ОБУЧАЯ, УЧИМСЯ САМИ

На страницах «Ржевских новостей» мы не раз писали о людях важной и нужной профессии — учителях. В завершение Года педагога и наставника хотелось бы рассказать про еще одного замечательного человека, мастера своего дела, учителя начальных классов Пушкинской школы Наталью Иванову, которая награждена почётным знаком «За верность профессии». Наталья Владимировна — единственная от Ржевского муниципального округа, кто удостоен такой чести.

Уходящий год для Натальи Владимировны — особенный, отмечен тремя знаменательными событиями: высокой наградой за добросовестный труд, личным юбилеем и десятым по счёту выпуском воспитанников.

Глядя на эту молодую интересную женщину, невозможно поверить, что педагогический стаж её перевалил за 40 лет. И удивительно вдвойне, что все эти годы отданы одной школе — любимой Пушкинской. Из них 15 лет учитель Иванова работает еще и социальным педагогом.

Свой первый день в первой школе Наталья Владимировна помнит очень хорошо.

— В 1982 году я впервые переступила этот порог, — вспоминает она. — 16 августа меня радушно встретила Валентина Михайловна Сакович, которая исполняла обязанности директора.

Поскольку должности учителя начальных классов не было, молодому педагогу предложили вести группу продленного дня.

Позже несколько лет Наталья Владимировна работала в филиале школы № 1 им. А.С. Пушкина в посёлке РТС, где она тогда жила. А после переезда в Ржев продолжила трудиться в основном здании школы учителем младших классов.

С благодарностью вспоминает Наталья Владимировна своих коллег и наставников, которые в начале трудового пути помогали и советом, и делом. Это Раиса Васильевна Андрианова, Екатерина Владимировна Крылова, Валентина Михайловна Сакович, Надежда Анатольевна Шитикова, Наталья Васильевна Савельева, Светлана Николаевна Мосалыкина, Ирина Анатольевна Аракчеева, Зоя Александровна Воробьева и другие очень хорошие учителя, которые работали на совесть и были примером для молодежи.

С тех пор ржевская земля стала для Натальи Ивановой родной и любимой. Здесь родилась её семья, появились на свет дети — трое сыновей-богатырей, у которых уже свои семьи и дети. Так что наша героиня богатая бабушка — у нее три замечательных внука!

Хоть к Ржеву Наталья Владимировна прикипела всей душой, свою малую родину не забывает. В Сонковском районе, где прошло её детство, родительский дом не пустует. Каждый год летом приезжает Наталья Владимировна в село Лаврово вместе с внуками и отдыхает душой. Многие не понимают, зачем ей нужно ехать за тридевять земель, когда можно и под Ржевом домик купить и наслаждаться красотами природы.

— Понятие Родины у каждого свое, — поясняет Наталья Владимировна. — Для меня родительский дом — это святое место, с которым связаны самые теплые воспоминания. Это память о маме и отце, воспитавших нас, четверых детей. Это самое красивое озеро, где чистейшая вода. Это лес, где знакома каждая тропинка. Так что родные корни тянут. И эта кровная связь очень крепкая.

Наташа с детства мечтала о том, что станет учителем. И, надо сказать, у неё ловко получалось управляться с ребятней помладше. А когда настало время всерьез определяться с будущей профессией, альтернативы не было.

«Пойду в Торжокское пед-училище», — твердо решила девушка. И поступила, хотя конкурс был четыре человека на место.

Студенческие годы, самые весёлые, интересные, счастливые, пролетели быстро. Уже на четвертом курсе будущие учителя (до сдачи госэкзаменов) работали в школе.

— Меня направили в малокомплектную школу в Жарковский район, село Троицкое, где и началась моя трудовая биография, — продолжает Наталья Владимировна.

Комсомолка, спортсменка и просто красавица быстро нашла общий язык со своими первыми учениками.

Начинающий педагог давала открытые уроки музыки по новой системе для учителей района, проводила мероприятия по воспитательной работе. И ничего не боялась!

Сейчас Наталья Владимировна говорит об этом с удивлением. Почему? Да потому что по прошествии лет приходит понимание: чем больше знаешь, тем больше сомневаешься в правильности своих решений.

— Сейчас я сто раз подумаю, прежде чем что-то сделаю. А тогда, когда мы были молодыми, нам всё казалось по плечу.

Приятные воспоминания о первых самостоятельных шагах во взрослую жизнь связаны ещё и с тем, что Наталья именно тогда встретила своего мужа, вместе с которым и приехала в Ржев, на его родину (к сожалению, в 2008 году его не стало).

Сыновья Эдуард, Николай и Александр родились один за другим.

— В 23 года я уже была многодетной матерью, — с гордостью говорит Наталья Владимировна.

Конечно, нелегко было совмещать работу, детей, семью. Но если есть позитивный настрой и желание что-то хорошее сделать, всё получится. И никакие преграды этому не помешают.

— Мы о трудностях не думали, — продолжает она. — Некогда было. До ночи — тетради, подготовка к урокам. А ведь ещё надо постирать, убрать, обед приготовить и в очереди за продуктами постоять. Не буду лукавить, своим сыновьям внимания доставалось меньше, чем детям в школе. Но все выросли, вы-учились, живут и работают в Ржеве. Я их очень люблю и горжусь ими.

Хоть времени свободного не так много (работаю на двух ставках), стараюсь выходные проводить с семьёй. Вместе на праздники лепим пельмени, по осени солим капусту, а по выходным ходим с внуками в кино, гуляем в парке, летом выбираемся с палаткой на природу, где любим посидеть с удочкой на берегу. (Стоит добавить, что вот уже 15 лет Наталья Владимировна счастлива во втором браке).

И снова зашел разговор о школе, о любимых малышах, многие из которых невзначай называют её мамой. Конечно, дети от поколения к поколению меняются. Нельзя их сравнивать. Сейчас они просто другие. Более развитые в плане новых технологий (к сожалению, не всегда это со знаком плюс), по-прежнему любопытные, добрые, открытые. Каждый из учеников хочет показать свою работу на русском и математике, на уроках труда и рисования. Ведь похвала учителя сейчас для них важнее, чем похвала родителей.

— Вместе с ребятами и я тоже меняюсь, — говорит Наталья Владимировна. — Надо идти в ногу со временем. Отставать нельзя. Обучая, учимся сами. Это девиз каждого педагога.

Что же держит человека на одном месте столько лет? Ведь рядом с домом три другие школы: четвертая, восьмая и девятая.

Наталья Владимировна, не раздумывая, отвечает:

— Даже мысли не было куда-то перейти. Настолько я люблю свою, Пушкинскую. У нас замечательный коллектив, который возглавляет опытный учитель Ольга Александровна Шашкова. Все преподаватели и дети болеют душой за общее дело. На глазах школа преображается, хорошеет, и каждый член нашего большого, дружного коллектива к этому причастен.

В любом выпуске у На-тальи Владимировны есть отличники. И хотя начальное звено педагогов в Пушкинской очень сильное, можно с уверенностью сказать, что учитель Наталья Иванова — гордость школы. И качество знаний в её обычных классах не хуже, чем в гимназиях. А с какой любовью и теплотой говорят дети о своем первом учителе!

Ефим Пищ, ученик 3 «А» класса:

— Наталья Владимировна — Учитель с большой буквы. Она живёт жизнью своих учеников: нашими заботами, переживаниями и детскими проблемами. Наталья Владимировна учит нас не только писать, читать, решать задачи и примеры, познавать мир, но и быть честными, добрыми, отзывчивыми и стремиться добиваться успеха. Наш класс очень дружный, и это заслуга учителя. Она устраивает для нас различные мероприятия и экскурсии: мы часто посещаем библиотеку и мастер-классы, побывали в театре и центре ездового собаководства «Чукавино». Наталья Владимировна проводит для нас чаепития, на которых мы делимся своими успехами по внеурочной деятельности. Я считаю, что мне очень повезло, что моя первая учительница — Наталья Владимировна. Она справедливая, тактичная, внимательная, заботливая и добрая. С таким учителем учёба всегда в радость.

Василиса Чернышова, ученица 3 «А» класса:

— Наталья Владимировна — очень чуткий педагог. Она, как любящая, строгая, но справедливая мама, приняла нас под свое крыло. Учила читать, красиво и правильно писать, помогала преодолеть стеснение при ответах у доски. Наш учитель всегда нас выслушает, поможет решить любые конфликты, и у нее нет любимчиков. Мы всегда можем подойти к ней с любой проблемой. Благодаря ее помощи у нас очень дружный класс. Вместе ездим на экскурсии, участвуем в разных конкурсах и весело проводим время.

Глядя на нашу учительницу, понимаешь, что учитель — это не работа — а призвание! Ведь она ни разу не изменила своей любимой школе и работе педагога. 41 год преподает в первой школе Ржева и отдает весь свой опыт, знания, мудрость и любовь своим ученикам!

* * *

Конечно, в разговоре о школе не обошли стороной и проблемы в образовании. Наталья Владимировна отметила, что уходящий Год педагога и наставника начинался в стране с громких лозунгов и мероприятий.

— Было приятно, что про учителей вспомнили, повернулись лицом. Несомненно, различные муниципальные, региональные конкурсы: «Учитель года», «Педагог-наставник» и другие поднимают престиж профессии. Это, конечно, хорошо. Но, согласитесь, только этого мало. Молодежь по-
прежнему неохотно идет в педагогические вузы. Ставку учителя (9 тысяч рублей) повысили на 5 процентов, и это не решило проблему низкой заработной платы. И самое главное. Наверное, каждый учитель почувствовал в этом году кратное увеличение нагрузки. Цифровизация выходит за грани разумного. Об этом хорошо сказала в докладе Президенту уполномоченная по правам ребёнка в Ульяновской области Екатерина Сморода.

Приводя неопровержимые факты, свидетельствующие о школьных проблемах в стране (дефицит кадров и новых учебников, цифровизация и колоссальная нагрузка, которая ложится на плечи учителей, родителей и детей), Екатерина Сморода заявила, что образование сегодня «находится в стрессе и старается не подавать вида».

Думаю, что Владимир Владимирович не ожидал ничего подобного по итогам тематического учительского года. Как это выступление отразится на жизни школы и учительства? Кто будет отвечать за провалы и перегибы? Время покажет.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото из архива Натальи Ивановой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *