РОССИИ СЛАВНЫЕ СЫНЫ

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Учитель в строгом черном костюме с бабочкой. Решают пример, записанный мелом на доске. В глазах ребят — огромное желание учиться… На известной картине Богданова-Бельского «Устный счет» (1895 год) — реальный человек, наш земляк, выдающийся педагог Сергей Рачинский. А мальчик, сосредоточенно ищущий решение задачи, — это и есть будущий художник Николай Богданов-Бельский, которому Сергей Александрович открыл дорогу «в люди». Точное число таких ребятишек, которые стараниями Рачинского нашли верный путь в жизни, неизвестно. Да и труд педагога плохо поддается количественной оценке. Он отдавал детям свой талант и тепло души, не задумываясь об итоговых показателях. Так светит солнце, благоухают цветы, излучая тепло и красоту в этот мир, потому что по-другому они просто не могут.

В архиве Российской национальной библиотеки хранятся тысячи писем, направленных Сергею Александровичу от его учеников с благодарной памятью о пребывании в Татевской школе. Много интересного о «Школе радости» (так называли её ученики) и профессоре ботаники Московского университета, академике Рачинском, который оставил кафедру и организовал в селе Татево (ныне Оленинский район) образцовую народную школу для крестьянских детей, а также его брате Константине Рачинском, вы узнаете, если посетите Центральную библиотеку им. А.Н. Островского. «Семья Рачинских в истории российского образования» — так называется фотовыставка, открывшаяся здесь в Год педагога и наставника. И посвящена она 190-летию со дня рождения Сергея Рачинского и 185-летию со дня рождения Константина Рачинского (К. Рачинский — физик, профессор Московского университета, был первым директором Московского сельскохозяйственного института (нынешней Тимирязевки), на свои средства создал несколько лабораторий в институте и студенческие обще-жития. Его сын Александр Константинович был председателем Черниговской губернской учёной архивной комиссии, открыл несколько церковно-приходских школ и ремесленных училищ в материнском имении, в Конотопском уезде Черниговской губернии).

Эта фотовыставка в октябре прошлого года прошла в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького. Здесь карандашные портреты середины XIX века и фотографии конца XIX века, на которых запечатлены члены семьи татевской ветки рода Рачинских и их окружения, документы времени обучения братьев Рачинских в Московском университете, фотографии татевской школы и учеников Рачинского, репродукции картин Богданова-Бельского, письма, в том числе рескрипт Николая II — благодарность С. Рачинскому за его вклад в образование, фотографии современного села Татево. Организаторы выставки постарались воссоздать картину быта конкретной дворянской усадьбы и крестьянского мира.

Сергей и Константин Рачинские, студенты Московского университета

Школа Рачинского — это и сеть устроенных им школ, которые имели в основном статус церковно-приходских (было ещё несколько школ грамоты), и выстроенная методика обучения — с чётким расписанием и даже созданным Рачинским задачником, с обучением начальным навыкам сельскохозяйственных профессий, с училищами для подготовки сельских учителей прямо при школе.

Фотовыставка о семье Рачинских — повод обратить внимание на опыт отечественной педагогики царской России, который, без сомнения, уникален.

— Нам сегодня как никогда нужна помощь великих подвижников, нужен их пример, особенно современному образованию, нынешним учителям, — верно отмечает Ирина Ушакова, писатель, журналист, председатель Общества по сохранению наследия Рачинских. — Если у Рачинского спрашивали совета Лев Толстой и Пётр Чайковский, философ Розанов и музыковед Смоленский, наверное, и нам есть чему поучиться.

Народный учитель

Родился Сергей Рачинский 2(15) мая 1833 года в селе Татево в семье знатных дворян. Воспитывался дома, затем учился в Московском университете. Став ученым-ботаником, с 1859 по 1868 год преподавал в Московском университете. Приезжая в родное имение, заинтересовался работой с учениками сельской школы, которую открыл его отец. Сергей Александрович увлекся педагогикой и посвятил ей всю оставшуюся жизнь. В своей автобиографии он писал: «С 1875 года состою учителем Татевской сельской школы…» Он преподавал в ней до последних дней жизни, построил для школы сначала новое деревянное здание «школы с общежитием» (в России это был первый опыт строительства школы-интерната для крестьянских детей). В конце XIX века начинает строительство новой школы из красного кирпича по оригинальному немецкому проекту. Заканчивает строительство уже его сестра. Красавица-школа и сейчас работает в селе Татево Оленинского района.

Рачинский основной образовательный курс своей школы ограничивал русской грамматикой и арифметикой целых чисел. Центр тяжести в образовании переносил на формирование практических навыков и умений. Образование в Татевской начальной сельской школе длилось четыре года. Много внимания уделялось преподаванию Закона Божия (в форме задушевной беседы). Сергей Александрович считал, что особенно эти уроки не должны быть сухими, нудными. Он сам читал с учениками по вечерам Ветхий и Новый Заветы, на эти чтения часто приходили и сельчане.

Параллельно с церковнославянским чтением велось преподавание русского языка. Рачинский считал, что в результате правильного преподавания сельский школьник должен овладеть умениями выражать свои мысли без местных диалектных оборотов, читать стихи и прозу пушкинской поры, писать грамотно, без ошибок то, что бывает нужно в быту (родственные письма, прошения). Рачинский прививал хороший литературный вкус, навык к самостоятельной работе. Его ученики с наслаждением читали Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Жуковского, Аксакова и многих других авторов.

В программу начального сельского училища в Татево входило также обучение начальному «счислению», изучение четырех арифметических действий с целыми числами. Главная цель — научить детей устному счету. Для сельского населения это умение было незаменимым как в торговле, так и в землемерных работах. Рачинский издал сборник «1001 задача для умственного счета», который пользовался популярностью и переиздавался.

Помимо названных предметов, он вводил уроки природоведения, сельского хозяйства, рисования, черчения. Выходя на природу, Сергей Александрович сочетал эти прогулки с познавательными рассказами из жизни растений, обращая внимание детей на премудрое устройство живых существ и на их удивительную красоту.

Рачинский в своей школе организовал хор, стал вести курсы рисования и оборудовал художественную мастер-скую. Не случайно именно из стен Татевской школы, из простых крестьян, вышел талантливый живописец Н. Богданов-Бельский. Серия его картин посвящена селу, школе, учителю.

Одной из важнейших составляющих педагогического процесса было трудовое воспитание. Ребята участвовали в хозяйственных работах, помогали кухарке, рубили дрова, привозили с речки воду, поливали цветы, трудились на школьном огороде. Дети всегда выглядели бодрыми, неутомимыми, сосредоточенными, веселыми, открытыми. Такими их запомнили многочисленные посетители Татево.

При определении дальнейшей судьбы своих воспитанников Рачинский тщательно учитывал наклонности и способности ребят. Одни учились в духовных семинариях и даже поступали в духовную академию, другие оканчивали фельдшерские курсы, живописные мастерские, ремесленные заведения, получали педагогическое образование и работали учителями в школах, открытых Рачинским. Многие становились управляющими, купцами, начинали свое дело.

В архиве Российской национальной библиотеки сохранилась обширная переписка татевского учителя со своими разлетевшимися питомцами.

О множестве забот татевского учителя и напряженности его труда свидетельствует отрывок из письма В. Шемякину, пригласившему Сергея Александровича к себе в гости: «У меня нет ни свободного времени, ни лишней копейки… У меня на руках пять школьных учителей, двое юношей, готовящихся в учителя, пятеро живописцев, один семинарист, один ученик духовного училища… — всего до 20 человек».

Пожизненную пенсию, назначенную императором, Рачинский употребил на постройку новых школ.

Занимался он и большой просветительской деятельностью среди местного населения. Одной из самых горячих тем этих бесед была борьба с пьянством. В 1882 году создается общество трезвости, которое получило довольно широкое распространение. Каждый давал обет: в течение года — полное воздержание от спиртного. Через год добровольный обет повторялся. К концу XIX века в состав Тверского общества трезвости входило уже более двух тысяч представителей разных групп населения.

Рачинский явился зачинателем «школьного паломничества» — духовно-просветительной поездки или похода к почитаемым святыням. Его статья «Школьный поход в Нилову пустынь» на основе дневниковых записей была очень популярна.

Роль Сергея Рачинского в истории отечественной педагогики очень значима, во многом актуальна и сегодня. Он всегда подчеркивал, что каждая школа есть живое и творческое дело взаимодействия учителей и учащихся: «Учительство в русской школе не есть ремесло, но призвание». Рачинский искал и находил в каждом из своих воспитанников «искру Божию».

Глубокий патриотизм татевского подвижника, его верность национальным ценностям и Отечеству, стремление построить истинно народную школу — высокий гражданский подвиг славного сына России.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

(Использованы материалы фотовыставки и статья Г. Ниловой)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *