КАК ВЕРНУТЬ ПРОШЛОЕ

Осенью минувшего года посетила музей Плюшкина, находящийся в Твери, на улице Пушкинская. В небольшом полуподвальном помещении представлены предметы советского быта и более ранних времен, хорошо знакомые поколению 40+. Чего тут только нет: от спичечных коробков и бульонных кубиков до военной амуниции и ретро-мототехники… Некоторые экспонаты частной коллекции — значки, монеты, открытки — можно приобрести в качестве сувениров. Экспозиция не обеднеет, так как коллекция советских раритетов постоянно пополняется: тверичи и гости города приносят в музей Плюшкина содержимое бабушкиных и прабабушкиных этажерок, сервантов и комодов. Ведь эпоха СССР — не настолько далеко ушедшее от нас время…

Посещение музея оставило двойственное чувство ностальгии. Во-первых, сама застала времена, когда самой распространенной парфюмерией были «Тройной» одеколон и духи «Красная Москва». Во-вторых, подобный музей недавно был и в Ржеве. Только о нём мало кто знает, так как просуществовал он недолго, около восьми месяцев.

…В начале 2021-го года в Ржеве, на улице Краностроителей, 1 (двухэтажка возле паспортного стола), открылась выставка советского быта. На её создание Игоря Паукова, основателя экспозиции, вдохновил как раз музей Плюшкина. Игорь Владимирович арендовал помещение на первом этаже, сделал ремонт. Экспонаты собирал по друзьям и знакомым. Были представлены не только традиционная партийная и пионерско-комсомольская атрибутика (бюсты Ленина, флаги, вымпелы, горны, барабаны), посуда, игрушки и прочее оснащение обычной советской квартиры, но и поистине бесценные находки. Например, каменное ядро, найденное в Ржеве на берегу Волги. Ядро — ранний тип артиллерийского боеприпаса, использовалось для стрельбы из камнемётных метательных машин и других типов орудий. Такие боеприпасы применялись в пороховой артиллерии до конца пятнадцатого века, пока им на смену не пришли чугунные ядра.

Выставка получилась интересной, разноплановой и, на мой взгляд, более идейной и содержательной, чем в аналогичном музее областного центра. Потому что при продумывании концепции музея Игорь Пауков взял за основу историю Ржева, его промышленное развитие и малоизвестные факты городской биографии.

— Основной акцент экспозиции был сделан на предметах обихода, которые выпускали ржевские фабрики и заводы, — рассказывает Игорь Владимирович. — Например, мебель, бытовая техника, текстиль, новогодняя атрибутика. Экскурсии были построены так, чтобы максимально заинтересовать посетителей. Если человек просто заглянет в музей, пробежится взглядом по экспонатам и покинет помещение через десять минут — толку от этого для него мало. Поэтому у наиболее интересных экспонатов было информационное сопровождение. У меня есть ценные видеоматериалы, рассказывающие о работе ржевских предприятий, видеофрагменты городской жизни, — например, съемки праздничных демонстраций, на которых запечатлены трудовые коллективы. Это же здорово, когда, просматривая видеозаписи, которые мы демонстрировали на экране во время экскурсий, посетитель узнает родственников и знакомых! Такие случаи были.

— Была ли возможность у посетителей получить дополнительные услуги? — спрашиваю.

— Можно было выпить чашечку кофе, сфотографироваться, тут же распечатать фотографии.

— Посетителей было много?

— Не так много, как хотелось бы — ведь музей еще не был широко известен. Планировали привлекать группы школьников, студентов, членов спортивных секций. Вели переговоры с представителями областной турфирмы об организации посещений, и местным краеведом Натальей Драновой о включении выставки в городской туристический маршрут.

— Планировали развивать музей дальше?

— Была договоренность с руководством музея Плюшкина о демонстрации имеющихся у них экспонатов. Хотел привлечь местных мастеров декоративно-прикладного творчества для реализации их изделий. Вел работу (и продолжаю это делать) по созданию ржевского исторического сувенира — копии крылатого льва. Такие львы раньше украшали старый мост. Заказал изготовление такой фигурки, чтобы потом организовать выпуск сувениров с помощью 3D-принтера. Планировал открыть мини-кафе, в том числе в летнем формате — оборудовать территорию во дворе с организацией фотозоны, основой для которой послужила бы фотография старинного Ржева.

— Почему музей закрылся?

— Я — человек работающий, поэтому не мог находиться на выставке постоянно. Были привлечены два молодых сотрудника, но их не устроила маленькая зарплата, а на большую не хватало средств: музей на первоначальном этапе развития приносил мало прибыли, не говоря уж об окупаемости вложенных в него средств. Плюс (вернее, минус) расходы по содержанию — арендная плата и прочее.

— Сохранились ли экспонаты?

— Самые ценные — да.

— При каких условиях возможно возобновление работы вы-ставки и воплощение в жизнь нереализованных планов?

— Прежде всего — создание коллектива единомышленников. Если он появится (как вариант, возможно создание артели с долевым участием), прочие вопросы — такие, как подбор нового помещения и возобновление работы экспозиции, — решаемы. Возможно, у увлеченных прошлым города людей появятся другие планы и идеи, которые мы сможем сообща воплотить. Было бы прекрасно, если посильную помощь оказали городские власти. Связаться со мной можно по телефону 8-910-936-27-75.

Надеемся, эта публикация послужит тому, чтобы планы и мечты Игоря Владимировича воплотились в жизнь. И это нужно не только для Паукова или привлечения в Ржев иногородних гостей. В первую очередь, необходимо для нас самих — чтобы мы как можно больше знали о различных страницах истории родного города.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *