ДОЛГИХ ВАМ ЛЕТ, ЕВДОКИЯ РОМАНОВНА!

Утро 95-летней Евдокии Милютиной начинается с хлопот по хозяйству. В частном доме для одинокой пенсионерки забот хватает. Один огород чего стоит. Лето выдалось жаркое, грядки требуют ежедневного полива, да и про теплицу с огурцами-помидорами забывать нельзя. Малинник от ягод ломится — урожай регулярно нужно собирать.

К труду Евдокия Романовна приучена с детства. Родилась в 1927 году в деревне Колесня Нелидовского района, росла в большой крестьянской семье: отец, мать, Евдокия и три ее сестры. Пока родители работали в колхозе, девочки трудились по хозяйству, обихаживали корову, свиней, кур и прочую живность. Когда началась война, Евдокии было 14 лет.

— Немцев видела один раз, — вспоминает Евдокия Романовна. — Пришли в нашу деревню на разведку — есть ли партизаны. Побывали в нескольких домах, у нас остались на ночь. Партизан не нашли, а они были — десять человек в доме у самого леса. К лесу немцы идти побоялись. Основной партизанский отряд базировался километрах в десяти от нас, он пробирался в Нелидово, вел подрывные работы. Мы сказали фашистам, что тут партизан нет, они пошли по другим деревням и у нас больше не появлялись.

Отец ушел на фронт, мать и сестер эвакуировали в Красный Холм, а Евдокия осталась в соседней деревне. Работала наравне со взрослыми. Ходила в лес, заготавливала дрова, вместе с другими женщинами и детьми выносила бревна на себе: транспорта не было, да и дороги были не то что непроезжими — труднопроходимыми…

— Холодно было, голодно, — рассказывает труженица тыла. — Зимовали особенно тяжело, зато какая радость была, когда поспевала первая картошка или в лесу появлялись грибы-ягоды. Жили дружно, последним делились, поэтому все превозмогли.

В 1948 году переехала в Ржев. Пришла устраиваться на работу в Горпромхоз. Встретили меня хорошо. Начальница сказала: пиши, Дуняша, заявление, будешь техничкой в парикмахерской. Парикмахерская № 1 находилась на улице Коммуны, неподалеку от здания, именуемого в народе «Чертовым домом». Работала. Присматривалась к мастерам, примечала, что делают да как, училась. Через год я уже стала дамским мастером.

Это сейчас салонов красоты в городе много, а тогда парикмахерских было всего четыре: при городской бане, на улице Мира, на вокзале (там только мужчин обслуживали) и на улице Коммуны. Парикмахерская № 1 работала с семи утра и до девяти вечера с перерывом на обед, от клиентов отбоя не было, особенно перед праздниками. Каким бы тяжелым ни было время, а женщины всегда хотят оставаться красивыми. Были популярны стрижки «молодежная», «под кружок»; простая, а потом химическая, завивка. Женщины занимали очередь еще с открытия, а попадали на стрижку, покраску или завивку ближе к вечеру. Иногда обижались или ругались на нас, мол, быстрее надо работать, а что мы сделаем, если в смене всего по три-четыре мастера? Уставали, конечно. Не так трудно было на ногах день провести, как доставалось рукам. Кожу «съедал» раствор для завивки, но на это не обращали внимания. Часто выезжали в деревни обслуживать сельских жителей, для этого выделяли транспорт.

Жили дружно, весело. Хоть работали тяжело, но и про отдых не забывали. Руководство — сначала Горпромхоза, а потом Горбыткомбината — нас не обижало. Для работников парикмахерской организовывали экскурсии и туристические поездки. Мы с коллегами повидали Москву, Ригу, Киев и другие города, я даже в Сухуми побывала. Начальницы у нас были хорошие. Например, Валентина Смирнова. Женщина была строгая, но справедливая и простая. Помню, ездили на экскурсию в Ригу, кто-то обратился к ней: «Валентина Антоновна…» А она и говорит: «Какая я вам тут Валентина Антоновна? По имени-отчеству на работе будете звать, а тут для вас я просто Валя!» Собирались трудовыми коллективами на демонстрации, посвященные большим праздникам: 1 Мая, 9 Мая, 7 ноября. Красиво было, весело. Строились в колонны с флагами, лозунгами, воздушными шарами, транспарантами, цветами. Играли оркестры, пели песни. Жалко, что сейчас такого нет.

Ездили в колхозы на уборку урожая, оказывали шефскую помощь. Я к земле привычная, мне сельский труд нравится. Однажды узнала, что организуются отряды для отправки на целинные земли. Написала письмо в газету «Ржевская правда» примерно такого содержания: «Прошу зачислить меня в добровольческий отряд и отправить работать на целину». Письмо напечатали, а меня включили в группу из тридцати четырех человек, которая отправлялась в Казахстан, в Акмолинскую область, на уборку пшеницы. Урожай был отменный, в наших краях такого не встречала. Рассчитывались с нами по трудодням — давали деньги и пшеницу. Пшеницу вслед за нами отправляли в мешках, в грузовых вагонах. Когда мы возвращались в Ржев и уже прибывали на поезде к вокзалу, очень удивились, что на платформе играет духовой оркестр. Подумали: кого это так встречают? Оказалось, нас. Вышла на платформу со знаменем в руках. Было очень радостно и торжественно.

В парикмахерской № 1 я трудилась до выхода на пенсию, в течение тридцати восьми лет. Сейчас приятно вспомнить то замечательное время и хороших людей, с которыми  посчастливилось работать: Ларису Семиошину, Галину Бондареву, Неллю Виноградову, Римму Артемьеву, Галину Седову, Марину Смирнову и прочих сотрудниц.

И коллеги не забывают Евдокию Романовну. Так, Лариса Семиошина дружит с Евдокией Милютиной с 1969 года — с того времени, как Лариса Георгиевна пришла работать в парикмахерскую на улице Коммуны. Она регулярно навещает старшую подругу, оказывает помощь и поддержку. Считает, что про таких достойных людей, как Евдокия Романовна, должно знать молодое поколение. Поэтому посетила редакцию «Ржевских новостей» и попросила поздравить коллегу с 95-летием, которое та отметила 15 августа.

— Евдокия Романовна — замечательный человек и высокопрофессиональный специалист, — рассказывает Лариса Георгиевна. — Все ржевитянки старались попасть стричься, завиваться или краситься именно к ней. Так уметь изготавливать состав для окрашивания волос (в те годы готовых красок различных оттенков в парикмахерских еще не было), как это делала Евдокия Милютина, не мог никто. Для нас, молодых парикмахеров, она была как мама. Мы с удовольствием наблюдали за ее работой, спрашивали совета, учились мастерству, житейской мудрости. За трудовые заслуги Евдокия Романовна награждена грамотами, благодарностями, памятными знаками и медалями. Пять лет назад, в день девяностолетия, наша любимая коллега и наставница собрала нас, бывших работниц парикмахерской № 1, за праздничным столом. Хочется так же тепло и по-доброму встретиться еще через пять лет и отметить столетний юбилей нашей «мамы».

Надеемся, чаяния Ларисы Георгиевны сбудутся. Ведь, несмотря на почтенный возраст, на здоровье Евдокия Романовна не жалуется, обладает прекрасной памятью и присутствием духа.

— Если не обращать внимание на болезни, они отступают, — уверена именинница. — Вроде ноги начинают побаливать, а начнешь ходить, работать в доме или огороде, и про это забываешь. Жаловаться мне не на что. Пенсия хорошая, и к памятным датам прибавки бывают. Полки в магазинах ломятся — что хочешь, то и покупаешь. Но память все чаще возвращает в молодость, которая пришлась на трудное время. Сколько было лишений, а жили проще, дружнее. О невзгодах думать было некогда, поэтому их старались не замечать. Сейчас вроде и жаловаться не на что, а люди стали другими, замкнутыми, озабоченными только своими проблемами. Не все такие, конечно, но многие. А ведь можно преодолеть все, было бы желание.

Пока мы беседовали за накрытым сладостями столом в уютном дворике на ул. Косарова, за нами пристально наблюдало кошачье семейство: мама Муська и четверо ее уже взрослых детей. Муська — кошка строгая, кроме хозяйки никого к себе не подпустит. Если кто заглянул во двор, будет настороженно ходить мимо гостя или наблюдать за пришедшим из-за кустов раскидистых флоксов. Раньше она жила в доме неподалеку, стала захаживать в гости к Евдокии Романовне, да так и прижилась. Однажды утром женщина вышла на крыльцо, а там Муська со своим потомством — откуда-то перетащила четверых еще слепых котят. Что ж, живите, раз понравилось…

Мы поздравляем Евдокию Романовну с 95-летием и желаем, чтобы свой столетний юбилей эта замечательная женщина встретила в таком же добром здравии, с неиссякаемым оптимизмом и мудрым отношением к жизни. Долгих вам лет, Евдокия Романовна!

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *