СУХАРЕВКА: ПРОСТРАНСТВО ЧЕТЫРЁХ ЭПОХ

Продолжение. Начало в № 40

Как я уже рассказывала, за время работы над проектом нам удалось пообщаться с интересными людьми разных профессий: архитекторами, историками архитектуры, дизайнерами и историками моды. Без них было бы невозможно провести параллели между архитектурой и модой и лучше узнать архитектурные стили, представленные в районе Сухаревской площади. Одна из встреч прошла в студии военных художников им. М.Б. Грекова, руководит которой Алексей Темников, к слову, работающий над несколькими проектами в Ржеве. Он не только рассказал нам о зданиях Сухаревки с точки зрения их архитектурной ценности, но и провёл экскурсию по студии, познакомил с мастерами.

Кстати, именно они работают над проектом мемориала «Курская битва». Что запомнилось больше всего? Оказывается, художники, как и, к примеру, военные корреспонденты, тоже выезжают в зоны боевых действий и пишут там картины, в том числе портреты. И лица на них настолько пронзительны, что фотография не идёт ни в какое сравнение. Мы спросили, почему так? Может быть, видение художника несколько иначе передаёт образ и, если уместно так сказать, украшает его? Оказывается, нет. Просто для солдата непривычно и удивительно, что кто-то приехал написать его портрет, и когда он позирует, все эти эмоции отражаются на лице, в глазах. Фотография запечатлеет лишь мгновение, портрет — весь спектр эмоций, которые испытывает человек в течение долгого времени. Поверьте, эти работы потрясают. Если будет возможность, обязательно посетите выставки работ военных художников, вы откроете для себя живопись и жизнь совсем с иной стороны.

Но вернёмся к архитектуре Сухаревской площади.

Одним их шедевров российской архитектуры начала XX века, представленной на Сухаревке, является доходный дом Миансаровой. Он был построен в 1912 году для дочери Ивана Ананова, одного из самых богатых московских купцов. Именно в честь него Ананьевский переулок получил свое название. Здание изумрудного цвета с четко выделенными линиями и вставками с облицовкой кокошников — работа известного архитектора, реставратора Сергея Родионова (он специализировался на эклектике, церковной архитектуре и модерне).

Доходный дом Миансаровой стал слиянием двух архитектурных стилей: древнерусского и модерна. Яркие примеры такого же сочетания — московский Исторический музей и храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Разноцветные керамические плитки, изразцы, сочетающие в себе два стиля, стали главным украшением здания. Первый этаж дома оформлен достаточно скромно и был предназначен для магазинов, верхние этажи были жилыми.

После октябрьской революции 1917 года просторные квартиры переделали под коммуналки, но позже были снова отделены друг от друга. Несмотря на «неуклюжесть» форм, которую отмечают искусствоведы, пятиэтажный дом уже больше века восхищает горожан своей уникальностью.

Сегодня на нижнем этаже здания располагается салон связи, а верхние этажи жилые. За многие годы дом не раз был реставрирован, в 90-х годах владельцы здания провели реконструкцию, освежив декор фасада, но одно остается неизменным — ярко-зеленый цвет и неповторимый облик, сохранивший в себе колорит неорусского стиля, сочетающего модерн и вольную интерпретацию мотивов русского зодчества.

Дизайнеры также стремились к созданию образов в стиле, который властвовал в искусстве и архитектуре в то время. Мода русских женщин в этот период отличалась от европейской: платья были цветными, в отличие от сдержанных западных нарядов, содержали больше декора, могли обшиваться крестиком, гладью, большим количеством кружев… Здесь нельзя не провести аналогию с Доходным домом, яркий изумрудный цвет которого по сей день выделяет его на фоне других зданий на Сухаревке.

И в моде, и в архитектуре в ту эпоху произошли значительные изменения, за которыми следовали и другие модные «революции» ХХ века. Благодаря им мы сейчас видим и здания, и одежду такими, какие они есть, — простыми и удобными.

Победа СССР в Великой Отечественной войне, бесспорно, сплотила и объединила граждан, однако военное лихолетье нанесло колоссальные разрушения. Во многих городах объекты архитектурного наследия были стёрты с лица земли. Но нужно было показать, что наша страна остаётся сильной и величественной. Тогда и было принято решение сделать это посредством украшения зданий. Появился новый стиль в архитектуре — сталинский ампир. Сталинками называли кирпичные дома с высокими окнами и подъездами, с лепниной, росписью или мозаичными панно, эркерами и богато украшенными фронтонами на крыше, барельефами с советской символикой, композициями из скульптурных фигур трудящихся. Лепные узоры в виде звёзд, серпов, щитов, автоматов, башенок были призваны воспевать военные подвиги советской армии. Эти здания с богато украшенными фасадами постепенно создавали новый облик советских городов, отражающий как саму советскую идеологию, так и культ личности Иосифа Сталина. В годы его правления кардинально изменилась не только архитектура, но и одежда. В 30-е годы на первом всесоюзном совещании рабочих и работниц стахановцев вождь народов произнес: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Эта фраза в каком-то смысле распространялась и на моду: как в архитектуре был уход от простых форм, типичности, безликости, так и в одежде теперь появилось разнообразие. Самыми популярными тканями десятилетия стали атлас, крепжоржет, крепдешин, шелк. Создавались и новые материалы — сатин, бостон, креп, фланель, шерстянка, сукно. Но никакой из них не мог соревноваться с ситцем: его производство было незатратным, цена доступной. Помимо дешевизны, к производителям тканей было еще одно требование: материал должен был украшать рисунок с идеологической составляющей. На одежде, как и на зданиях, серпы и молоты соседствовали с комбайнами, тракторами и прочими агитрисунками. Однако эта тенденция очень быстро канула в лету: Совет народных комиссаров решил приостановить производство тканей с такими изображениями, так как они были громоздкими и нерентабельными для большинства швейных фабрик.

В послевоенное время страну украшали, как могли. Только вот те же сталинки со стороны дворов выглядели крайне скромно, ни о какой лепнине речи не шло. Да и о моде в этот тяжелый период не думали.

Начиная с 60-х годов прошлого века архитектура вновь изменила вектор развития. Если при Сталине акцент делался на эстетику и внешний вид, то новая архитектурная эпоха ориентировалась на простоту и функциональность. Времени на возведение домов с изысканными украшениями не было, нужно было восстанавливать разрушенную страну, отстраивать жилые дома для людей, потерявших всё в годы войны.

И если в послевоенные годы архитектура пестрила излишествами, а одежда была скромной, то в 60-х они как будто поменялись местами. В моду вошли яркие костюмы на заграничный манер, в СССР появились те самые «стиляги», а в архитектуре — знаменитые «хрущевки», отличный пример упрощения, которое началось с программы по борьбе с архитектурными излишествами после 1950 года.

Несуразная мода 90-х, в которой смешивались все стили, отразилась и на зданиях. В Москве началось восстановление исторических построек, но «новоделы» в итоге нарушали все архитектурные традиции и умело подменяли материалы. Новые здания, построенные в «лужковском» стиле, пестрили безвкусными смешениями стилей, архитектурных элементов и псевдоисторических форм. Такое здание есть и на Сухаревке — торговый центр, который соединил в себе фасады с облицовочным кирпичом, панорамные за-стеклённые вставки и часы над входом.

Современная архитектура снова «сошлась» с модой. Фешен-тенденции опять начали ориентироваться на функциональность, одежда стала удобной, подходящей быстрому темпу жизни. Дизайнеры отказались от натуральной кожи, меха, в одежде всё чаще используются экоматериалы, популярны натуральные ткани. Эти же тенденции наследует архитектура. Дома вы-глядят просто, но стильно. Архитекторы ориентируются на экологичность, экономно используют материалы, бережно относятся к природным ресурсам. Так, существует облицовочный материал, который сделан из высушенного мицелия (корневой системы) грибов и напоминает гипс. Многие убеждены, что за такими материалами будущее.

Архитектура становится внешне простой, при этом технологичной. Но архитекторы, как и модные дизайнеры, по-прежнему стремятся создать что-то запоминающееся. А мы продолжаем следить за развитием мира искусства.

Мария СЕДОВА

Фото из личного архива и свободных источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *