БЕЗОБЛАЧНОЕ ДЕТСТВО

Будет ли оно таким для ребёнка, зависит от каждого из нас: от родителей, от педагогов, одноклассников, сверстников, круга общения. Конечно, от всех невзгод и переживаний оградить своё чадо не удастся, но как понять его и принять, как помочь? В конце февраля на базе школы N№ 12 прошло расширенное заседание муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На заседание были приглашены психологи, работающие с детьми в ржевских школах, чтобы вместе обсудить вопросы обеспечения безопасности детства и благополучия ребёнка. Старший психолог Екатерина Доронина рассказала, как специалисты и родители могут и должны помочь детям.

— Основной целью психолога, работающего в системе образования, является обеспечение психологического здоровья детей. Такой специалист должен максимально содействовать психическому, индивидуальному развитию ребёнка на каждом возрастном этапе посредством изучения его особенностей, способностей, интересов, склонностей, чувств. Призван оказывать психологическую помощь педагогам и родителям по проблемам, связанным с воспитанием и обучением детей, держать под особым контролем переходные моменты в жизни детей, связанные с кризисами возрастного развития. И, конечно, психолог должен непрерывно повышать свой профессиональный уровень, в том числе через участие в различных семинарах и конференциях психологов, обучение на курсах повышения квалификации и иные формы самообразования.

Сегодня, к сожалению, психологи есть не в каждой школе. Тем важнее сейчас наладить взаимодействие между школами, чтобы все ученики, а также их педагоги и родители, могли получить психологическую помощь. В школах, где нет педагогов-психологов, часть направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению берут на себя классные руководители. Например, индивидуальные планы психолого-педагогической работы (сопровождения) обучающихся групп риска, а также групповые программы, направленные на профилактику девиантного поведения обучающихся группы риска.

Простыми словами, группа риска — это дети, подростки или молодёжь, которые в силу определённых обстоятельств больше других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации.

Чтобы выявить таких учеников, в школах рекомендуется проводить тестирование, при необходимости — организовать профилактическую работу и психолого-педагогическое сопровождение. Специалист проводит психолого-педагогическое наблюдение за поведением обучающихся, изучает социально-психологический климат в классе.

При этом, начиная с 7-го класса, ежегодно проводится социально-психологическое
тестирование учеников, направленное на раннее выявление употребления наркотических и психотропных веществ. Всё это — часть профилактической работы, которая помогает выявить детей, нуждающихся в адресной психолого-педагогической помощи и соответствующем сопровождении специалистов.

Буллинг, к сожалению, на сегодняшний день также является весьма распространённым явлением. Но порой психологу определить, находится ли ребёнок под влиянием чьих-либо манипуляций или стал жертвой травли, просто невозможно. И здесь, я уверена, во главу угла встают именно отношения между ребёнком и родителем. При этом сегодня ходить к психологу модно разве что в столице, до нас такая тенденция ещё не дошла. Мы не готовы к этому по ряду причин: у нас не так уж много психологов, и не всем из них человек может довериться. Что уж говорить о детях, если даже я, взрослый человек, не очень-то бы хотела рассказывать о тех или иных своих сомнениях местным специалистам, боясь, что мои вопросы где-нибудь и когда-
нибудь станут достоянием общественности… Хотя не исключаю, что и в Ржеве есть прекрасные психологи, просто судьба ещё не свела меня с ними. Да и дети тоже вряд ли с легкостью раскроют душу школьному психологу, боясь того, что их проблема будет рассказана учителям и родителям, а за этим последует ещё и наказание.

К слову, не могу согласиться и с выбором фильма «Чучело», который повсеместно (не только в Ржеве) показывают детям на профилактических мероприятиях. Бесспорно, фильм заслуживает особого внимания, вот только современным детям и подросткам он малопонятен и почти не интересен. Они все сегодня куда больше увлечены сериалом «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сериал спорный, его даже хотели запретить. Но я рекомендую взрослым самим его посмотреть, чтобы потом суметь обсудить всё происходящее в сериале с детьми, и самостоятельно объяснить им, что такое хорошо, а что такое плохо. Конечно, при условии, что родители сами умеют отделить зёрна от плевел. А запрет на просмотр ничем, увы, не поможет. В целом, сериал хоть и романтизирует уличную жизнь конца 80-х — начала 90-х, но рассказывает не только об уличных бандах, но и о человеческих взаимоотношениях. Между прочим, даже сами создатели сериала выступают против травли и даже запустили проект «Пацаны меняются». Это социально-просветительский проект для родителей и подростков. Проект создан, чтобы облегчить коммуникацию в семьях в не-простой период, помочь найти выход из трудных ситуаций и предотвратить их усугубление.

Несколько советов от Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и интернете

  • Ни в коем случае не обесценивайте переживания ребёнка. «Мне бы твои проблемы…» или «Через пару лет ты об этой ситуации даже не вспомнишь…» — это как раз те фразы, которые обесценивают чувства. Может быть, спустя время ребенок действительно посмеется над своей реакцией, но сейчас происходящее с ним — это самое важное в его жизни. Все чувства, которые ваш ребенок испытывает, реальны и значимы для него. Помогите ему пережить этот период, окажите поддержку, чтобы он рассказал вам ситуацию, которая его волнует и беспокоит. Это залог того, что и в будущем ребенок будет делиться своими проблемами — будет доверять вам.
  • Слушайте ребенка. Выражайте заинтересованность, постарайтесь делать это искренне. Очень важно при этом не только слушать, но и задавать вопросы, уточнять непонятное, обращать внимание на жесты и мимику, поскольку ребенок не всё может выразить словами. Так вы показываете, что вам важно то, что происходит с ним.
  • Когда ребёнок приносит вам очередное видео из интернета, которое вызвало у него эмоции, проявите заинтересованность, даже если это мультфильм «Три кота». В следующий раз он сможет принести вам видео с опасным челленджем.
  • Старайтесь всегда поддерживать диалог с ребёнком, учить его самостоятельно анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы. Задавайте вопросы: «Что тебе принесёт участие в челлендже?», «Какие могут быть последствия для тебя?» Подобные беседы станут основой для того, чтобы потом ребенок сам анализировал проблемные ситуации и находил адекватные решения.
  • Если вы упустили момент, когда ребёнок готов вам доверять, постарайтесь показать ему, что вы всегда готовы принять и выслушать его.

Подросткам часто легче взаимодействовать друг с другом, рассказывать о своих чувствах и делиться переживаниями в переписке, используя эмодзи, мемы и голосовые сообщения. Это могут быть мессенджеры, личные страницы или группы в социальных сетях.

  • Просите ребёнка писать вам письма или сообщения с рассказом о своих чувствах и переживаниях и сами пишите такие письма ему.

Вы можете оставлять ребёнку записки с поручениями и похвалой. Ребенок, растущий в атмосфере любви и гармонии, и сам станет гармоничным самодостаточным человеком, для которого родители на всю жизнь останутся близкими, значимыми и дорогими людьми.

Как мы можем продемонстрировать поддержку? Вниманием: «Расскажи, пожалуйста…», «Я готов тебя послушать…», «Я с тобой». Признанием, что это тяжело для ребенка: «Это действительно трудно, я тебе верю». Называнием чувств: «Да, такое очень злит…», «Это больно…» Согласием, что реакция ребенка нормальна: «Ситуация и правда трудная…», «Понятно, почему ты на это злишься…», «Мне тоже это кажется несправедливым…»

Записала Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *