РЖЕВ. ОЧЕРКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ЛИЦА И СУДЬБЫ (вторая половина XIX — первая половина XX века)

Первыми художниками города были изографы: писали иконы, расписывали храмы. Работали они совместно ли, артелью, как в соседнем Осташкове, или поодиночке, были людьми духовного звания или мирянами, это еще предстоит выяснить.

Знаменательно, что история светской ржевской живописи начинается с академического художника Алексея Волоскова (1822-1862). Родился он в Ржеве Тверской губернии в купеческой семье купца Якова и Василисы Волосковых. Являлся внучатым племянником известного ржевского изобретателя Терентия Волоскова, создавшего не только уникальные астрономические часы, но и рецепт высококачественных красок: кармина, бакана и белил, качество которых получило высокую оценку Петербургской академии художеств. Впоследствии семья Волосковых занималась производством красок несколько десятилетий.

Юный купеческий сын пожелал стать художником, и хотя из-за болезни ног ему часто приходилось ходить на костылях, это не помешало ему в 15 лет поехать в Петербург учиться живописи. С 1837 года А. Волосков — вольный ученик Императорской академии художеств пейзажного класса у М. Воробьева. Опершись на костыли, он делает копии в картинных залах Эрмитажа, учится мастерству у великих художников прошлого. Шаг за шагом становясь профессиональным художником, в 1839-м получает серебряную медаль академии художеств. В 23 года он закончил учебу, стал пейзажистом и популярным художником среди великосветских вельмож и богатых людей, у которых получал заказы.

Алексей Волосков стал уникальным художником, что признали критики, заказчики и меценаты. Появились десятки картин и полотен. Это были портреты, пейзажи, интерьерные картины. Художник жил в селе Сокиринцы Черниговской губернии три года и писал романтические пейзажи в окрестностях имения для дворянской знати. Время сохранило для нас многие картины Алексея Волоскова.

А. Волосков

Из художественных полотен А. Волоскова наиболее известны «Пейзаж с усадебным домом» (1840-е годы), «Вид имения Глубокое» (1844), «Вид Выборга с моря ночью» (1847). Одна из самых известных его работ — «За чайным столом» (1851). Это удачная попытка соединить портрет с интерьером. На картине — одна из 80-ти комнат дворца имения Тарновского в Черниговской губернии, хозяин которого любил собирать знаменитостей. За эту работу Волосков в академии художеств поучил статус «назначенного в академики», но по причине инвалидности и недостатка средств воспользоваться этим не смог. В Русском музее в Санкт-Петербурге также есть его картины «Кабинет М.Д. Резвого» и «Вид в Павловском парке».

Спустя десятилетия талантливый, известный в больших городах художник возвращается в родной Ржев, где венчается с дочерью священника Покровской церкви Раисой Полубенской. Жил он в доме матери на правом берегу Холынки, служил младшим городским нотариусом и агентом Московского страхового от огня общества и, несмотря на болезнь ног, продолжал заниматься живописью.

Именно благодаря Алексею Яковлевичу мы сегодня знаем, как выглядел Ржев в середине XIX века. Художник написал панораму Князь-Федоровской (Советской) стороны Ржева с высокого берега Волги. Она называется «Вид города Ржева», датируется 1856 годом. На ней изображены Тетеринская слобода, Успенский собор, Городская управа, видны многие храмы Ржева и живописный берег Волги с её крутым поворотом.

В полотне художник охватил как можно больше красивых строений города, сблизил их. Композицию картины держат две вертикали: высокое дерево с рельефной кроной, в тени которого и должен был устраиваться за мольбертом художник, как это было принято в сюжетах картин XIX века. Вторая вертикаль вдали — колокольня Успенского собора с её высоким шпилем.

Эта картина с непростой судьбой. Был ли у неё заказчик? В чьём доме она хранилась после смерти художника, до революции? После того как экспонаты из ржевского краеведческого музея в 1941 году большей частью исчезли, как она пережила военное лихолетье? В каком чулане лежала больше двадцати лет? Картина была передана вдовой довоенного директора музея Е. Бычинской в 1961 году. Возвращена к жизни реставраторами Калининской картинной галереи А. Садиковой и Н. Бобровой.

Пейзажист середины XIX века, даровитый живописец Волосков известен немногим даже в профессиональной среде. Ржевитяне могут гордиться талантом, настойчивостью и упорством этого человека, который и учился живописи, начиная с 15 лет, и продолжал писать всю жизнь, до почти шестидесяти лет, практически опираясь на костыли.

Когда я работала в краеведческом музее, во время экскурсии очень любила подходить к его картине и рассказывать про нее, жемчужину музейных фондов.

Картина, являющаяся по сути художественным брендом Ржева, продолжает свою скромную жизнь в музее. 200-летие А.Я Волоскова в 2022 году прошло почти не замеченным. Выставочный зал сделал фотокопию картины, она летом участвовала в акции на Дне города и на осенней выставке ржевских художников.

* * *

Невозможно обойти стороной яркую художницу конца XIX — начала XX века Антонину Ржевскую, урожденную Попову. По одним данным, Антонина Леонардовна родилась в Ржеве, по другим — в Зубцовском уезде. Это было 28 февраля 1861 года, незадолго до ухода из жизни А. Волоскова. Отец, отставной генерал, разорился, поэтому её за казённый счёт отдали учиться в тверскую Мариинскую женскую гимназию (в Ржеве гимназии ещё не было). После семья перебралась в Москву. Там Антонина поступила в качестве вольнослушательницы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества под руководством Владимира Маковского. В царской России женщинам было запрещено заниматься живописью, но есть исключения из правил.

В 25 лет она встретила своего будущего мужа Николая Ржевского, который стал всячески поддерживать творчество жены. После учёбы Антонина начала выставляться, но анонимно. Она не ставила подписи под своими работами, потому что боялась, что другие художники могут не принять даму, занимающуюся таким делом. Хотя все московские художники прекрасно знали, кто был автором работ, которые на выставках собирали толпы восторженных зрителей. Например, полная юмора, доброты и мастерского исполнения картина «Весёлая минутка», стала одной из самых популярных в России. Открытки с ней продавались на всех вокзалах. А известный галерист Павел Треть-яков приобрел её для своей галереи. В 1897 году на юбилейной выставке художников-передвижников именно за картину «Весёлая минутка» Антонине Ржевской была присуждена золотая медаль. А два года спустя она получила предложение вступить в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, в истории которого было всего две женщины — Эмилия Шанкс и Антонина Ржевская. Картина «Сироты» (1893 год) была приобретена К. Солдатёнковым (московский предприниматель, старообрядец, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи) в 1893 году. Прототипами персонажей этой жанровой сцены послужили мать художницы Александра Попова и её дочери.

С начала 1900-х годов простые, без подтекста, картины Ржевской стали регулярно появляться на выставках Московского общества любителей художеств. Она пишет тонкие, поэтические портреты, увлекается пейзажем. Было и множество работ, оценённых современниками: «Да исправится молитва моя», «В сумерках», «Осень», «Девочка у окна». В 1903 году Ржевская пишет ещё одно имевшее успех полотно — «Музыка». «Неслышимая музыка словно льётся с полотна звуками, преображёнными в краски». Есть предположение, что в образе курсистки на первом плане А. Ржевская изобразила себя. Картину приобретает для своей коллекции меценат Свешников.

Перед Первой мировой войной художница переехала в Тарусу, к семье дочери, где живёт, пишет маслом и акварелью до последних часов своей жизни. Там же она встретила революцию и пережила гражданскую войну. Принадлежавший семье Ржевских дом в Москве был реквизирован. А работы самой Ржевской объявили проявлением буржуазного искусства и убрали в запасники. Художницы не стало в 1934 году.

Её дочь Антонина стала женой известнейшего советского скульптора Василия Ватагина. Позже именно его творчество многие десятилетия вдохновляло и было эталоном для ржевского скульптора-анималиста А. Бурова. Так удивительно соединяются между собой золотые звенья русской культуры.

Виктория КУЗНЕЦОВА, член СП России

Продолжение следует

Иллюстрации из свободных источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *