«Ржевская земля. История родного края»

Подвижник благочестия

В ответ на агрессию самозванцев (а после Лжедмитрия I на престол Российского государства претендовали и другие авантюристы) в стране начался подъем национально-освободительной борьбы. Формировалось народное ополчение, во главе которого стояли Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Среди выдающихся деятелей освободительного движения находится и Дионисий Зобниновский. Самым знаменитым уроженцем Ржева он назван в путеводителе по Московско-Виндавской железной дороге (М., 1909).

По преданию Давид (светское имя будущего архимандрита) родился в 1570 или 1571 году. Его родители с малолетним сыном жили в Ржеве, потом переехали в Старицу. Там Давид принял постриг в старицком Свято-Успенском монастыре, стал Дионисием. Был настоятелем этого монастыря.

Затем Дионисий вошел в число ближайших сподвижников патриарха Гермогена. В 1610 году был назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря. В 1611-1612 годах он рассылал по российским городам грамоты с призывом к борьбе с захватчиками.

Многие читали Дионисиевы грамоты. Кузьма Минин, ознакомившись с одной из них в Нижнем Новгороде, сказал: «Святой Сергий явился мне во сне и приказал возбудить уснувших: прочтите грамоты Дионисиевы в соборе, а там что будет угодно Богу!» Игумен принимал в монастырь беженцев, проявлял большую заботу о монахах. Умер Дионисий в 1633 году, его барельеф помещен на памятник Минину и Пожарскому в Москве.

Преподобный Дионисий — подвижник благочестия, в Ржеве и России он — святой. «Во Владимирской церкви был придел его имени, в городе было создано Арсение-Дионисиевское братство для вспомоществования бедным ржевитянам. 12 мая (по старому стилю) отмечался день преподобного Дионисия.

Самозванцы на ржевской земле

29_3«Смута» в истории российского государства была не только временем бед и невзгод, но и периодом объединения патриотов, их подвигов по спасению страны. В начале XVII столетия сведения о событиях «смутного» времени в Ржевском крае достаточно отрывочны, а порой и просто противоречивы. Нелегко из этих кусочков исторической мозаики сложить целую картину.

Как известно, в начале XVII века Григорий Отрепьев — Лжедмитрий I — при поддержке польских войск и отдельных русских военных отрядов пытался захватить русский трон. Интересный факт: на протяжении многих лет в Ржеве существовало предание, что Гришка-самозванец бежал в Литву через верхневолжский город и что корчма, изображенная А.С. Пушкиным в «Борисе Годунове», находилась у Казанского кладбища.

Замечательный историк Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал о событиях 1606 года: «Ужас распространял измену, как буря пламень, с неимоверною быстротою, от пределов Тулы и Калуги к Смоленску и Твери: Дорогобуж, Вязьма, Ржев, Зубцов, Старица предались тени Лжедмитрия, чтобы спастись от ярости мятежников…» Однако буквально через страницу сообщается, что в этом же году на освобождение Москвы двинулись многие отряды, среди них и ржевичи. Это говорит о брожении умов, о расколе общества.

Вскоре самозванец был убит. Но Василий Шуйский не стал сводить счеты с его супругой Мариной Мнишек. Бельский летописец сообщает, что ее отпустили, и боярин Долгорукий проводил пленницу «до уезду Ржевы Володимировой, до реки Волги…»

29_4Ржев позднее был захвачен правителем Польши Сигизмундом III, к нему подходил гетман Ходкевич. Пан Лисовский в 1613 году расправился с ржевичами, прятавшимися в церкви Спаса. Край был разорен. Даже в 1627 году посадские люди писали царю: «Места бедная, пустая и порубежная — торговать нечем и не с ким».

В годины петровских реформ

Сын царя Алексея Михайловича Петр с 1682 года находился на русском престоле. Царь (потом — император) Петр I прославился своими многочисленными реформами. Он создал мощную армию и значительный флот, вел войны за расширение русских земель, за выход к Балтийскому морю. Петр Алексеевич основал новую столицу — город Санкт-Петербург.

Во всех петровских преобразованиях участвовали и жители ржевской земли. Об этом рассказывается в многочисленных документах времен царя-реформатора.

Да и сам Ржевский край, выжженный, вытоптанный, истерзанный иноземцами и соплеменниками, стал возвращаться к жизни. В книге «Цветущее состояние Всероссийского государства» И.К. Кирилов дает такую характеристику городу времени окончания петровского правления: «Ржева Владимирова. Город деревянный, рубленой, 2 башни проезжих, стоит на реке Волге, от Твери во 100 верстах… По ведомости Камор-коллегии показано в том городе и в уезде церквей 124, монастырей 7… Купечества в том городе по нынешней переписи 1519 человек». Еще говорится, что в Ржеве есть два «железных» завода. Что это за предприятия — сказать трудно, но можно сделать вывод о мощном развитии торговли на ржевской земле и о начале промышленного производства.

Есть в исторической литературе времен Петра I и страницы, повествующие о своенравии жителей города. В 1701 году было принято решение о расширении в Ржеве на Соборной горе торговой площади. Но владельцы построек, намеченных к сносу, поддерживаемые и другими горожанами, воспротивились этому.

Посадские люди, стрельцы, пушкари из Ржева настояли на своем.

Московская ратуша требовала от Ржевского воеводства наказания бунтовщиков и выполнения указа царя. Однако известий об этом в источниках не сохранилось.

За веру гонимые

Спокойная и размеренная религиозная жизнь Ржева прервалась во второй половине XVIII века: реформы патриарха Никона привели к расколу Русской православной церкви. Многие ржевитяне сохранили приверженность вере и обрядам предков.

Уже в середине следующего столетия город стал одним из центров старообрядчества в России. Ржевские староверы в полной мере познали гонения и лишения со стороны властей. Их заставляли брить бороды, арестовывали, ссылали. Так, в 1749 году Священный Синод сообщал Сенату, что в Ржеве бургомистром избрали тайного старообрядца купца Чупятова, который «своих родственников и прочих злых раскольников всячески защищает и живущих у них пришлых учителей прикрывает». Бургомистр был отстранен от должности.

В 1856 году в Ржеве побывал драматург А.Н. Островский. Он поселился у родственников своего друга Т.И. Филиппова, записывал песни, поговорки, побывал на проповеди отца Матвея. Матвей Константиновский был специально направлен в волжский город для борьбы с «расколом», он много знал о жизни старообрядцев.

В 1857 году власти с помощью трех полков отняли у ржевских староверов молитвенный дом. Об этом писал в «Колоколе» А. И. Герцен.

Сегодня Ржев — единственный город в области, где есть старообрядческая община. Он — центр Ржевско-Клинцовской епархии Русской православной старообрядческой церкви.

Покровская церковь, построенная в 1910 году, по каким-то причинам не была закрыта в годы «безбожных» пятилеток. Служба в храме продолжалась и в годы Великой Отечественной войны.

В 1908 году староверы построили на Князь-Дмитриевской стороне Троицкую церковь. Храм был разрушен во время Ржевской битвы 1941-1943 годов, на улице Смольной осталась лишь колокольня.

Вековые традиции купечества

Российский путешественник И.Я. Красницкий, побывавший в Ржеве в 1873 году, так описывал город: «Всюду пестрят разноцветные платья ржевских купчих, разъезжающих с визитами, или просто катающихся по городу в богатых экипажах, запряженных дорогими лошадьми. Прекрасные и дорогие наряды и особенно головные жемчужные уборы, называемые рясками, украшающие головы купчих и мещанок, вместе с роскошною обстановкою домов, невольно приводят к мысли, что город богат и в нем живут богачи».

Действительно, в XIX — начале XX века Ржев был одним из самых богатых городов Верхневолжья. Богатство это создавалось веками. А основой его была торговля.

Историк А.В. Демкин составил список ржевских купеческих династий XVII — XVIII веков. В нем — 100 фамилий. Из них 25 — Берсеньевы, Глушковы, Образцовы, Зетиловы и другие — сохранялись все 200 лет. А ведь этот список еще расширялся…

И это не случайно. С самого основания Ржев был крупнейшим торговым центром. География торговых связей была обширна: Псков, Смоленск, Петербург, Рига, Ревель, десятки других городов России. Ржевитяне поставляли товары в Англию, Францию, Польшу, за «свейский» (шведский) рубеж. Они даже кредитовали своих иностранных партнеров. В начале XX века на Ржев приходилось 13 процентов экспорта российского льна.

Ярмарки в Ржеве собирали тысячи людей. Хлеб, соль, пенька, рыба, сало, кожи, меха — это лишь малая часть товаров, проходивших через Ржев. Купечество составляло значительную часть населения города.

Некоторые купцы начали строить и открывать мастерские и небольшие заводы. В середине XVIII века в городе было уже 15 льнопрядильных производств, три завода по выпуску красок, два воскобойных, два кожевенных и один сальный завод.

Олег КОНДРАТЬЕВ

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *