«РОДНАЯ ЗЕМЛЯ» — ВЕЧНАЯ ТЕМА

5 декабря свое 75-летие отмечает известный ржевский художник Владимир Соловьев, участник городских, областных и персональных выставок, экспозиций на Поклонной горе в Москве и Санкт-Петербурге.

— С каким настроением встречаете 75-летний юбилей, Владимир Петрович?

— Встречаю с радостью, что это твой день, что родные, друзья, знакомые поздравляют, говорят добрые слова. Но и, конечно, с грустью, что так быстро проходят годы. Есть такое поверье, что с годами приходит мудрость. Это успокаивает. Появляется надежда, что все еще не заканчивается, впереди есть цель: будем с женой дожидаться правнуков. А там уже времени не будет думать о другом.

— Над чем сейчас работаете? И каковы основные темы Вашего творчества?

— Готовлю выставку к своему 75-летию на следующую осень. В подготовке выставки продолжаю тему «Родная земля». Это пейзажи нашего Верхневолжья, натюрморты. Возвращаюсь к некоторым работам, которые экспонировались на предыдущей персональной выставке.

Наша природа очень живописна. Эта красота не возбуждает, а успокаивает и умиротворяет. Вспоминается апрель 1987 года. Мы с художником Артуром Кондратьевым были на этюде у меня на даче, в Антоново. Артур Федорович поднялся на гору, и перед ним открылась такая красота, что крик восторга — «Как красиво!» — вырвался из его души. Вспоминаю также тверского живописца, заслуженного художника РФ Всеволода Солодова, который был влюблен в природу родного края и так талантливо показывал ее в своих работах. Тема родной земли — вечная.

Каждый художник в процессе творческой деятельности пробует себя в разных жанрах. Выбирает то, что ему больше удается, совмещает жанры, выбирая материал, технику, которую считает более выразительной. Я также работаю в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. Во время учебы использовал разные материалы: акварель, темпера, гуашь, масло. В дальнейшем выбор пал на масло, но это не исключало в моей работе ни акварели, ни темперы. Поскольку я по образованию график, то в моей педагогической деятельности (Владимир Петрович преподавал ИЗО в центре «Созвездие», сейчас проводит занятия в мастерской), кроме живописи и рисунка, дети работали в технике «монотипия». Очень эффектная, которую хочу использовать в своей творческой деятельности.

— Вы предпочитаете писать с натуры?

— Конечно. Самый лучший учитель и помощник в пейзажной живописи — пленэр. Во время учебы все работы, связанные с рисунком и живописью, выполнялись в мастерских, плюс были выезды на пленэр, на этюды. Писались пейзажи, в которых ставилась задача взять правильные отношения, передать состояние, создать настроение и воздушную перспективу, которая передает пространство. На этюд отводится не более часа, так как рассвет быстро переходит в утро, утро —
в день, и так до заката.
Поэтому этюд пишется быстро: состояние и, естественно, освещение меняются. Потом эти этюды можно использовать как рабочий материал в мастерской: увеличить размер холста, дополнить или изменить композицию. Главное, передать состояние, которое вы решили использовать. Что касается портрета, тематических работ, то процесс использования натуры одинаков. Это этюд и дальнейшая работа.

— Где Вы родились и выросли? Расскажите о Вашей семье, о родителях. Были ли в роду художники?

— Родился и вырос в Ржеве. Мой отец Петр Николаевич Соловьев — строитель по профессии. Был призван в 1941 году в ряды Красной Армии. Принимал участие в обороне Москвы. Был тяжело ранен. Награжден орденом Славы III степени и медалью «За оборону Москвы». В 1943-м участвовал в обороне Кавказа. Награжден медалью «За оборону Кавказа». Затем был направлен в Прибалтику для борьбы с бандитизмом. Закончил Великую Отечественную войну в 1945 году в Риге.

Моя мать, Александра Ильинична, — профессиональный повар высшей квалификации. После демобилизации отца вернулась с ним в Ржев, к родителям. Отец стал работать на заводе п/я-80 (сегодня «Электромеханика»), занимался восстановлением предприятия и строительством жилья для рабочих, которые жили на его территории. На этом заводе 5 декабря 1947 года я и родился.

Мать была шеф-поваром летной столовой штаба корпуса ПВО. Проработала на этой должности до 1978 года. В 1979-м ее не стало. Отец ушел из жизни через 10 лет, в 1989 году.

В роду профессиональных художников не было. Но у отца были хороший слух и способность к рисованию. До 1918 года его в семье обучали музыке и изобразительному искусству. В дальнейшем, во время моих занятий в изостудии и даже во время учебы в художественном училище, получал от отца совет и поддержку.

Решение получить профессию художника я принял в армии. Поскольку способности к рисованию присутствовали, то в свободное от службы время приходилось их применять. По окончании службы начал заниматься в художественной студии при Дворце культуры, где преподавал талантливый художник Валерий Трухан. Увидев мои работы, он убедил меня в правильности моего решения. Поддержал и отец. Я окончил Ивановское художественное училище, получил фундаментальные знания. Отмечу, особенно важно было тогда получить напутствие о том, что учеба на этом не закончилась, а только началась. Что успеешь сделать в жизни, то и оценят другие. Эти слова стали смыслом моей жизни.

— Не сожалеете, что так сложилась судьба?

— Ни о чем не жалею, но собой не всегда доволен. Жизнь сложилась, как сложилась. На пути каждого человека есть то, что хотелось бы изменить, но это понимание приходит позже. Если и есть желание что-то изменить, надо менять это в настоящем. Прошлое изменить невозможно. А будущее невозможно предсказать.

— Несколько слов о коллегах по творчеству.

— Хочу добрым словом вспомнить тех ржевских художников, с кем работал и общался много лет, с кем проходила моя жизнь. Это Николай Васильевич Кротов, Анатолий Сергеевич Буров, Артур Федорович Кондратьев, Юрий Павлович Васильев, Валерий Иванович Трухан. Все были очень разные, с непростыми характерами. Разное было и в общении: и споры, и недопонимание, и обиды. Каждый утверждал свою правду и свое понимание жизни и профессии. Но мы всегда были вместе. В настоящее время творческая работа сблизила меня с замечательным художником, его зовут Александр Вальдт. Работает в технике резьбы по дереву, создает удивительные панно на тему «Ржевские соборы». Эти яркие по мастерству и сложные по исполнению произведения ржевского мастера достойны украсить любой интерьер.

— Творчество занимает все свободное время или есть другие интересы?

— Конечно, творческая деятельность занимает в жизни художника основную часть его времени. Это есть твой мир, в котором ты живешь, переживаешь, радуешься. На саму живопись уходит в день не более 3-4 часов. Будь ты в мастерской или на этюдах, но творческая деятельность — это еще и осмысление того, что ты делаешь или сделал. Даже тогда, когда находишься на отдыхе и занимаешься чем-то принципиально другим.

— Вы практичный человек?

— На мой взгляд, практичный человек — это конформист, человек осторожный, расчетливый. То есть личное спокойствие и благополучие — прежде всего, личное мнение, высказанное публично, повторяет мнение того, от которого зависит служебное положение, карьера… Это сейчас называется умением жить. Я не имею таких «положительных» качеств. Я человек эмоциональный, стараюсь говорить правду, имею свою точку зрения и выражаю собственное мнение. Правда, я человек отходчивый, почти добрый и незлопамятный.

— Что Вы не любите и не простили бы никому?

— Лжи ни в быту, ни в профессии, ни о себе в профессии. Не прощаю подлости.

— Расскажите о Вашей семье и что бы Вы пожелали близким в свой юбилей?

— Моя семья — это супруга Ольга Алексеевна (жена, мама, а в последние двадцать лет — бабушка). Сын Максим, обладая способностями в изобразительном искусстве, заинтересовался техникой, стал хорошим мастером по ремонту автомобилей. Работает на «514 АРЗ». Внук Никита — студент юридического факультета МГЭУ. В детстве сын и внук удивляли меня интересными рисунками и цветным их решением, а повзрослев, пошли каждый своей дорогой. К их выбору отношусь с уважением и пониманием. Хочу пожелать сыну и внуку в жизни успехов, а жене, маме и бабушке — здоровья.

— А себе?

— Конечно, здоровья.

— Спасибо за интервью, Владимир Петрович. Всего Вам самого доброго! До новых встреч!

Беседовала Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *