ДИРЕКТОРА ШКОЛ ПОБЫВАЛИ В «КВАНТОРИУМЕ»

О том, что в Ржеве открылся «Кванториум», из СМИ узнал, наверное, каждый житель города. Что это такое и зачем нужно, представляют себе не все. В самом деле, для нашего города и это слово, и само учреждение, открытое на первом этаже школы № 4, пока в новинку.

Вскоре «Кванториум» заработает в полную силу, а на прошлой неделе с ним вплотную знакомились директора всех школ Ржева. Им вместе с руководителем «Кванториума» Екатериной Диваковой предстоит сформировать график, по которому вначале пройдут экскурсии, где учителя-предметники и сами ребята смогут посетить это новое образовательное учреждение и познакомиться с его оснащением. А затем, когда оно заработает в полную силу, занятия здесь будут организованы так, что ученики ржевских школ смогут получать практические и теоретические знания по естественно-научным дисциплинам в рамках возможностей «Кванториума».

У входа в «Кванториум», который занял часть помещений первого этажа школы № 4, встречает портрет Михаила Ломоносова с напутственными словами: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Это, как и часть другого оригинального оформления помещений «Кванториума», своего рода «фишка», отличие нашего, ржевского, от других типовых. Оригинальные картинки на стенах — дело рук художника Романа Дмитриева, того самого, который нанес репродукцию военной фотографии на стену здания рядом с новым МФЦ по Большой Спасской.

— Оформление помещений еще не завершено, оно будет продолжаться, — поясняет Екатерина Владимировна.

Будет продолжаться и оснащение «Кванториума» в рамках второго этапа работ, которые должны пройди до сентября 2023 года. Но уже сейчас есть на чем и где заниматься ребятам.

«Кванториум» состоит из нескольких лабораторий: физической, химической, биологической, а также робототехнического и IT-кванта. Цель создания технопарков — ускорить развитие инженерной мысли. Это очень важно для Ржева как промышленного города, ведь каждое предприятие сегодня испытывает острый дефицит инженерных специалистов, подготовку которых надо начинать со школьной скамьи. Привить инженерное мышление еще до того, как ребенок определился с будущей профессией, и призваны занятия в технопарках, таких, как «Кванториум».

— «Кванториум» воспитывает у детей четыре К-компетенции. Это креативность, коммуникативность, критическое мышление и командная работа. Причем акцент делается больше не на теоретические знания, а на их практическое применение, с базовым уровнем на начальном этапе занятий и двумя углубленными по мере их продолжения, — поясняет Екатерина Дивакова. — Программа рассчитана на 72 часа, то есть по два часа в неделю. Здесь ребята смогут готовить и защищать презентации и проекты, проводить лабораторные работы, слушать и делать лекции.

Обучение строится по принципу дополнительного образования. Во внеурочное время ребенок приходит заниматься, а для этого нужно выбрать программу, по которой он будет обучаться, и написать заявление. Это могут сделать родители как лично, так и через социальные сети — у «Кванториума» создана своя группа «ВКонтакте», она называется «Кванториум. Ржев». Что немаловажно, обучение полностью бесплатное.

Нацеленный заниматься ребенок и сам может изъявить желание попасть в «Кванториум». Как, например, недавно сделал ученик 12-й школы, который профессионально увлечен программированием. Он сам приехал в школу № 4 и выразил желание начать обучение.

Кстати, первое занятие по направлению «Робототехника и IT» прошло уже 20 октября. На него набрано уже 49 человек. Курс робототехники тоже рассчитан на два года. На первом этапе дети учатся программированию, а на втором уже самостоятельно создают и «обучают» действиям робота-манипулятора. В IT-кванте, частью которого также является программирование, дети вплотную занимаются «интернетом вещей»: вначале постигают основы, а затем создают интеллектуальную систему «умного дома» — со связанными друг с другом и внешним миром датчиками, системами контроля и виртуальной средой.

Оснащение для каждой из лабораторий также уже готово к работе. Это наборы для лабораторных исследований и сложные приборы, реактивы и оборудование для опытов по биологии, химии, физике (в том числе оптике и электричеству). Сформированы и учебные планы. Они уже реализуются: первые уроки, в которых задействованы ученики 4-й и 9-й школ, уже состоялись.

В ближайшие каникулы запланировано проведение пятидневного обучения, в ходе которого ребята 12-14 лет (по одному из каждой школы) смогут пройти «полное погружение в науку» в рамках курса, названного «Научно — не значит скучно».

Далее на базе «Кванториума» будут организованы методические объединения учителей-предметников (опять-таки, с целью изучения возможностей новой образовательной площадки), и пройдет общегородская конференция «Шаг в науку». Кроме этого, Екатерина Дивакова задумала организовать здесь же курсы по подготовке выпускников к ЕГЭ по математике профильного уровня.

Обо всем этом говорилось на презентации «Кванториума» для директоров городских школ. Педагоги сами имели возможность посидеть на рабочих местах, где предстоит заниматься ученикам, поработать на ноутбуках «Гравитон» (с российским программным обеспечением). Программы эти еще предстоит не только осваивать, но и дорабатывать — возможно, отечественная операционная система «РЕД» придет на смену привычной Windows.

Многое показалось руководителям школ в новинку, многое — особенно впечатляющий ремонт и дизайн, создавшие в школе № 4 принципиально новое пространство, — заставило позавидовать. И понадеяться, что новый «Кванториум» станет по-настоящему продуктивным и полезным для сегодняшних учеников, — тех, чье инженерное мышление завтра понадобится нашей стране и нашему городу.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Совместно с Агентством стратегических инициатив Госкорпорация Ростех с 2016 года начала развивать федеральную сеть детских технопарков, призванных стать инкубаторами новой инженерной мысли в России. «Реализация стратегии Ростеха требует от нас формирования новой, современной среды, в которой юные таланты, молодые ученые и бизнес-ориентированные инженеры будут прорабатывать идеи и проекты по гражданскому использованию технологий двойного назначения и по практическому применению имеющихся и новых гражданских разработок» — отмечали в ведомстве. И Ростех поддержал мировой тренд по созданию новой образовательной модели, когда молодые люди изучают инженерное дело не в аудитории за партой, а сами проходят всю технологическую цепочку от зарождения идеи до ее реализации и выстраивания бизнес-процесса. Осуществляется проект сейчас благодаря федеральному проекту «Образование» и региональному проекту «Современная школа». В рамках последнего муниципалитеты подавали заявки, и после одобрения региональным правительством были выделены средства на оснащение технопарков. Так появился «Кванториум» в Ржеве, ставший вторым в Тверской области. До 2024 года их количество в регионе увеличится до четырех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *