КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ НА БЕЗДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Не секрет, что обслуживание наших домов в большинстве своем оставляет желать лучшего. Собственники то дворников не видят неделями, то устранения протечки канализации в подвале не могут добиться месяцами. Около трети постов в социальных сетях посвящены жалобам на работу управляющих компаний. Выплеснуть эмоции такие гневные посты, конечно, помогают, а вот эффекта от них маловато.

Чтобы добиться от обслуживающей организации продуктивной работы, нужно воспользоваться рекомендациями законодательства. О них мы расскажем чуть ниже, а пока разберемся, что должна делать управляющая компания в вашем доме, а что не обязана.

Управляющая компания — это организация по обслуживанию многоквартирных (не частных!) домов, которая работает на основании выданной государственными структурами лицензии. Руководитель УК должен обязательно пройти аттестацию. Управляющую компанию выбирают собственники. Для этого актив дома собирает общее собрание, приглашает на него представителей УК, обсуждается тариф, перечень оказываемых услуг и прочие нюансы. Представители обслуживающих организаций инициировать такое собрание не имеют права — только собственник (собственники). Если жители не проявляют активности, а прежняя
управляющая организация по каким-либо причинам прекратила обслуживать МКД (обанкротилась или расторгла договор), то администрация муниципального образования объявляет конкурс на управление домом. В последнем случае собственникам придется довольствоваться тем, что может предложить УК, которая их выбрала, а не которую выбрали они.

Практически любая управляющая компания обязана обеспечить безопасные и комфортные условия проживания для жильцов, надлежащее содержание общедомового имущества, поддерживать исправное состояние инженерных систем и чистоту мест общего пользования, выполнять текущий ремонт общих площадей МКД. То, чем конкретно обязана вам управляющая компания, можно узнать из договора на обслуживание МКД, заключенного между организацией и собственниками дома, где вы проживаете. Если у вас на руках нет такого документа, навестите офис управляющей компании и потребуйте копию договора — вам обязаны ее предоставить.

Итак, договор на руках, вы теперь знаете, с какой периодичностью должны убирать двор и подъезд и какие прочие работы заложены в статью «Содержание и текущий ремонт», которую вы, конечно же, регулярно оплачиваете. А вот если, например, об установке домофона, видеокамеры или оборудовании детского игрового комплекса в договоре не сказано, значит, требовать такого благоустройства от УК вы не вправе. Но попросить можно. Опять собираете общедомовое собрание, выясняете, согласны ли ваши соседи с видеокамерой или детским комплексом, и предлагаете выполнить УК тот или иной вид работ — увы, за дополнительные средства, собранные с жильцов. Потому что в статью «Содержание» ваши прихоти не заложены, а расходовать собранные на другие нужды деньги обслуживающая организация не имеет права.

Так что же делать, если управляющая компания не убирает двор, не вкручивает перегоревшие лампочки в подъезде и не выполняет прочие договорные условия? Нужно жаловаться. Куда — расскажем чуть ниже, а сейчас дадим советы, как оформить обращение.

Подать его можно несколькими способами. Если относите письменную жалобу лично, нужно составить ее в двух экземплярах. Один оставляете организации, другой — себе, обязательно с пометкой о регистрации вашего обращения. Если посылаете письмо по почте, отправляйте корреспонденцию с описью вложения и уведомлением о вручении — в случае чего такая мера послужит подтверждением, что вы отправляли жалобу и адресат ее получил. Если подаете жалобу через Госуслуги, приложите, если имеются, электронные сканкопии всех документов или ранее написанных обращений, подтверждающих основание жалобы.

Как правило, некачественные услуги при обслуживании многоквартирных домов касаются не одного собственника, а всех жильцов МКД. Поэтому и жаловаться можно как одному гражданину, так и коллективно. Как показывает практика, на коллективные обращения инстанции реагируют охотнее.

Оформить письменную жалобу можно следующим образом. В правом верхнем углу обращения размещается на-именование организации адресата, свои фамилия и инициалы (анонимные обращения ни одна инстанция рассматривать не будет), адрес (желательно и почтовый, и электронный, если есть), куда направить ответ, номер телефона заявителя. Ниже следует наименование документа: «Жалоба на управляющую компанию». Далее описывается суть обращения — действия или бездействие УК, нарушающие права жильцов и условий договора на обслуживание многоквартирного дома. Указываются конкретные обстоятельства: что, когда, где и как произошло, ФИО и должности лиц, имеющих отношение к происшествию, какой нанесен ущерб и прочие факты и обстоятельства. Прилагается, если есть, доказательства вашей правоты: фотографии, акты осмотра, экспертные заключения. Не лишним будет упомянуть, в какие инстанции по данному нарушению были составлены обращения. Завершается документ стандартно: дата и подпись (подписи). Официальные инстанции должны ответить на обращение не позднее месячного срока.

Куда жаловаться на нарушения в обслуживании МКД

  1. В управляющую компанию.

Не всегда сотрудники УК регулярно обходят владенья свои, и о том, что у вас прорвало канализационную трубу в подвале, могут просто не знать. Оставляете заявку диспетчеру и ждете выполнения работ. Прошло три дня, неделя, а ваш дом так и не навестили сантехники? Опять жалуйтесь в УК — уже руководителю. К нему на прием лучше попасть лично, имея на руках заявление в двух экземплярах. Один передайте руководителю, другой оставьте себе (проследив, чтобы представители УК оставили на нем отметку о регистрации). Ваш экземпляр жалобы еще пригодится, если проблема не будет решена.

  1. В Единую дежурно-диспетчерскую службу.

Туда следует обращаться, если случилась какая-либо коммунальная авария — например, прорыв батареи или трубы теплоснабжения. На висящие на кровле сосульки с человеческий рост тоже можно пожаловаться: беду легче предупредить… Телефон ЕДДС в Ржеве — 8(48232) 2-20-60.

  1. В Государственную жилищную инспекцию.

Эта мера необходима, если обращения в вышеуказанные организации не принесли результата. Госжил-инспекция является основным контрольным органом в сфере ЖКХ. В ее обязанности входит контроль за соблюдением жилищного законодательства, в частности за обеспечением прав граждан при предоставлении им жилищных и коммунальных услуг. В ГЖИ можно пожаловаться практически на любое нарушение со стороны управляющей компании. По фактам, изложенным в жалобе, будет проведена проверка, и в случае необходимости будет вынесено предписание об устранении нарушений, а виновных лиц привлекут к ответственности. Если ГЖИ выявит неоднократные нарушения со стороны обслуживающей организации, Госжилинспекция может инициировать обращение в суд на предмет лишения управляющей компании лицензии. Госжилинспекция Тверской области находится по адресу: Тверь, Комсомольский проспект, д. 4, корпус 4, телефон «горячей линии» — 8(48225) 2-12-13.

  1. В Роспотребнадзор.

Эту организацию следует беспокоить в случае убедительных доказательств, что предмет жалобы нарушает права потребителей. Например, управляющая организация без согласования с собственниками повысила тарифы на содержание общедомового имущества или не соблюдает нормы санитарного содержания дома. В этом случае Роспотребнадзор также проведет проверку УК и вынесет предписание об устранении нарушений. Если Роспотребнадзор сочтет, что жалоба к ним попала не по адресу, переправит обращение в Госжилинспекцию. Адрес размещения ржевского Роспотребнадзора: ул. Грацинского, д. 27, телефон 8(48232) 3-34-85.

  1. В прокуратуру.

В надзорный орган следует обратиться, если жалобы в вышеуказанные инстанции не помогли решить проблему или в действиях сотрудников управляющей компании прослеживаются признаки преступления: присвоение денег, растрата бюджета организации, угрозы в адрес жильцов, порча общедомового имущества и тому подобное. Ржевская межрайонная прокуратура находится по адресу: Пушкинская набережная, 17, телефон 8(48232) 2-00-71.

  1. В суд.

Этой крайней мерой можно воспользоваться, если управляющая организация причинила ущерб собственнику (или собственникам) и в добровольном порядке отказывается его компенсировать. Ржевский городской суд находится по адресу: ул. Кирова, д. 2, телефон 8(48232) 3-00-73.

Что делать, если ничего не помогает

Бывает и так. В этом случае остается одно — расторгнуть договор с управляющей организацией. Это решение также принимается на общем собрании собственников. В повестке дня такого собрания, как правило, значится два вопроса: расторжение действующего договора с УК и избрание новой управляющей организации.

Подготовила Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *