ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ВЕРА И СУДЬБА

Продолжение. Начало в № 30

Время прошло так быстро, а шло так медленно… Эта цитата из одной книги моего любимого автора Марка Леви как нельзя лучше описывает течение дней на «Истоках». Вроде бы столько всего успевали за день, что сутки казались бесконечными, а спустя неделю я удивилась: как же незаметно пролетели великолепные семь дней на псковской земле. Но об этом ещё рано. Сейчас я хочу рассказать о прекрасном месте, где время замирает, а вся окружающая суета исчезает, о месте, где ты остаёшься один на один с чем-то большим, чем то, что вокруг. Абсолютно неважно, близки ли вы к вере или являетесь убеждёнными атеистами, в Псково-Печерском монастыре каждый чувствует себя по-особенному.

Экскурсия в монастырь состоялась у нас в один из дней форума. Сейчас на территории монастыря в преддверии юбилейной даты идут реставрационные работы. Это прекрасно, но было немного жаль, что мы не смогли увидеть ансамбль монастыря во всём его великолепии. Но я решила для себя, что это замечательный повод приехать сюда в следующем году вместе с семьёй.

Из древнего местного предания известно, что жили в этих краях выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские земли от многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя «начального» инока — преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой
основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне город Тарту). Прозван он был Шестником, то есть пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется в Пскове.

Здесь он впервые услышал о «богом зданной пещере». Сердечное желание с ещё большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма ещё не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных.

Настоящий расцвет обители связан с именем её игумена, преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев.

Но приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена, и монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северозападной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся
в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления».

В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Сейчас обитель процветает, здесь большое внимание уделяют просветительской, миссионерской и паломнической работе.

Особого внимания заслуживают пещеры, расположенные под монастырём, — это нерукотворное чудо Псково-Печерской обители. В них свой покой обретают монахи, здесь же располагается братское кладбище. Гробы стоят в пещерах, однако запаха тления нет — это ли не чудо. Хотя все остальные ароматы, например, запах духов или цветов, здесь не просто не исчезают, а даже усиливаются. Стоит сказать, что вентиляции в пещерах нет. Пещеры, как говорят о них, Богом зданные, доступны к посещению.

Посетив монастырь, обретаешь некое необъяснимое чувство умиротворения и спокойствия. Интереснейшие экскурсии, которые проводят сами монахи, повествуют не только об истории этого святого места, но и судьбах монахов, живших здесь и творивших благие дела на этой земле в разные времена. И в качестве некоторого итога хочу сказать, что никаких слов не хватит описать те чувства, которые вы испытаете в стенах монастыря. Обязательно посетите его, чтобы прикоснуться к великой истории нашей страны, веры и силы духа.

Мария СЕДОВА

Фото из личного архива и открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *