ОБЯЗАТЕЛЬНО СЪЕЗДИТЬ В РЯСНЮ

Позвонила мне не так давно Людмила Концедайло (она в своё время, работая в областном Доме народного творчества, объездила все деревни Тверской области, собирала и записывала сказки, предания, легенды и обычаи, рассказанные местными старожилами). Позвонила и говорит: «А ведь Вам обязательно нужно съездить в Рясню, в музей!» Задумалась я и припомнила, как однажды наш известный ржевский историк и краевед Олег Кондратьев, вернувшись из Рясни, высказал по-мужски сдержанное восхищенное потрясение: «Да, я понял: всё, что я делал в своей жизни, это ничто по сравнению с тем, что сделал в Рясне Александр Волнухин».

Вскоре нашлись мне и попутчики в музей родового древа рода Корниловых. Сначала мы ехали по хорошей дороге до Старицы, потом почти сорок километров по бездорожью до старинного села Рясня, коему тоже уж восемь веков, как и Ржеву.

Скромный такой стоит домишко деревянный среди сельской улицы, перед ним по фасаду — белый бюст великого флотоводца. Выходим из машины, а нас уже на крыльце встречают, здороваются. Это Людмила Волнухина — после кончины супруга она здесь всем заведует. Людмила Николаевна уж и печку истопила к нашему приезду, и прибралась. А как же иначе, если знала по опыту, что в Рясню просто так без дела не лытают, а вот дела пытать — едут.

Водила из зала в зал, рассказывала, показывала. Учитель с большим стажем, потом директор сельской школы, она с радостью и глубоким знанием дела открывала дверь за дверью, а за ними — сокровище за сокровищем этого небывалого музея.

И хотелось слушать её бесконечно, и удивляться, и постигать умом уникальность этого места и невероятность 30-летнего труда Александра Волнухина.

Однажды загоревшись идеей — сохранить и приумножить память о выдающемся земляке, он уже не отступал. О его трудах понимаешь: это когда не хлебом единым жив человек. И о том, наверно, можно написать детальное исследование в конкретный пример потомкам.

Сначала экспозиция была небольшой, располагалась в школе, но Александр Яковлевич умел мечтать о большем… И с 2009 года для неё было выделено отдельное здание.

Сам он одновременно с исследовательской, собирательской работой, вёл большую общественную, вовлекая всех причастных к делу русской культуры. И кто только ни побывал здесь, кто только ни протоптал сюда дорожку, начиная от самих потомков рода Корниловых до современных военных от моряков до контр-адмиралов! Здесь Волнухин создавал не только музей, а пестовал традицию: проводились ежегодные корниловские чтения, тщательно готовилось ежегодное летнее торжество ко Дню ВМФ. Сердцем чаял, что только два всегда союзника у России в мире: это её армия и флот.

«Отстаивайте же Севастополь!» — сказал когда-то вещие слова смертельно раненый вице-адмирал Владимир Корнилов. Эти слова, верно, были всегда в груди Александра Волнухина и помогали ему отстаивать русскую культуру.

Удивителен этот музей, явившийся из глубин исторической памяти народа. Много души и дум о будущем России вложено сюда коренным старичанином. Он сам родился здесь, в деревне Холмец, здесь прошёл трудовой путь от механизатора до председателя колхоза. Неравнодушный человек, он записывал свои мысли и чувства стихами, то согревая, то тревожа, то подбадривая лиру своего сердца:

Жизнь с каждым днём вперёд стремится

К намеченным тобою рубежам.

Она — владычица, природа и царица,

Она диктует правила сердцам.

А задавался ли хоть раз, мой друг, вопросом,

В чём смысл избранного тобой пути?

Ради чего порой обиды сносим,

Ради чего себя готовы в жертву принести?..

И, стремясь к своему предначертанному, писал ещё:

Чтоб выразить чувство святое

И людям его раздарить,

Надо, не зная покоя,

Всё, что вокруг нас, любить.

Нужно любить природу,

Нужно любить детей.

С любовью идти к народу,

Как шёл к нему Прометей.

В этом году Александру Яковлевичу исполнилось бы 70 лет. Тяготы, что носил, его и подкосили: сердце не перенесло третьего инфаркта. Неслучайность этих строк открылась мне потом, в его поэтических сборничках, что были изданы как приложение к газете «Старицкий
вестник» ещё в середине девяностых… И чем больше я ходила по музею, чем больше слушала Людмилу Волнухину, тем больше понимала грандиозность труда её мужа. Равно как и то, что описать и пересказать полноту впечатлений не получится. Здесь можно ощутить полноту истории России в судьбах конкретных людей.

Ни подлинность экспонатов, ни их многообразие, ни торжественность военно-
морской тематики — поражает здесь другое.

Когда несколько лет назад научный сотрудник Старицкого краеведческого музея упоминал про Рясню, я поняла: музеем старичане гордятся. Действительно, это гордость, это флагман, это корабль среди опустевших деревянных домиков, зыбких разбитых дорог и позаросших полей вдоль них. Но и теперь существование музея зыбко, статус его не определён. Держится он промыслом Божьим да надеждой, что труды напрасно не канут.

Ждут здесь ещё, что, может, приедет сюда Владимир Путин, как приезжал в не такое уж далекое село Тургиново, на родину матери. Приедет сюда, посетит бережно хранимое семейное захоронение рода Корниловых, увидит фотографию своего отца в военной форме и тельняшке, послушает рассказ о многих родословиях всей России, что оказались волею судеб сплетены здесь, в Рясне, вокруг славного рода морской офицерской элиты, побывает на родниках — святых источниках. И это будет уже совершенно другая история…

Виктория КУЗНЕЦОВА

Фото автора и из свободных источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *