ДЗЭН: ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ
Возле деревни Щеколдино, что в Зубцовском районе, на берегу Осуги находится эко-отель «Дзэн», основанный супругами Вячеславом и Наталией Роговыми в 2011 году.
Этот чудесный уголок первозданной природы и рукотворного комфорта меня пригласили посетить предприниматель Игорь Пауков и ржевский краевед Сергей Моряков, за что им искренне признательна.
С первозданной природой мы столкнулись в буквальном смысле слова, почти доехав до места назначения. Катясь с ветерком по недавно отремонтированной дороге, не заметили, как откуда ни возьмись наперерез машине выскочил лось. Резкое торможение — и зверь лесной, чуть «поцеловавшись» с автомобилем правой задней конечностью, шустро сиганул в придорожные заросли. Машина повреждений не получила, лось, надеемся, тоже — вроде не хромал.
О посещении дзэн-отеля Сергей Викторович договорился заранее, поэтому наш визит сюрпризом не стал. Ожидая хозяйку Наталию Николаевну, мы любовались жилыми и прочими строениями, выполненными в стиле китайских пагод, и знакомились с правилами пребывания на территории. Тут запрещено курение, распитие спиртных напитков, сквернословие, употребление в пищу мясных и рыбных продуктов. Оно и ладно — не за этим ехали.
Наталия Рогова оказалась приветливой гостеприимной женщиной, познакомила нас с супругом Вячеславом и лично провела экскурсию по своим владениям.
Первым пунктом посещения оказалась бревенчатая русская изба (функционирующая, для гостей), возле которой паслись гуси. Посторонним людям они не очень обрадовались, угрожающе вытягивали шеи, но вели себя прилично — не щипались. Рядом ещё и куры живут.
— И козы, и коровы, и пчелы, и коты, и собаки, — рассказывает Наталия Николаевна. — Мёд, молочные продукты — всё своё. А куры у нас на пенсии, мы же не убиваем никого. Четыре курицы и два петуха. Один другого задрал почти до смерти. Мы его отнесли в отдельный птичник вместе со старыми курами. У кур сначала вылезли все перья, но при появлении петуха снова отросли. Заневестились, воспряли и опять стали нести яйца. Живут в этом птичнике третий год и умирать не собираются.
А изба оказалась такой, какой и должна быть. С домоткаными половичками, глиняной посудой, православными иконами в красном углу. Рядом с иконами — настоящий раритет, годовая подшивка газеты «Церковные ведомости» Тверской области за 1896 год, которую подарил Роговым их друг, протоиерей. Тут же Евангелие. Русская печь, не антуражная, настоящая. Её топят и на ней готовят пищу. В соседнем помещении размещена экспозиция старинных предметов крестьянского быта здешних мест.
Из русской избы проследовали в китайскую беседку-пагоду, окруженную небольшим прудом с рыбками. Рыбок — сазанов, карпов и прочих — невероятное количество. Увидев людей, подплывают к мостику и вымогают угощение. Водные обитатели в пище неприхотливые, едят и хлеб, и бананы — кто чем угостит. Беседка настраивает на философский лад: из неё открывается прекрасный вид на статую Будды.
— Будду мы купили в Индии, — рассказывает хозяйка. — Он ехал к нам год. Его заблокировали на таможне, решив, что это индийская культурная ценность. Пришлось заказывать экспертизу, а затем с экспертизы статую не могли забрать: её спустили в подвал, а поднять не смогли — тяжеленная. Мы заказывали грузчиков. Потом Будда сутки стоял на дороге и ждал машину, которая его повезет к месту отправки. А тут у нас пещера, её замыслил сделать мой супруг, Вячеслав Михайлович. Воплотил идею парень, который у нас живет, Вадим. Он — резчик по дереву, у нас своя столярная мастерская. Всё делаем сами, от скульптур до мебели.
Спустились в пещеру, в которой живет рукотворный святой чань-буддизма Дамо. У китайцев, последователей чань-буддизма, он изображен с рыжей бородой. Утверждают, что он пришел и принес свои знания из северных земель. Дамо доказал китайцам, что буддизм — это не только медитация. Обучил боевым искусствам, так и появилось направление, взращивающее и дух, и мудрость, и таланты, и проявление в социуме. По легенде, Дамо медитировал в пещере девять лет, доказывая силу духа.
На берегу Осуги нас ждал неожиданный для этой территории экспонат — музей-блиндаж времен Великой Отечественной войны. Рядом — модель пушки и немецкого танка (также созданные руками здешних умельцев). Почему немецкого? Потому что в него бросают снаряды-муляжи. В перспективе в этом месте будет большой музей боевой славы, воплощенный в виде крепости. Пока шли до этой локации, услышали взрывы — метрах в трехсот от нас снимали художественный фильм военной тематики с участием Сергея Бадюка. Хозяева дзэн-территории не возражают.
Возле реки нас ждала очередная красота — и природная, и рукотворная. Домики для медитации и плавучие баньки, резные лики славянских языческих божеств, тотемные птицы и животные, и настоящее чудо: клен с тремя стволами, исполняющий желания. Как утверждают посетители дзэн-территории, эти желания обязательно сбываются.
После прогулки по березовой роще, в которой летом грибов не оберешься, Наталия Николаевна пригласила нас отобедать. Вегетарианские блюда оказались разнообразными и восхитительными. Над составом некоторых из них пришлось поломать голову. Так, понравившаяся нам запеканка оказалась из чечевицы — ни за что бы не догадались.
Не без сожаления расставаясь с хозяйкой и наполненной удивительной энергетикой территорией, не могла не задать вопрос: посетителей не смущает, что здесь совмещено воплощение нескольких вероисповеданий?
— А почему бы нет? Есть люди, которые считают, что их вера — самая правильная. Это своего рода заблуждение. Главное, чтобы люди хорошие были. У нас одно правило: духовный человек тот, кто хороший человек.
Если доведется возможность, постарайтесь навестить это чудесное место, какого бы религиозного (или агностического) течения вы не придерживались. Покинете эту территорию с чуть поменявшимся взглядом на мир — и обязательно в лучшую сторону.
Елена СМИРНОВА