От БТИ до Росреестра: где и как оформлять недвижимость?

Практически каждому, кто сталкивался с необходимостью оформления прав на принадлежащую ему недвижимость (к примеру, права собственности на дом, квартиру либо земельный участок), хорошо известны организации, осуществляющие деятельность в этой области: Росреестр, Кадастровая палата и Бюро технической инвентаризации (БТИ). В чем на данный момент заключаются полномочия каждой из названных организаций? Попытаемся разложить все «по полочкам». 

Итак, Росреестр. Многим это слово может показаться весьма загадочным, что неудивительно: ведь Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно Росреестр) появилась совсем недавно. 1 марта 2009 года были объединены три государственные структуры: Роснедвижимость, Роскартография и Росрегистрация. Росреестр — это и есть «регистрационная палата», начавшая свою деятельность в г. Ржеве в 1999 г., только на очередном этапе реформирования получившая новое название и новые полномочия.

Объем полномочий Росреестра, находящегося в ведении Министерства экономического развития РФ, весьма значителен: это и государственная регистрация прав, и государственный кадастровый учет, и государственный земельный надзор, и организация государственной кадастровой оценки недвижимости… Есть у Росреестра и другие функции, но в рамках данной статьи они нас интересуют мало.

11_1— Что такое Кадастровая палата, решением каких вопросов она занимается, почему работа Росреестра и Палаты связаны настолько, что специалисты этих двух организаций даже размещаются в одном помещении?

Отвечает начальник Ржевского отдела Управления Росреестра по Тверской области Оксана Булыгина:

— Федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата Росреестра» находится в ведении Росреестра, создано при Росреестре как организация, осуществляющая учет объектов недвижимости на территории всей России через систему своих филиалов в субъектах РФ. Ей также делегированы полномочия приема и выдачи документов, исполняемых Росреестром, в части предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

Если говорить коротко, то задача, поставленная Правительством РФ перед Росреестром — создание информационного ресурса объектов недвижимости в форме единого государственного реестра задокументированных сведений об объектах недвижимости (земельных участках, зданиях, квартирах, жилых домах, недостроях и т.д.) и правах на них. Сейчас это два самостоятельных реестра: Государственный кадастр недвижимости (ГКН), за ведение которого отвечает Кадастровая палата, и Единый государственный реестр прав (ЕГРП), формирование которого осуществляет непосредственно Росреестр.

Эти два реестра содержат различную информацию: сведения об объектах содержит ГКН, информация из которого выдается в форме кадастрового паспорта (выписки), а сведения о правах на эти объекты предоставляет Росреестр в форме выписок из ЕГРП и копий правоустанавливающих документов по сделкам, оформленным в простой письменной форме.

Сфера деятельности Росреестра в целом определяется множеством актов, основным из которых является Федеральный закон «О государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним» N№ 122 от 1997 г., а сфера полномочий Кадастровой палаты определена в Федеральном законе N№ 221 от 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

— Так чем же отличается БТИ от Росреестра или Кадастровой палаты?

— Прежде всего, БТИ сегодня уже не является органом учета, как это было до 1998 года Данные организации сохранили название, но с созданием регистрирующего органа (Росреестра) утратили свои функции. Сейчас это — юридические лица, сохранившие прежние наименования, но осуществляющие работы по описанию объектов недвижимости в рамках подготовки документов для постановки таких объектов на кадастровый учет, в том же объеме и порядке, как и кадастровые инженеры, за одним очень важным исключением: эти организации обладают данными о недвижимости, учтенной до 1998 года, что налагает на них обязанность предоставлять информацию об объектах и правообладателях недвижимости по документам, оформленным до указанного года.

Таким образом, если вы решили описать свое имущество и получить документы о правах на него, обращайтесь к любому кадастровому инженеру, в том числе — в БТИ. Далее вам придется обратиться в Кадастровую палату, где вы подаете документы на кадастровый учет, исполнять которые будет Кадастровая палата, и заявление на получение свидетельства о государственной регистрации права, которое исполнит Росреестр. Наша задача как регистрирующего органа — максимально сократить время оформления. Многие документы уже сейчас отнесены законом к получению самим регистрирующим органом, и процесс сокращения истребуемых у заявителя документов продолжается, однако этапы работы с кадастровым инженером и последующее оформление полученных у него документов приходится преодолевать каждому заинтересованному участнику рынка недвижимости, затратив при этом много времени и сил.

— Раз уж речь зашла об удобстве и доступности предоставляемой информации, расскажите, пожалуйста, о таком целевом проекте, как создание многофункциональных центров (МФЦ).

— Многофункциональный центр (МФЦ) — это единое место приема и выдачи документов гражданам и организациям при предоставлении множества государственных и муниципальных услуг.

МФЦ позволяет реализовать принцип «одного окна», обеспечить комфортное получение услуг гражданами в одном месте с соблюдением наиболее высоких стандартов обслуживания при минимальных затратах времени заявителей.

МФЦ должен работать в максимально удобном для заявителей временном режиме, в шаговой доступности от остановок общественного транспорта. Также должны быть созданы специально оборудованные места приема и выдачи документов, места ожидания и информирования, пандусы, парковки, специальные места обслуживания людей с ограниченными возможностями. Помещение МФЦ оснащается системой кондиционирования, электронной очередью и электронными информационными табло.

Государственные и муниципальные услуги в МФЦ предоставляются бесплатно, за исключением тех, по которым плата предусмотрена законодательством.

— Но ведь в нашем городе такого пока нет…

— Нет. МФЦ создан и действует в некоторых районах области, полагаю, в скором времени будет открыт и в Ржеве.

Как уже говорилось выше, МФЦ позволяет организовать прием заявлений и выдачу исполненных различными организациями документов в одном месте, оборудованном по современным стандартам, и минимизировать затраты времени заявителей на ожидание в очередях.

Итак, с деятельностью Росреестра и Кадастровой палаты разобрались. Теперь остановимся подробнее на работе БТИ.

— Бюро технической инвентаризации (БТИ) — это организации, осуществляющие государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, — говорит и.о. директора Ржевского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» Юлия Трохова. — В нашем городе действуют два предприятия, имеющие аккредитацию на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Это мы, Ржевский филиал ГУП «Тверское областное БТИ», наше районное подразделение и ФГУП «Ростехинвентаризация». Но разница в названиях не меняет сути нашей деятельности.

— Кадастровые инженеры работают только в БТИ?

— Кадастровые инженеры могут работать не только в БТИ, но и в других организациях, на основании трудового договора с юридическим лицом. Главное, чтобы в их штате было не менее двух таких специалистов. Также кадастровый инженер может осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Кадастровые инженеры предлагают свои услуги на общих основаниях с любыми другими участниками рыночных отношений. Иными словами, заинтересованный гражданин сам выбирает, куда ему обратиться — в БТИ либо куда-то еще, руководствуясь в своем выборе стоимостью услуг, уровнем их качества и т.д.

— Кто может стать кадастровым инженером?

— Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. N№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровым инженером может стать гражданин РФ, имеющий среднее профессиональное образование по одной из специальностей в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, и не имеющий непогашенной и не снятой судимости. Также этот гражданин должен сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат кадастрового инженера.

— Чем они занимаются?

— Кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность, результатом которой является:

•   для домов, иных зданий, сооружений и помещений — технический план;

•   для земельных участков — межевой план с определением границ участка.

Эти документы используются для постановки объекта на кадастровый учет или внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и получения кадастрового паспорта. Для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета (например, вследствие разрушения здания) составляется акт обследования.

Все эти действия производятся по заявлению заинтересованного лица-заказчика. Каждый объект недвижимости, согласно вышеупомянутому закону, подлежит обязательному кадастровому учету.

— Но это уже не ваша компетенция…

— Нет, кадастровыми паспортами занимается Кадастровая палата, мы только готовим документы для этого.

— В вашем штате есть специалисты, кроме кадастровых инженеров?

— Да, есть — техники, которые тоже могут в перспективе стать кадастровыми инженерами. Они осуществляют инвентаризацию новых объектов недвижимости, то есть, производят их замер, оценку и прочее — это необходимо для получения от отдела архитектуры разрешения на ввод того или иного объекта в эксплуатацию; обследуют уже имеющиеся объекты и изготавливают технические паспорта.

— Меняются названия организаций, их полномочия… А давно ли существует БТИ, пусть даже когда-то оно и называлось по-другому?

— Наша структура и в самом деле сменила несколько названий, а возраст у нее солидный: 21 мая нам исполнилось 87 лет.

— Что ж, поздравляем! Большое Вам спасибо за разъяснения.

Беседовала
Татьяна САФРОНОВА

 

 

Отклики (2) на От БТИ до Росреестра: где и как оформлять недвижимость?

  1. Дмитрий:

    Кадастровые инженеры — разрастание штата и увеличение количества «бессовестных организаций», которые создают препятствия при постановке на кадастровый учёт домовладений и земельных участков.

  2. Анатолий:

    Спасибо, очень толково рассказали. После 25 лет владения нашей недвижимостью вдруг выясняется что Росреестр о нас ничего не знает и никаких документов нам выдать не может, хотя наш пакет документов на недвижимость есть. Как нам узаконить своё право и зарегистрироваться, с чего начать и к кому первому надо обратиться? Спасибо за ответ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *