Отличники без медалей не останутся,

а экзаменационные пункты оборудуют металлоискателями и видеокамерами

Российские вузы с этого года по своему усмотрению могут менять список вступительных экзаменов. Это стало полной неожиданностью для будущих студентов. Школы узнали об этом лишь в феврале. Минобрнауки разослало во все вузы письма с рекомендацией оставить экзамены такими же, как в прошлом году. Но следовать ли этому пожеланию, решат в вузах.

Напомним, что раньше высшие учебные заведения принимали от школьников сертификаты ЕГЭ по обязательному русскому языку, математике и по профильным экзаменам, которые были известны задолго до поступления и оставались неизменными. Однако январский приказ Минобрнауки добавил новые профильные экзамены по разным специальностям и разрешил вузам менять вступительные испытания. Школьников это застало врасплох, поскольку они уже давно знали, по каким предметам им нужно сдавать ЕГЭ. Но, похоже, «горячая» пора для учеников, их родителей и учителей уже наступила.

Будут ли какие-нибудь изменения в проведении государственной итоговой аттестации в 9-11 классах, и как теперь проходит аттестация учителей — решили мы узнать у Ирины ИНОЗЕМЦЕВОЙ, начальника отдела образования администрации города Ржева.

— Да, изменения в проведении ГИА в этом году будут. Выпускники 9-х классов сдают обязательные экзамены по русскому языку и математике. ГИА проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов или в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (ГВЭ — государственный выпускной экзамен) — для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов.

Экзамены по другим учебным предметам (литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)) школьники сдают на добровольной основе, по своему выбору по вышеперечисленным формам.

— Если ученик получил на экзамене двойку по обязательным предметам?

— Выпускники повторно допускаются к сдаче экзамена в той форме, в которой первоначально они сдавали экзамен.

— Если снова не сдают?

— Обучающимся, не завершившим основного общего образования, не прошедшим ГИА или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов, выдается справка об обучении.

— Существуют ли сроки пересдачи экзаменов для двоечников?

— Право пройти ГИА  предоставляется не ранее чем через год в сроки и в формах, установленных в соответствии с приказом Министерства образования. Для прохождения повторных экзаменов обучающиеся должны быть восстановлены в образовательной организации на этот срок.

— Какие изменения ждут на экзаменах выпускников 11-х классов?

— Формы проведения аттестации не изменились: ЕГЭ или ГВЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Но в этом году сократилось количество пунктов проведения ЕГЭ. Остались только на базе гимназии N№10 и школы N№9. Теперь в каждой аудитории могут одновременно сдавать экзамен не более 25 человек, ранее было не более 15. Это во-первых.

Во-вторых, пункты приема экзаменов оборудуются стационарными или переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения.

В-третьих, результаты ЕГЭ будут действительны следующие 4 года.

В-четвертых, отменяется бумажное свидетельство. Вместо него — электронная база данных, где будут храниться результаты сдачи ЕГЭ всех выпускников.

— Действительно ли золотых и серебряных медалистов у нас больше не будет?

— Минобрнауки РФ принято решение об отмене с сентября 2013 года золотых и серебряных медалей для выпускников школ. В связи с этим в Тверской области по поручению губернатора принято решение о разработке региональных медалей «За успехи в учебе».

— Ирина Анатольевна, правда ли, что теперь школа вообще не имеет права оставлять учащихся на второй год?

— Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету.

Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Учащиеся школ по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

— А что делать выпускнику 9 класса, окончившему школу со справкой? Почему даже в училище ему теперь закрыта дорога?

— Сейчас этот вопрос решается в Министерстве образования и науки РФ.

— Теперь вопрос, касающийся педагогов. С 1 января 2014 года учителям повысили зарплату на 10% без увеличения фонда оплаты труда. Что это значит?

— Что увеличивается гарантированная часть заработной платы (оклад и вытекающие из этого компенсационные выплаты) и уменьшается стимулирующая часть в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного на год.

— Каков порядок прохождения курсовой подготовки учителей? И обязан ли работодатель оплачивать курсы?

— В соответствии с 273-ФЗ «Об образовании», педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень один раз в 3 года (ранее было один раз в 5 лет). Для учителей начальных классов необходима курсовая подготовка в объеме не менее 72-х часов, которую они проходят на базе Тверского государственного университета, а для учителей средних и старших классов —  не менее 108 часов.

Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

— Не кажется ли Вам, что процедура сдачи на 1 квалификационную категорию несколько усложнена? Учителя говорят, чтобы сдать на категорию, надо собирать документы в течение нескольких лет. И далеко не все, кто имел категорию, могут пройти этот трудоемкий процесс сбора портфолио.

— Не кажется. Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, в котором зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Данный порядок вступил в силу с 1 января 2011 года. Присвоенные ранее квалификационные категории действуют до истечения их срока.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится к полномочиям субъекта РФ, аттестацию проводит региональная аттестационная комиссия. Новые правила аттестации также соотносятся с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы учителя.

Новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная проводится в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям на основе оценки профессиональной деятельности один раз в пять лет аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Молодые педагоги от обязательной аттестации освобождаются, а по истечении 2-х лет работы педагог должен иметь аттестацию. Добровольная аттестация проводится по желанию педагогического работника в целях установления квалификационной категории (первой, высшей).

— Почему в Тверской области снята надбавка учителям за классное руководство, тогда как в других регионах, например, в Башкирии, она сохранилась?

— До ноября 2013 года выплата за классное руководство осуществлялась в рамках нацпроекта «Образование» за счет средств федерального бюджета. В связи с окончанием действия проекта, с ноября 2013 года выплаты производятся за счет субвенции в рамках имеющихся фондов оплаты труда образовательными учреждениями самостоятельно.

Беседовала
Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *