ЧАСТУШКА НА ВОЙНЕ

80-летию освобождения Ржева посвящается

«В партизанах без гармошки — что за обедом без ложки» (поговорка времен Великой Отечественной войны).

2023 год — это 80-летие освобождения ржевской земли от фашистской оккупации. Сегодня Города воинской славы Тверь и Ржев государственно отмечены за свои ратные подвиги, а три крупных населенных пункта (Белый, Зубцов и Оленино) носят звание Городов воинской доблести. И это высокий порог исторической значимости тверской земли для общей победы в той священной войне.

Во время Великой Отечественной войны тверская земля стала ареной крупнейших баталий. Для обороны Москвы был создан Калининский фронт. Осенью 1941 года войска фронта провели Калининскую оборонительную операцию, сдержав и не допустив врага к столице. В эпицентре боевых действий стояли жестокость полутора лет ржевских сражений, беспримерные бои за пристоличные территории, за каждый населенный пункт, за малую пядь древних русских поселений.

1941-1945 годы были охарактеризованы высоким духовным порывом и ярким патриотизмом. Именно на тот исторический момент отмечается новый рост фольклорных источников — появление песен-легенд о народных героях, трансплантация известных мелодий на современные литературные тексты, развитие яркой лирической тематики, закрепление новых музыкальных жанров, чему способствовали подъём героических чувств, привязанность к фольклорным корням.

Музыкальную культуру создавали фронтовики и партизаны, трудовое население тыла. Песни военных лет сочиняли и аранжировали профессиональные деятели искусств и самодеятельные поэты и композиторы, любители художественного творчества и участники самодеятельности, народные аутентичные ансамбли и отдельные исполнители.

Уже 22 и 23 июня 1941 года в комитете по делам искусств при СНК СССР состоялось срочное совещание в связи с новыми военными условиями. 30 июня при комитете создана специальная репертуарная комиссия по отбору новых произведений для профессиональных и самодеятельных коллективов.

23 октября 1942-го ЦК ВКП/б/ в специальном письме затребовал организовать при каждом клубе постоянно действующие коллективы художественной самодеятельности. Были разработаны особые программы по развитию культурно-просветительной и художественно-массовой работы.

Уникальным образцом
музыкальной практики следует считать еще один факт. Осенью 1941 года для поддержания боевого духа наркомат обороны своим приказом № 220 направил в действующую армию 12 тысяч, а зимой 1941-1942 — еще более 40 тысяч (!) гармоней. Тогда на 40-50 человек специально выдавался один инструмент. Популярным инструментом на фронте и в тылу стала гитара.

В 1941-1943 годах во многих республиках, краях и областях были организованы конференции для руководителей самодеятельности. Регулярными становились смотры, фестивали и олимпиады художественного творчества. Правительством было рекомендовано во всех воинских частях организовать группы танцоров, певцов, музыкантов, чтецов.

По рассказам местных старожилов, даже в столь трудное время в самом Ржеве уже в начале войны при госпитале создаются концертная бригада и хор, которые обслуживали фронт и пребывали в Ржеве до начала октября 1941 года. Ими руководил П. Павлов (1902-1970) — известный на Верхневолжье хормейстер и музыкант. И обязательным в концертной практике было исполнение народных песен и частушек.

Полюбила лейтенанта,

Думала — с гармошкою.

Под шинелью оказался

Котелок с картошкою.

 

Гитлер хвастался: в Москве

Скоро будем, на заре.

Он до Ржева лишь дошел,

Крест с могилою нашел.

 

Девочки! В военно времечко

Не надо унывать.

У кого милый на фронте —

Их не надо забывать.

Интересный факт. В отчетных госдокументах значится, что в 1943 году в проведенном по стране смотре художественной самодеятельности участвовали около 600 тысяч любителей-артистов, объединенных в 48500 коллективов. Так, например, в апреле 1944-го в Ярославле состоялся первый тур всероссийского конкурса на лучшее исполнение русской песни. И надо подчеркнуть, что одно из первых мест в репертуарной политике музыкальных коллективов и солистов занимала именно частушка.

Говоря о хронологии записи военных частушек в целом, стоит сказать, что их фиксация как закрепление форм народного творчества началась уже с 1942 года. Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К. Крупской (Москва) тогда направил фольклорные филологические экспедиции в районы, к тому времени освобожденные от военных действий.

Сразу, в первые годы войны, выходят в свет сборники: «Песни ленинградских партизан», 1943 (1944 год — второе издание); «Сталинградские мотивы», 1943, «Фронтовой фольклор», 1944 и многие другие.

Ой, война, война, война!

И что же ты наделала?

Ты всей матушке-России

Большое горе сделала!

И все же, говоря о частушке сегодня, следует признать, что длительное время именно этому «быстрому и искрометному» жанру не было уделено достойного внимания исследователей. Одной из веских причин его непринятия в общественном признании, замалчивании и отгораживании от широкого слушателя была их «идеологическая невыдержанность».

Военные песни и частушки жесткой и резкой жизненной направленности сознательно утаивались от массовой аудитории и не принимались к печатанию в виду невозможности их публичной трансляции. Цензура остро реагировала на любые отклонения в номенклатурно стерильном, социалистическом стереотипе воина-бойца, которому не следовало пессимистически жаловаться на фронтовые будни и выбиваться из заданного образа.

Эта однобокая правда подгоняла и содержала в принятых рамках как составителей песенных и частушечных сводов, так и исследователей батальной художественной культуры. Для примера:

«Наутро вызывают в особый отдел:

— Что же ты вместе с танком, курва, не сгорел.

— Товарищ начальник, я вам говорю:

В следующей атаке обязательно сгорю».

В истории Второй Мировой войны события на верхневолжской земле оставили незаживающую рану в народной памяти. Небывалые ржевские сражения 1941-1943 годов, беспримерные бои за Калинин, Зубцов, Белый — эта тема непосредственным образом отразилась на музыкальном художественном творчестве.

Запевай, земляк, частушку,

Я другую запою.

Мы возьмем врага на мушку

И в частушке, и в бою.

Черная смородина,

В стакане размочённая.

Из-за гада Гитлера

С любимым разлучённая.

Жанр частушки, по сути, знаковый для всего ХХ века, новый импульс развития получил именно с начала войны, отразив в своей самобытности весь ее исторический ход. В четырех строчках можно было услышать истинно народное впечатление о происходящей или произошедшей военной были. Это был мгновенный отклик на фронтовые и бытовые события, связанные с эмоциональными переживаниями автора на наиболее памятные факты.

Началась у нас война,

Матерям пришла беда.

Беда горькая какая —

Не забудешь никогда.

 

Закатилось красно солнце

И не будет больше греть.

Мой миленок на войне,

Меня некому жалеть.

 

Самолеты разлетелись

Города наши бомбить.

Распроклятому фашисту

Все равно не победить!

В 1944-45 годах в освобожденный Ржев была направлена экспедиция по сбору военных песен и частушек. А в 1949-м уже была защищена диссертация А. Аракчеевой (Гончаровой) «Развитие народно-песенной культуры в Ржевском районе (к вопросу районного изучения фольклора)» в Калининском педагогическом институте (ТвГУ). Большой ее раздел — это как раз наши местные фольклорные образцы.

Надо сказать, что память о Великой Отечественной войне пронизывает всю научную работу Александры Васильевны. Она исследовала связь художественной прозы о войне с фольклором, народность и фольклоризм русской литературы. Именно этому была посвящена её докторская диссертация «Устные рассказы о Великой Отечественной войне и советская художественная проза».

Среди известного нам более позднего изданного регионального тематического материала назовем сборник «Тверские частушки», 1990, составителями которого были Ф. Селиванов, Л. Брадис и В. Шомина. Здесь представлено 1750 частушек, из них только 43 — военные. Причем, добавим, что из Ржевского района (равно как и Оленинского, Зубцовского, Нелидовского, Селижаровского и так далее, то есть всего южного и юго-западного ареала области) не показано ни одного образца.

Экспедиционной практикой по сбору ржевского фольклорного материала мы занимаемся уже более сорока лет. Можно с уверенностью сказать, что и сегодня существует бытующая традиция
сочинения, «сотворения» частушек, которая реально действует в современном городском и сельском музыкальном творчестве.

Собственно, частушка развивается и живет по сей день в разной коммуникативной среде, смело заявляя о себе для всевозможных приуроченных событийных форм: в календарных праздниках, для досуга многоликих корпоративных сообществ, на сельских и городских праздниках. Этим лишь подчеркивается сила традиционной культуры, которая представляет собой вид особой художественной практики, характеризующей свою принадлежность к культуре народа, народности, нации.

Характерной особенностью ржевских частушек военного времени стало использование известных сюжетов, применимых для многих художественных произведений той поры: ожидание любимых, воспоминание о прошедшем, надежда на встречу, долг перед Родиной и так далее.

Из колодца вода льется,

Вода — чистый леденец.

Наша армия в Берлине —

Значит, Гитлеру конец!

 

Позвоню по телефону:

«Дайте райпотребсоюз!

Из-за Гитлера дурного

Старой девой остаюсь!»

 

Ласточка-касаточка,

Осталась я солдаточка.

Ласточка бескрылая,

Осталась я без милого.

В заключение скажем следующее. Частушка, как миниатюрная художественная картинка, всегда «фотографировала» частицу быта, настроение, штрих в народном портрете. Язык частушек — меткий, дерзкий, озорной — позволял высказать самое заветное, передать мысли и чувства, рассказать о переживаниях. И сегодня эта традиция еще теплится.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *