ГОРОД НА РЕКЕ ВРЕМЕНИ

История о том, как мы собирались в Торопец, а уехали в Ярославскую область

Лето, конечно же, лучшее время для отпуска. Вот мы и подошли к его планированию заранее. От коллег и знакомых в последнее время много слышала про Торопец, древний и красивый верхневолжский город. А ещё многие делились своими впечатлениями о том, какие там чистые озера. Общим решением было утверждено: едем гулять в Торопец, а потом на несколько дней остановимся с палаткой на торопецких озерах. План отличный, но сбыться ему было не суждено. В одни даты ехать не получалось у нас, в другие у друзей, а отправляться на природу без компании, конечно, не хотелось. Стали придумывать, а куда же тогда?

— В Коломну! — радостно решила я, но мой пыл быстро остудили весомыми доводами о том, что ехать по всем дорогам в направлении и около Москвы мы будем долго и мучительно, а в жару так и вообще стоять в пробках невыносимо… Стали размышлять дальше… Рыбинск! Как мы могли забыть про него! Город получил широкую известность в сети благодаря своим купеческим вывескам на центральных улицах. Да-да, там вы сможете сходить за продуктами не в «Магнит», а в «Магнитъ», а это, знаете ли, большая разница. Конечно, Рыбинск славится не только такими решениями, но и богатой историей, в этот город часто заезжают, когда путешествуют по Золотому кольцу, как и в Углич, в котором нам тоже предстояло побывать.

Выехали рано, ведь впереди было несколько сотен километров пути, да ещё и по жаре. С одной стороны — здорово, такая погода располагает к долгим прогулкам, всё лучше, чем ходить под моросящим дождиком, но вот в машине ехать достаточно тяжело. Но опять же лучше, чем в душном автобусе, где может не быть кондиционера, а все остановки будут исключительно по решению водителя, а не по вашему требованию.

Печально, что дорога в таком популярном туристическом направлении оставляет желать лучшего. Конечно, на разных её участках идут ремонтные работы, что оставляет надежду на то, что в скором времени добираться станет гораздо комфортнее.

Путь в Углич и Рыбинск лежит через Калязин. Стоит ли говорить о том, что есть такие достопримечательности, которые нужно обязательно увидеть собственными глазами… Одна из них, конечно же, Калязинская колокольня!

Пятиярусная колокольня (её высота порядка 70 метров) со шпилем была построена в 1800 году при Никольском соборе Николо-Жабенского монастыря, ныне не существующего. Изначально она имела 12 колоколов. После утверждения проекта Волгостроя в 1940 году было принято решение о строительстве Угличской ГЭС и создании водохранилища. Старая часть Калязина оказалась в зоне затопления. Во время строительства электростанции Никольский собор разобрали, но колокольню сохранили. Сначала она использовалась для тренировок парашютистов, а затем, вплоть до 1960-х годов — в качестве маяка. Сейчас колокольня — главная достопримечательность и визитная карточка Калязина. Около неё, на набережной, полным ходом идут ремонтные работы, что несколько портит общую картину. Правда, как мы услышали от местных, работы переделываются, потому что до этого брусчатка была уложена при совсем не подходящих для этого условиях — в снег, так что вместо законченного проекта, который могли бы лицезреть, мы увидели разобранные пешеходные зоны, пыль и строительную технику. Всё это несколько омрачило впечатление, хотя сама колокольня даже в таких условиях остаётся настоящей жемчужиной Верхневолжья. А ремонтные работы — это ничего, они завершатся…

Полюбовавшись, решили надолго в Калязине не останавливаться, иначе слишком поздно прибудем в Рыбинск, а нам ведь нужно было заселяться. Кстати, гостиницы в Рыбинске дорогие, что понятно — это туристический центр, потому лучше выбирать квартиру. Но и её стоит присмотреть и забронировать заранее. Мы нашли уютную квартирку сразу около Волжской набережной всего за 1500 рублей в сутки. Обратите внимание при выборе жилья на отзывы, они говорят о многом. Но для нас все пазлы сложились как нельзя лучше.

От Калязина наш путь лежал уже в Углич. Прибыли мы туда к полудню. И, конечно, первым делом направились к кремлю.

Угличский кремль, расположенный на высоком берегу Волги, — это Княжеские палаты, церковь Царевича Димитрия на Крови, Спасо-Преображенский собор, колокольня Спасо-Преображенского собора, Богоявленский зимний собор и здание городской думы (дом градоначальника). Уникальность композиции в том, что она представляет разные эпохи русской истории и культуры, объединенные общей биографией, легендами и загадками. Попадая сюда, мы словно путешествуем во времени. Вероятно, именно поэтому Углич ещё называют городом на реке времени. Старейшее в этом кремлевском ансамбле — здание княжеских палат: чудом уцелевшая часть когда-то большого дворца, построенного в период княжества Андрея Большого, в 1481 году. Говорят, что есть некий подземный ход, который ведет из дворца на другой берег Волги. Якобы в нем спрятано от поляков несметное богатст-во. Раскопки, начавшиеся в XIX веке, никаких результатов не дали: были найдены лишь метровые остатки кирпичных стен с густым слоем копоти. Второе по старшинству здание кремлевского ансамбля — церковь Царевича Димитрия на Крови, построенная на месте гибели последнего сына Ивана Грозного. Это убийство до сих пор является одной из главных исторических загадок. Была ли смерть результатом интриг, местью или несчастным случаем — версий много, но веских доказательств нет, есть лишь факты: 15 мая 1591 года восьмилетний мальчик был найден мертвым, с перерезанным горлом. Вскоре на этом месте была поставлена часовня, а затем возведен деревянный храм. Говорят, что в алтаре того, первого, храма было отгорожено место, где нашли «невинно убиенного», и каждый год в день смерти на этом самом месте выступали пятна крови.

Недалеко от Угличского кремля находится знаменитая Угличская ГЭС — одна из старейших гидроэлектростанций России, первая промышленная ГЭС на Волге. Входит в Волжско-Камский каскад, являясь его второй ступенью. Угличский гидроузел включает в себя гидроэлектростанцию, водосбросную плотину, однокамерный шлюз, земляную плотину, сопрягающие дамбы, распределительное устройство 220 кВ. По состоянию на 1941 год Угличская ГЭС была второй по мощности действующей гидроэлектростанцией СССР. Основные работы на Угличском гидроузле развернулись в 1938-39 годах. В октябре 1938-го было перекрыто русло Волги, а 8 декабря 1940 года и 20 марта 1941-го введены в эксплуатацию оба гидроагрегата. Знаменитое заседание Московского Совета депутатов трудящихся в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской революции 6 ноября 1941 года на станции «Маяковская» освещалось электроэнергией Угличской ГЭС. В годы Великой Отечественной войны, особенно в период битвы за Москву, более половины электроэнергии Московский промышленный район получал с Угличской и Рыбинской ГЭС. В Угличе есть музей гидроэнергетики, он находится недалеко от кремля. К сожалению, туда попасть не удалось — мы были ограничены во времени, а обратно возвращались в понедельник, когда у музея выходной. Но хочу сказать: даже не побывав там, могу смело рекомендовать к посещению, про него очень много восторженных отзывов. Да и сам музей грандиозный по меркам провинциального города.

«На трех этажах в 11-ти залах представлена уникальная экспозиция, рассказывающая об истории развития гидроэнергетики в России и в мире, выдающихся людях профессии, выработке и передаче электроэнергии, строительстве и устройстве ГЭС, а также о гидроресурсах Земли. В информационном центре нет ни одной таблички «Руками не трогать!», а каждый посетитель найдет для себя массу интересного, говорится на официальном сайте музея. — Аналогов учебно-производственного центра нет ни в одной стране мира, его уникальность подтвердили ведущие мировые специалисты-гидроэнергетики, члены международной комиссии по большим плотинам».

Завершив свою небольшую прогулку по Угличу, мы поехали к конечной точке своего маршрута — в Рыбинск. И именно в этом городе нас ожидало всё самое интересное!

Мария СЕДОВА

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *