БОГ ДАЁТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВСЁ ИСПРАВИТЬ

10 ноября в Духовно-просветительском центре Ржевской епархии состоялась встреча педагогов районных образовательных учреждений с епископом Ржевским и Торопецким Адрианом.

Подобные мероприятия стали уже традицией. Беседы епископа Адриана с руководителями школ и детсадов о важном, о духовных ценностях проходят на протяжении нескольких лет. Вынужденным перерывом в этих традиционных духовных беседах стал лишь период пандемии. Два-три года назад, возможно, не все понимали, для чего нужны эти встречи. Но сейчас настало такое время, когда их глубокий смысл очевиден для каждого.

Свет православия, исконно русской веры — как глоток свежего воздуха, способный реанимировать отравленные за последние десятилетия души. Эти встречи с владыкой — одна из важных составляющих, на мой взгляд, правильного пути, по которому пошло районное образование. Ведь в руках учителей и воспитателей — наше будущее, и от того, как они научат наших детей воспринимать этот мир, любить свое Отечество и гордиться им, разбираться, где добро и зло, зависит, как будет жить наша страна в будущем. И главное — будет ли.

Свою беседу владыка Адриан построил на основе вопросов от педагогов, которые они прислали заранее. Главной темой стали вызовы времени и, естественно, специальная военная операция, а также все связанные с ней процессы в стране и в обществе. Беседа длилась более часа, поэтому я приведу лишь выдержки из высказываний владыки, касающиеся темы разговора на круглом столе.

О ВОЙНЕ

— Почему началась специальная военная операция? Понятны политические мотивы — НАТО у наших границ. Однако спусковым механизмом явилась глобализация, охватившая мир, которая вдруг наткнулась на воспротивившуюся Россию, заявившую: нельзя унифицировать всех людей, чтобы все было так, как предлагают США и Европа. Это и заставило врага сбросить маски добродетели и раскрыть свою истинную сущность — желание подчинить себе весь мир.

Украина же стала своеобразным полигоном испытаний всевозможных противоестественных явлений: национализм, ЛГБТ-сообщества, радикальные организации, секты, мерзкие субкультуры и многое другое внедрялось в массы на протяжении многих лет. И рано или поздно это должно было перейти в активную конфронтацию с нормальными людьми.

Отсутствие нравственных норм, делающих человека человеком, покатилось с Запада с отрицательным знаком. Например, одно из
условий вступления в Евросоюз — проведение гей-парада. Западные идеологи прекрасно знают, с чего надо начинать: уничтожить нравственные ростки в человеке, саму человечность, чтобы потом как угодно управлять таким сообществом. Разнуздать, чтобы потом взнуздать.

Перед человечеством сейчас стоит очевидный выбор: следовать за теми, кто пропагандирует однополые браки и нацизм, или за теми, кто не намерен отступать от своей многовековой истории, от традиций и религии. Поэтому началась война, настоящая война с русским миром. Борьба идет не с Украиной, а с мировым злом, охватившим всю Европу и Америку, и катит на нас изо всех сил. Идет война-уничтожение — либо мы, либо нас. Мы должны прекратить это движение, на карту сейчас поставлено само существование России. И мы не одиноки в этой борьбе, многие страны нас поддерживают, не все потеряно.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

— Зло. Откуда оно появилось? Как воздействует на человека, как распространяется? Если на эти вопросы не найден правильный ответ, тогда человек путается в жизни и может сбиться с пути. Понятно, что я говорю с позиции Церкви. Но христианство дает правильное представление о том, что и как происходит в жизни. Бог — творец всего, и венец его творения — человек, сотворенный по образу и подобию Божьему. Человек создан свободным, ему дается возможность быть на земле таким, как Бог, быть творцом. А причиной возникновения зла и явилась свобода, данная человеку. Зло и добро есть внутри каждого из нас. И у человека всегда есть выбор — добро или зло.

Все процессы в мире зависят от человека по одной простой причине: мы все на этой планете взаимосвязаны, как клетки единого организма. И каждый наполняет этот организм либо добром, либо злом. Одна маленькая раковая клетка может распространиться по всему организму, захватить его и уничтожить. То же и о здоровых клетках. Если они начнут заполнять организм, то он выздоровеет.

Зло не имеет сущности. Допустим, мы говорим: включите свет — включили, свет появился. Но нельзя сказать — включите тьму, нет такого понятия. Есть понятие — отсутствие света. И когда мы начинаем мыслить такими категориями, тогда уже становится понятно, что любой человек, носящий в себе активное зло, является этой страшной раковой клеткой, способной уничтожить весь организм.

Иной человек рассуждает так: что страшного, если я потихонечку дома пью или курю гашиш? Я же никому не мешаю, на работу хожу. Никто же не видит моего порока! Оказывается, мое внутреннее состояние воз-действует на весь организм, и мой порок распространяется и воздействует на других людей незримым образом. Метафизическое зло, которое, мы думаем, где-то там, от кого-то исходит, на самом деле здесь, в каждом из нас. Все начинается с личности. И от каждого зависит — или общая победа, или общее поражение.

Жизнь складывается из чувств, желаний, мыслей человека. Порочные чувства и мысли уродуют внешнюю жизнь. Зло падает, как дождь, не выбирая хороших или плохих. Погибают невинные, происходят беды, катастрофы, а кто повинен? Все!

Такие вещи необходимо знать, исходя из этого мы сможем правильно рассуждать о тех процессах, которые происходят в сообществе, в мире.

Оказывается, не Бог правит этим миром, а человек — своим внутренним состоянием души, которым наполняется его сущность — добротой или злом, любовью или ненавистью. Не Бог развязывает войну, а человек.

Вы спросите, какова тогда роль Бога? Запустил этот механизм — и теперь крутись человек как может? Нет, Бог допускает то зло, которое исходит от человека, но в той мере, которая не сломает, а научит, как нужно жить, и даст силы для сопротивления, если у него есть это начало, способное оказывать сопротивление. Когда Бог допускает беды и трудности, он делает это для того, чтобы человек очнулся, пришел в себя, научился думать, вспомнил про свой духовный мир, поднялся выше. Именно это сейчас происходит с нашей страной. Если этого не будет, мы превратимся в хрюкающих животных — кормушечка, тепло, удобства, тихое болотце… Нельзя свинский образ жизни вести, нельзя думать только о своих физических потребностях, ты же человек! И вот сейчас те, кто вышли из привычной зоны комфорта, вдруг поняли: оказывается, свои интересы надо отстаивать, свою Отчизну надо защищать, если потребуется, то и с оружием в руках. Можно, конечно, и по-другому: нет, я не пойду на войну, что хотите делайте! Гей-парады — да, пожалуйста, убивают кого-то там, да и пусть, меня же не касается, меня-то не трогают. Главное, у меня дома тепло и хорошо. Вот таким образом можно превратиться в чавкающее равнодушное животное. И нас такими хотели сделать. Сердце, душа ведь тоже могут огрубеть.

И когда человек проснется, почувствует, что у него есть душа, поймет: где-то происходит страшное явление, Донбасс обстреливают, мирные жители и воины гибнут — а ведь это и меня касается! Сопричастность появляется в человеке.

О РОЛИ ПЕДАГОГОВ

Педагогическое сообщество должно воспитывать подрастающее поколение на принципах духовности и нравственности, которые сформировало наше Отечество. За последние 30 лет из России так и не выбили человечность, хотя такой мощный натиск был по всем сферам! Особенно большой натиск шел в последние годы на умы молодого поколения — растили общество потребителей, способных только получать удовольствия. Но закончатся удовольствия, что ты будешь получать? Надо идти страну защищать. А с какой стати, я же привык получать удовольствия?

Вот побежали ребята через границу от мобилизации. А кто их учил по-другому думать? Их же учили только жить в комфорте и работать ради богатства. Кто их учил патриотизму? Никто. Потому что в свое время из школы изъяли воспитание. Учитель, оказывается, не должен воспитывать, а должен предо-ставить образовательную услугу. Кто виноват? Мы сами избрали такой путь. Поэтому давайте поворачиваться, меняться. Слава богу, генетическая память нашего народа такая твердая, что требуется совсем немного усилий, чтобы вернуть нашу человечность и совесть. Постараться исправить все, что было испорчено. Бог дает нам такую возможность. Время лицемерия закончилось.

Нам столько нужно менять в системе образования, воспитания! И я уверен, это будет меняться. Мы должны вернуться к нашим нравственным корням. Но пока система образования развернется, пока напишут все директивы, пройдет год, а то и больше. А вы сейчас уже постарайтесь донести до ваших учеников понятия о добре и зле, о человечности, о душе, о нравственных устоях.

Когда говорят, что детям не нужно рассказывать о событиях в мире, о войне, я хочу ответить: разве дети телевизор или интернет не смотрят? Или не читают, что внушает через соцсети «пятая колонна»? Те, значит, могут, а мы не должны? Мы обязаны говорить с той позиции, на которой стоит патриот нашей страны.

Сейчас настало время, когда все надо делать иначе, не так, как мы привыкли за последние десятилетия. Церкви проще, она всегда стояла на этих позициях. Я не призываю, чтобы все поверили в Бога. Но нравственная основа общества сформирована на принципах, которые лежат в основе христианства. Прикоснитесь к этому источнику знаний, и тогда многое станет понятным.

Наша общая задача — не дать вернуться назад, а утвердить те принципы жизни, которые способны давать жизнь.

Записала Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *