме самолёта в номере от 16 ноября 2021 года, материал «Вечной славы и памяти достоин!»). 79 лет русский солдат числился пропавшим без вести. По документам у 37-летнего орденоносца значились два брата, две сестры, известно было имя жены. Поисковики верили в удачу, что родственники найдутся. И мы, если это случится, обещали об этом обязательно написать. В поисках родственников пропавших без вести во время войны бойцов задействованы многие небезразличные люди. Благодаря архивно-поисковой работе добровольца поискового отряда «Долг» Георгия Сокерина имя героя, защищавшего родину от врага, будет навечно вписано в память народа.

В марте этого года родные Ивана нашлись! Они живут в разных городах России и даже во Франции, но откликнулись. 6 мая на кладбище в деревне Каркино Кировской области, на Аллее славы, останки Ивана Ивановича были торжественно захоронены.

Мы на месте. Душист летний день. Вокруг воронки, заполненной прозрачной водой, из которой достали останки и фрагменты самолёта, летают стрекозы и растут незабудки…

Виктор и Александр открывают багажник и готовятся к установке памятного знака: намечают на основании точки крепления для именной алюминиевой таблички с лазерной гравировкой, прикручивают яркую красную звезду. На табличке с фото значится: «Здесь 24 августа 1942 года погиб командир звена 671-го штурмового авиаполка младший лейтенант Лебедев Иван Иванович (1905 г.р.). Вечная слава!». Еще несколько минут, и у воронки стоит памятный знак. Заметный, информативный: кто, что, зачем раскопали яму.

Дальше нам предстоит путь в район деревни Мончалово. На подъёме Пе-2, сбитого немцами тоже в 1942 году, я была сама, писала о работе наших поисковиков в номере от 23 ноября 2021 года в материале «7.09.1942. Судьба: пропали без вести». Тогда поисковики полагали, что самолёт лежит на глубине не больше двух метров, но оказалось — все семь! Работали несколько дней, и без помощи экскаватора никак не справились бы. Известие о том, что установили имена членов экипажа, мне пришло 7 ноября: командир звена, старший лейтенант Василий Андреев, и штурман, младший лейтенант Николай Ковеня.

И вот спустя больше полугода я снова у воронки. На этот раз она до краев наполнена мутной сине-зеленой водой. Здесь комары, лесная тишь, нет незабудок и стрекоз… Но светло и спокойно на душе: здесь из небытия вернулись наши защитники. Нашлись их родственники.

На табличке: «Место падения самолёта Пе-2 из состава 10-го отдельного разведывательного авиаполка, не вернувшегося с боевого задания 7 сентября 1942 года. Из экипажа погибли: Василий Андреев, Николай Ковеня. Вечная память!» Минута молчания, и мы идем к машинам. Ребята уже знают, куда поедут завтра и где будет установлен 110-й памятный знак. А мы обязательно поделимся подробной информацией о деятельности мемориально-исследовательской группы в одном из следующих номеров нашего еженедельника.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *