Никита Александрович Бастюченко, учитель информатики лицея № 35: «ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ – ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ, ЕСЛИ ЭТО «ТВОЁ»
— Никита Александрович, к сожалению, мужчина-учитель — редкое явление в российском образовании. За годы учёбы в шести школах у меня было всего два таких педагога: по физкультуре, биологии и труду. Последние два предмета в Дмитровской малокомплектной школе вёл мой дедушка Степан Антонович Иванов. У Вас были учителя — мужчины?
— Да, мужчин-учителей в школах мало. Если взять историю, то до революции девочки и мальчики обучались раздельно: девочек обучали женщины, мальчиков — только мужчины. В советское время детей объединили, и преимущественно их обучают педагоги женского пола. Когда я учился, в нашей школе было достаточно много учителей-мужчин: по труду (сейчас — технология), физкультуре, информатике, истории. Интересно рассказывал материал учитель истории Сергей Фёдорович. Мне очень нравилось, что учитель технологии Александр Петрович Чижевский общался с нами как со взрослыми, без употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов, называл учеников по именам. Разделяю его мнение, что начиная с 5-го класса, нельзя называть ребят «Леночка», «Витенька», «Юрик»… Когда говоришь «Лена», «Виктор», «Юрий» — совсем иные образы возникают, и дети ответственнее, самостоятельнее становятся.
— Могли ли Вы предположить, что станете преподавать?
— Нет, даже мысли такой не было! Если бы мне, школьнику или студенту, сказали, что буду работать в школе, я бы рассмеялся, не поверил. Но, говорят, пути господни неисповедимы. Так и случилось.
— Расскажите о своём пути в преподавание. Предположу, что предпосылки к тому были…
— Судьба давно посылала мне знаки, но я не обращал на них внимания. Однажды друг помог устроиться во Дворец пионеров на Воробьёвых горах по моей основной специальности «Инженер-электрик». Классная, очень интересная работа, связана в том числе и с детьми: секции разного направления, тематические встречи, концерты, когда ты отвечаешь за электроснабжение всех объектов. После моего переезда из Москвы под Ржев я познакомился с многодетной семьёй, в которой супруга моего друга оказалась директором сельской школы. Елена Конова предложила мне вакансию учителя информатики и технологии в Ефимовской школе, за что я ей очень благодарен.
— Согласились сразу, не раздумывая?
— Фактически сразу, минут тридцать подумал и дал положительный ответ.
— Как Вас приняли ребята?
— Хорошо. Признаюсь, не ожидал, что ребята в сельской школе так отнесутся. Им было интересно и непонятно: зачем я пришёл работать в школу?
— Вам этот вопрос в открытой форме задавали? Как Вы ответили?
— Один из учеников как-то спросил: «Вы здесь, потому что в Москве не получилось?»
— Немудрено, что у молодёжи ложное убеждение: в деревню едут только неудачники…
— Ответил: наоборот, я здесь, потому что у меня всё получилось в Москве. В мегаполисах людей держат стабильные оклады, ипотеки, кредиты, и не каждый сможет отказаться от столичного заработка и переехать в другой регион, да еще в сельскую местность, и попробовать себя в новой сфере. Это своего рода выход из зоны комфорта.
— И риск, на который не каждый горазд. У меня об учёбе в деревенской школе остались самые тёплые детские воспоминания.
— А у меня о работе в сельской школе — душевные. Небольшая школа — как одна большая семья. Когда перешёл в городскую школу № 4, был трёхлетний опыт преподавания, это много даёт. Но я всё равно очень серьёзно готовился к урокам: городская школа — это другой уровень. С головой ушёл в работу, разрабатывал и давал задачи на развитие критического мышления. Такая самоотдача мне вернулась сторицей, такого отклика от ребят я ещё не встречал. Радушно приняли, помогали проводить открытые уроки. Мы старались быть друг для друга интересными: ходили на экскурсии, много разговаривали, делились мнениями. Передаю привет ученикам 4-й школы, ребята, я вас помню и люблю!
Коллективы ржевских школ — профессионалы своего дела. Педагоги любят свою профессию, любят детей. После окончания педагогических институтов в школы приходят молодые дипломированные специалисты, что очень радует.
С начала этого учебного года тружусь в лицее № 35. Много приятных моментов переживаем вместе. Ребята замечательные! Кто-то принял очень хорошо, ключи к некоторым ещё нужно подобрать. В любом случае, я благодарен всем, кого встречаю на жизненном пути, за опыт.
— Какой стиль общения у Вас с ребятами? Вы — друзья?
— Стиль общения с детьми с 5-го по 8-й и с 9-го по 11-й класс отличается, разный возраст — разный подход. Мне сложно судить, нужно спросить об этом учеников.
— В каком классе Вы ведёте классное руководство? Расскажите о своих «классных детях».
— В 6 «Б». Класс весёлый, дружный, я учу их, они чему-то — меня. Отмечу Марию Рязанову, которая много помогает в организации классных дел, замечательная ученица. С парнями освоили настольный теннис, почти всё свободное время они играют. Уровень владения техникой игры у них растёт. Илья Иванов начал заниматься теннисом с начала сентября и уже в городских соревнованиях в своей возрастной категории взял занял первое по Ржеву. Молодец!
— Почему настольный теннис? Вы сам увлечены данным видом спорта? В лицее есть игровые столы?
— В лицее есть несколько столов для настольного тенниса, а также администрация дала добро на игры. И на переменах мы решили играть с ребятами в теннис. Им так понравилось, что после уроков они остаются играть, а также приходят заранее в школу, чтобы тоже поиграть. Для мотивации учащихся в ноябре решил провести теннисный турнир с призами. Ребятам понравилось, около 20-ти учеников пришли поучаствовать в турнире, даже девушки.
Мне интересен настольный теннис, будучи школьником играл в детских оздоровительных лагерях. А также люблю лыжи, коньки, велосипед, бег, шахматы.
— Время на любимые занятия остаётся?
— В 4-й школе вел секцию шахмат. Сейчас, бывает, играем на переменах. В нашем школьном состязании среди старшеклассников и педагогов занял первое место. Несколько раз участвовал в пробежках «Сеславинская миля». Каждый год с учениками ходим на каток, собираемся человек по 20-30. А последняя моя лыжная прогулка выдалась очень продолжительной и утомительной. Мы с другом отправились в путь утром 1 января и заблудились, вернулись затемно. Пока лыжи не достаю (улыбается).
— Не ошибусь, если скажу, что у Вас есть много курьезных историй, связанных со школой и ребятами.
— Да! Статью можно только из таких историй составить. В прошлом году вёл географию с 5-го по 11-й класс. Уроки поменялись местами. Ко мне приходит 8-й класс, в котором изучаем только Россию, а принял их за 7-й и весь урок рассказывал про Африку. Никто не поправил, а я объяснял и объяснял, и даже дал «африканское» домашнее задание.
— Увлечённо и интересно рассказывали, раз ребята молчали. Никита Александрович, о чём мечтают сельские школьники? Наверняка говорят, что хотят уехать в большие города. Обсуждаете эту тему?
— Да, так и говорят. Ребята из сельской местности хотят уехать. Обсуждаем, конечно, этот злободневный вопрос. К сожалению, государство не развивает сельские территории, деревни. Работы на селе нет. Идёт урбанизация, поэтому люди покидают деревни и переезжают в города, село вымирает.
Хотя хочу отметить и положительную динамику, есть небольшой приток в деревни жителей больших городов, мегаполисов, которые устали от суеты, шума и решились на переезд туда, где тихо, спокойно. Знаю много семей, обосновавшихся под Ржевом. Они завели хозяйство и не хотят возвращаться в города.
— Зачастую, чтобы принять решение и уехать жить на село, надо пожить в городе, провести в дороге на работу и обратно часа по полтора…
— Да, нужно переехать в большой город и пожить там несколько лет — это и объясняю ребятам. В мегаполисах много учебных заведений, где можно получить профессию, много предприятий, организаций, где можно наработать опыт по специальности.
— А потом переехать в деревню! Что нужно, чтобы молодёжь не уезжала из маленьких городов и возвращалась на родину?
— Государственная программа, направленная на развитие деревень: создание и поддержание в нормативном состоянии дорог, газификация… Программа есть, но до сих пор газ мало где проведён.
Чтобы привлечь в сельские школы, ФАПы молодых специалистов, необходимо создать для них условия жизни: выдавать подъёмные на дом или даже бесплатное жильё. Создавать рабочие места, минимум пять мини-предприятий в каждом сельском поселении. Поощрять и сотрудничать с фермерами. Государство должно принимать у тех, кто работает на земле, излишки продукции, субсидировать развитие фермерства.
Скажете, что список звучит как предвыборные обещания депутатов? Да, и за такого депутата можно отдать свой голос.
— Несомненно, можно и нужно отдать голос, если депутат с такой программой появится! Никита, Вы говорили, что Ржев Вам сразу понравился, как приехали…
— Уютный провинциальный город, в котором комфортно жить многодетным семьям. Я заметил, что ржевитяне любят свой город. Ржев хорошеет на глазах: ремонт дорог, парк на набережной. Мемориал Советскому солдату привлекает много туристов со всей страны и из-за рубежа.
Здесь хорошо развит спорт: хоккей, гимнастика, бокс, самая сильная школа самбо и дзюдо во всей Тверской области. Ржев — музыкальный город, много музыкальных школ и секций, сильные, яркие учреждения дополнительного образования. Мой родной город Клин, где жил Чайковский, позиционируется как музыкальный, но Ржев ему ничуть не уступает.
— Догадываюсь, каким будет Ваше пожелание Ржеву…
— Хотелось бы, чтобы в Ржеве появилось высшее учебное заведение. Это привлечёт студентов, часть выпускников обязательно останется учиться и, соответственно, работать в своём городе.
— Спасибо за беседу. Успехов, исполнения пожеланий, озвученных сегодня, мирного неба над головой!
Беседовала Ольга ЖДАНОВА