«ПЯТЬ ДВОЙКА» НА РЖЕВСКОМ ВОКЗАЛЕ И В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ

Предположим, однажды перед поездом вы залюбовались копией картины «Опять двойка» на вокзале Ржев-2 и решили посмотреть оригинал в Третьяковской галерее. Интернет услужливо подсказывает: полотно находится в зале № 6. Однако вас ждет разочарование: там шедевра Ф. Решетникова нет. Пожилая служительница поясняет, что картина передана в Новую Третьяковку на постоянное «место жительства».

Новая Третьяковка — это бывший Центральный дом художника на Крымском Валу. И однажды я там был, когда одна из работ нашего скульптора-анималиста Анатолия Бурова демонстрировалась на всероссийской выставке, а я приехал на нее посмотреть. С тех пор прошло много лет, не стало мэтра, но тот визит не забылся. Поэтому, когда недавно во время поездки на соревнования в столицу у меня выдалось несколько свободных часов, решил посвятить их походу на Крымский Вал. Привлекла внимание выставка, посвященная 100-летию московского спорта.

Чтобы попасть в Новую Третьяковку, нужно после выхода из метро «Парк Горького» пересечь одну из достопримечательностей Москвы — Крымский мост. Да, в России два сооружения с таким названием, но столичный мост построен в 1936 году и соединяет берега Москвы-реки. В декабре река уже покрылась льдом, однако, к моему удивлению, по ней продолжал ходить прогулочный теплоход. Видимо, утром, перед началом движения, фарватер ему очищает ледокол. Зрелище впечатляющее: вокруг лед, а по центру реки движется судно.

Спортивная выставка впечатлила. В нее вошли более 150 произведений различных жанров: живопись, графика, скульптура. Представлены работы не только из Третьяковки, но из Русского музея, картинных галерей Курска, Мурманска, Ярославля, Архангельска, Астрахани. Имена-то какие: Дейнека, Шадр, Манизер… Великолепно изображены динамика, физическое совершенство, воля к победе… И вдруг я в недоумении остановился у одного из полотен, словно наткнулся на невидимый барьер. На ней никакого спорта: стоит несчастный паренек с залатанным портфелем, вернувшийся домой из школы, а на него с осуждением смотрят домочадцы: мать, сестра, брат. Лишь песик рад хозяину. Да-да, вы уже поняли, что это картина «Опять двойка», только не увеличенная копия, как на ржевском вокзале, а оригинал размером примерно метр на метр. Я даже украдкой потрогал полотно пальцем, чтобы убедиться, что это мне не кажется.

Надо сильно постараться, чтобы увязать работу Федора Решетникова с темами железнодорожной или спортивной. «Опять двойка» появляется внезапно и неожиданно, как Саид в «Белом солнце пустыни». Но я все же отыскал связи. Вокзал Ржев-Балтийский открывался в 1952-м, тогда же была написана картина. Скорее всего, «Двойка» была подарена именно к открытию как самая свежая на тот момент работа именитого художника, дважды (1949 и 1951 годы) лауреата Сталинской премии. Что касается вы-ставки в Новой Третьяковке, если приглядеться к портфелю двоечника, из него торчат коньки. Видимо, они и связывают шедевр Решетникова с темой спорта.

* * *

Вообще-то Решетников был придворным «иконописцем» — писал вождей. У него получилась такая же история, как у Андерсена. Ханс-Кристиан мечтал стать поэтом, а сказки сочинял для души, но в итоге ими и прославился. Федор Павлович картины с участием детей тоже писал для души, но именно они стали главными в его творчестве. Например, тираж открыток с репродукцией картины «Прибыл на каникулы» (1948 год) составил фантастические 13 миллионов экземпляров.

Исследователи биографии Федора Решетникова утверждают, что после успеха «Каникул» художник хотел создать картину о мальчике-отличнике. Он пришел в класс и устроился на задней парте. Отличника вызвали к доске, но он от волнения никак не мог решить простенькую задачу. Растерянный вид мальчика подсказал живописцу идею сделать главного героя двоечником. Действие он перенес в квартиру.

Всемирная сеть утверждает, что картина «Опять двойка» стала широко известной еще и потому, что вошла в школьные учебники — по ней пишут сочинения. Чтобы проверить этот факт, позвонил в Лихославльский район однокласснице Тамаре Небылицыной — она работает учителем литературы. Тамара подтвердила, что еще два года назад ребята средних классов, действительно, писали по картине сочинения.

Несколько слов о сюжете. Похоже, к приходу мальчика семья уже была подготовлена старшей сестрой-пионеркой, что у него снова «пара». Его встречают прямо с порога, с потрепанным портфелем в руках — парень даже пальто не успел снять, но уже не смотрит от стыда в глаза домочадцам. Лишь пес рад приходу юного хозяина — ему все равно, какую он принес оценку. В роли горе-ученика позирует сын художника Г. Клуциса, репрессированного и расстрелянного в 1938 году. Семья Клуцисов жила по соседству с Решетниковыми, после ареста они поменялись квартирами. На полотне изображена бывшая квартира Клуцисов.

Федор Решетников был участником экспедиции на пароходе «Челюскин» в 1933 году. Он делал по дороге зарисовки, но заболел и вместе с другими семью пассажирами покинул судно раньше, до того, как оно застряло во льдах. Так что гибели парохода художник не видел, как и не был участником акции по спасению челюскинцев. Тем не менее в 1973-м, спустя 30 лет после событий, 67-летний живописец написал полотно «Гибель Челюскина» — оно хранится в областном художественном музее Самары. Умер Федор Павлович в 1988-м, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Выставка «100 лет московскому спорту» будет работать до 17 марта. Посетите, если будет возможность, не пожалеете.

Андрей СИМОНОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *