«Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ», -«СООБЩИЛ» ЧЕРЕЗ 81 ГОД СВОЕЙ ДОЧЕРИ КРАСНОАРМЕЕЦ СЕМЁН МАКСИМОВ

В конце августа курьер доставил Валентине Максимовой большую посылку. Что внутри, она не знала, поэтому пригласила соседей, а те вызвали полицию: мало ли что! Ничего опасного там не оказалось, но сердце женщины будто разорвало от нахлынувших чувств, когда из многослойной упаковки она извлекла последнее «послание» от отца, без вести пропавшего под Ржевом 22 сентября 1942 года.

Ой, куда же ты, Семён…

Жительнице Асина Валентине Семёновне в декабре исполнится 89 лет, но она прекрасно помнит события 1941 года, которые изложила мне как предисловие к необычной истории, случившейся недавно в её жизни.

— Наш маленький и ветхий домишко стоял на окраине села Кривошеино рядом со скотобойней, где до войны работал мой папа. Однажды он вернулся домой со слезами на глазах, отвёл маму в сторонку, что-то ей сказал, и та по-бабьи заголосила. Родители плачут, и я реву, хотя не понимаю, что случилось. Помню, как подхватил меня папка своими сильными руками, посадил себе на плечи, и пошли мы к деду, жившему в центре села. Там-то я и узнала, что отец, как и другие мужчины нашей деревни, получил повестку на фронт.

На сборы дали десять дней. Провожать новобранцев на пристань пришла вся деревня. Раздался прощальный пароходный гудок, бабы с детьми побежали на высокий яр, чтобы подольше не терять из виду дорогих мужей и сыновей. Мужчины, что-то кричавшие им напоследок, собрались на одном борту судна, отчего оно сильно накренилось и чуть не перевернулось. Экипаж и сопровождавшие пароход солдаты с трудом заставили всех разойтись по сторонам, а женщины ещё долго не расходились и махали мокрыми от пролитых слёз платками.

Семён провёл в Томске, где формировалась военная часть, ещё два месяца. Жена за это время трижды его навещала, один раз взяла с собой семилетнюю Валю, которая запомнила, что солдаты жили в бывших складских помещениях прямо на пристани.

— После одной из этих поездок мама забеременела, это она поняла уже после того, как папа отправился на фронт, — продолжает свой рассказ Валентина Семёновна. — Сообщила ему об этом в первом письме. Он ответил: «Поля, главное, береги детей. А за меня не переживай, всё со мной будет хорошо». Позднее отец прислал ещё одно письмо, в него была вложена фотокарточка. На ней группа солдат, вышедших из окружения, среди которых папа. На фото прямо по своему изображению он написал букву «С» на случай, если мама его не узнает.

В июле 1942 года у Валентины родилась сестра Галя, а через несколько месяцев семья получила извещение: «Семён Парфёнович Максимов пропал без вести 22 сентября 1942 года в бою под городом Ржев». Жена Полина долгие годы отказывалась верить, что муж погиб, и надеялась, что он вернётся домой, пусть даже калекой, но этого не случилось.

Уже повзрослев, Валентина пыталась разыскать хоть какие-то сведения об отце. Неоднократно отправляла запросы в разные инстанции, и спустя годы ей пришло сообщение о том, что под Ржевом есть мемориал, на котором выбито имя Семёна Парамоновича Максимова. Отчество не совпадало, но женщина решила, что это произошло по ошибке. Кто бы мог подумать, что все эти минувшие 80 лет тело её отца лежало не в братской могиле, а на поле брани, где Семён встретил свой последний бой.

Нежданный звонок

В прошлом году в квартире Валентины Семёновны раздался звонок. «Скажите, а Семён Парфёнович Максимов вам кем приходится?» — поинтересовалась какая-то женщина у растерявшейся бабы Вали. «Это мой папа…», — ответила она и из дальнейшего разговора только и поняла, что каким-то волонтёрам понадобилось фото её отца.

— Через две недели снова звонок. Парень представился Сергеем из Москвы, — продолжает свой рассказ пенсионерка. — Он сообщил, что недавно нашли останки бойцов, среди которых мой отец. Спросил, не сохранилась ли у меня его фронтовая фотография. Я сказала, что была, но я её несколько лет назад выслала на телепередачу в Москву.

Баба Валя, зная о хитростях телефонных мошенников, с большим недоверием отнеслась к звонку неизвестного мужчины. Вместе со своей знакомой сходила в военкомат, где ей сказали, что поисковики к ним не обращались, и предупредили, чтобы была осторожнее. С тех пор бабушка стала остерегаться звонков с неизвестных номеров.

Сергей вновь дал о себе знать только через год, в августе. Он сообщил Валентине Семёновне, что скоро ей привезут планшет. «Что за планшет? Я никого не пущу», — решила перепугавшаяся не на шутку Валентина Семёновна.

В том же месяце к дому бабы Вали подъехала машина службы доставки. Трубку она не брала, и курьер дозвонился только до соседей, которые далеко не с первой попытки согласились передать посылку Валентине Семёновне. Зная всю предысторию, распечатывать ящик внушительного размера остереглись и вызвали полицию. Приехавший участковый вскрыл большую и тщательно упакованную коробку, а там — небольшая застеклённая рамка с портретом отца и несколькими мелкими предметами. Отдельно лежали два снимка и заметка об итогах поиска Семёна Парфёновича Максимова 1904 года рождения, служившего в 1227-м стрелковом полку 369-й стрелковой дивизии. Сообщалось, что его останки подняты поисковиками, и теперь они на самом деле захоронены на мемориале в Ржеве с правильным отчеством.

Валентина Семёновна рассмотрела каждый сантиметр этого планшета, выучила присланный текст наизусть, но многое ей осталось не до конца понятно.

Стало известно имя ещё одного солдата

К сожалению, Валентина Семёновна не сохранила контакты Сергея, и пришлось мне заняться его поисками. Они увенчались успехом. «Добрый день, я тот самый Сергей Белкин из Москвы», — ответил он мне в социальных сетях. Разговаривала я с ним по телефону, когда у нас была ночь:

— Наш отряд «Пионер» много лет работает в Тверской области на месте ожесточённых боёв у Ржева, — рассказал Сергей. — Находим там огромное количество бойцов, в том числе тех, которые числятся захороненными либо на мемориале «Курган», где указано имя Семёна Парамоновича Максимова, либо на Смоленском кладбище. На самом же деле они всё ещё лежат там, где и погибли. 29 мая 2022 года группа поисковиков работала на месте санитарного захоронения — это такая яма на 25 бойцов, в которой мы нашли всего три медальона с вкладышами, из них к дате перезахоронения экспертам удалось расшифровать лишь две записки с личными данными. 22 июня 2022 года останки павших со всеми положенными почестями похоронили в одном из мемориалов, входящих в большой комплекс «Парк мира» в Ржеве, а буквально через
2-3 часа эксперты в общем чате сообщили: свершилось чудо, третий медальон с самым повреждённым вкладышем «сдался», и стало известно ещё одно имя — рядового Семёна Парфёновича Максимова. После этого мы сразу приступили к поискам его родственников, что заняло несколько месяцев.

Дочь бойца наконец-то нашли, правда, к нашим звонкам она отнеслась с большой осторожностью. Итогом переговоров стала моя заметка «ВКонтакте», где я рассказываю истории поисков, и адресный планшет. В него вложили георгиевскую ленточку, найденный штатный медальон бойца, оригинал вкладыша, хлорницу (в ней бойцы хранили таблетки для обеззараживания воды), пуговицу с гимнастёрки и портрет Семёна Парфёновича, который я сделал с копии той самой фотографии, что его дочь выслала на Первый канал и где её бессовестно потеряли. Пытался найти оригинал, даже подключил знакомых из передачи «Человек и закон», но, увы, пришлось работать с тем, что нашёл.

Планшет был готов, встал вопрос: кто его доставит Валентине Семёновне. Такого человека нашли в Юрге. Это девушка, которая приезжала 22 июня этого года в Ржев на перезахоронение своего прадеда, а потом повезла выданный ей планшет маме в Юргу. Признаться, очень расстроился, узнав, что посылку должным образом Валентине Семёновне вручить не удалось, но понимаю, в какое время мы живём. Впрочем, главное, что свой долг мы выполнили, — подвёл итог нашему разговору Сергей, который, не считаясь с личным временем, работой, занимается поиском солдат уже 10 лет.

С 2016 года на территории Ржевского и Зубцовского районов, где в 1942-1943 годах шли кровопролитные бои, члены только одного поискового отряда «Пионер» подняли останки 2213 бойцов, из которых невероятными усилиями удалось установить 143 имени, и одно из них — Семён Парфёнович Максимов. Он числился пропавшим без вести с 22.09.42 года по 22.06.2022 года — вот такая мистика «двоек». Это число в нумероскопе считается точкой равновесия, обеспечивающей состояние покоя внутреннего мира. Теперь боец покоится с миром. На сердце бабы Вали тоже стало спокойней, ведь она узнала, что её папу похоронили со всеми почестями, и пусть не она, но другие потомки будут нести к его последнему пристанищу цветы.

Екатерина КОРЗИК, газета «Образ жизни», Томская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *