ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в №№ 26, 28

ВТОРАЯ ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ

Спускаясь дальше по Марата-Предтеченской вниз, увидим место, где стояла Владимирская церковь, чей облик остался только на фотографиях.

В «Тверском Епархиальном сборнике» начала века можно прочитать, что владимирская церковь построена в 1758 году и была деревянная. С 1834 года по 1860 была упразднена ввиду отсутствие прихожан. Затем она существует, как Владимирская церковь при богадельне.

Она имела три придела. Центральный — Владимирской Божией Матери. Правый — преподобного Дионисия (Давид Федорович Зобнинский, в монашестве Дионисий — уроженец Ржева. Известный архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Руководил её защитой во время польской осады в «смутное время») начала XVII века). По утверждению все того же И.Ф. Тюменева, во Владимировской церкви хранилась икона святого Дионисия, написанная в XVII веке, вскоре после его смерти. Левый придел — преподобного Арсения игумена Новгородского, тоже уроженца Ржева. По легенде он был убит людьми Ивана Грозного за отказ благословить царский поход на Псков в 1570 году. Ржевитяне прочитали преподобных Диониса и Арсения как местных святых.

В ограде было несколько домов и часовня святого Николая Чудотворца, остатки которой до недавнего времени виднелись на берегу Волги, против современной бани.

Если перейти на другую сторону улицы Марата, то мы увидим нынешнее здание Роспотребнадзора, ранее СЭС. В старом здании, построенном в 1868 году, размещался дом призрения бедных детей. При доме призрения существовала церковь святого Архистратига Михаила.

ВТОРАЯ ОКОВЕЦКАЯ

Со Второй Предтеченской проходим на вторую Оковецкую, церковное имя которой с годами поменялось на Сталинградскую. С 27 июня 1963 года Сталинградскую стали называть улицей Соколова.

Название Оковецкая нам теперь понятно, мы рассказали и про икону, и про церковь. Став улицей Сталинградской, она не унизилась, а приобрела некое величие, особенно в глазах вернувшегося с войны поколения. Город Сталинград — это не Иосиф Сталин, это разные и несовместимые вещи. Битва на Волге занесена в историю Великой Отечественной войны навсегда. Она вписана кровью рядовых и безымянных солдат, таких же незаметных тружеников войны, как и те, что остались лежать на волжских ржевских откосах.

Став улицей Соколова, Сталинградская уже мало чем напоминает о себе всё новым и новым, молодым поколениям ржевитян. Кто такой Соколов? Что он сделал для нашего города? Между тем, он сделал немало. О нём подробно рассказали в книге «На Ржевском рубеже» Игорь Ладыгин и Николай Смирнов. Нелишне кратко напомнить об этом ещё раз.

Николай Соколов родился в Калуге. В годы гражданской войны вступил в Красную Армию, был дважды ранен в боях за перекоп. Награжден орденом Красного Знамени. Великую Отечественную войну встретил уже генералом.

Поле между ржевскими деревнями Клепенино и Тимонцево, где сражалась его 375-я дивизия, называлось «долиной смерти». В тех зимних боях генерал Соколов остался жив. Был награждён вторым орденом Красного Знамени. Летом дивизия пошла на штурм Ржева. Освободила много деревень и несколько кварталов города. На подступах к Ржеву генерал был тяжело ранен в живот. При эвакуации в Калинин скончался там и был похоронен. В Твери, на площади Ленина, на могильной мраморной плите выбиты слова: «Генерал Н.А. Соколов (1890-1942 годы)». В Ржеве же улица названа так, будто это улица не имени боевого война, а никому не известного человека. Нет ни упоминаний о генеральском звании, ни мемориальной доски, отражающей подвиги его дивизии. Старики умирают, а юные имеют о войне довольно туманное представление. Надо сделать поправку и назвать её улицей генерала Соколова. Дальше будет ещё хуже и уже другие станут рыться в архиве, разыскивая, где находится такая улица Соколова, как роемся мы сейчас, отыскивая Вторую Оковецкую.

При перечислении улиц Соколова и Декабристов сохранился дом, в котором в 50-х жил с семьей трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин, командовавший авиакорпусом ПВО. Со временем запамятуют и это. Человеческий век недолог. У других будут другие герои и другие кумиры, но помнить надо обо всех.

ПЕРЕУЛОК НИКИТСКИЙ-ГОЛИЦИНСКИЙ

Последним по плану города 1908 года на Князь-Дмитриевской стороне значится Никитский переулок. У нас нет достоверных сведений, в честь чего или кого он был назван, но возможно, предположение по аналогии с Ниловским переулком, где жили купцы Ниловы, что и Никитский переулок тоже получил свое наименование от фамилии, некогда именитой и имевшей в городе вес, купеческой семьи.

В архивных списках 1926 года он проходит уже как Голицинский переулок. С этим именем дожил и до нашего времени. Кем же был тот человек, чье имя впечатано в историю города? Возможно кто-то знает, а кто-то запамятовал, но для юного поколения не грех повторить известное, но забытое не раз.

В 1919 году Николай Голицын был назначен уездным комиссаром по продовольствию. В сентябре 1921 года (напомним, что в этом году была засуха и в дальнейшем голод в Поволжье) он поехал в Бурцевскую и Молодотуд-скую волости, где действовали остатки банды местного эсера — прапорщика Беляева. Бандиты подстерегли Голицына на Торопецком тракте в 40 километрах от Ржева и в овраге у поста Куркино зверски убили, при этом изуродовав его до неузнаваемости. Голицын был похоронен рядом с могилой Грацинского.

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Пройдя от пивзавода берегом Волги, мы очутились на Красноармейской набережной в районе старого моста. Кстати, в списках улиц, хранящихся в горархиве, Красно-армейская набережная так и значится через дефис — Красно-Армейская.

Постоим, осмотримся. В начале прошлого века от Владимирской церкви вдоль берега располагались двух-этажные купеческие особняки и одноэтажные каменные строения. Сейчас трудно представить, что здесь стоя-ли дома. Где-то там под землёй остались фундаменты, остался так называемый культурный слой, перепаханный волной. Но имеются старые фотографии и документы, хранящиеся в различных архивах. По ним мы стараемся восстановить память. Недалеко от старого моста в сторону музея стоял дом богатого купца Сарафанникова, у которого было три сына.

Здесь в 70-х годах прошлого века произошло жестокое убийство. Купца убил из-за денег собственный сын, сосланный впоследствии на каторгу. Сюжетные завязки, ход расследования, имена и фамилии живых когда-то людей — всё хранит бумага архивного уголовного дела.

На том месте, где сейчас находится дом № 28, располагались Гиндоновские бани, первые в городе.

Вообще весь архитектурный облик старого Ржева, вся эта вязь цепляющихся друг за другом домов и домишек, навевают мысли о красоте и своеобразии жилых кварталов, которые смели, уничтожили боевые действия Великой Отечественной войны. Однако, допустив невозможное, представим на время, что Ржев оказался в стороне от дорог и весь его облик сохранился до нашего времени. Увы, мы имели бы те же проблемы, что сейчас мучают старинный город Торжок, где бывшие купеческие здания и сооружения центральной исторической части города стали непригодны для нормального жилья.

Наш город по сравнению с Торжком потерял свой облик; однако отстроившись заново, приобрел лицо новое, пусть не такое красивое, но более цивилизованное. Но мы отвлеклись, пойдем дальше.

«ДОМ БИЧЕВНИКА»

Чуть дальше находится дом, ориентировочно построенный в XVII веке и в дальнейшем неоднократно перестраиваемый. Ныне в нём размещается городской музей. Раньше это был дом купцов Немиловых. Но вот, просматривая в архиве альбом старых фотографий, обнаружили снимок этого дома с надписью: «Дом бичевника». Бичевник — это тропа, по которой шли люди, тащившие баржи на бичеве. Полностью не отвергая эту версию, но особо и не основываясь на ней, можно предположить, что дом сей или стоял на «бичевнике» — тропе, или в нём какое-то время прожил старший тех людей, которые таскали вдоль берега барки и баржи. Это пока догадка, требующая дополнительных проверок и работы в фондах областного архива.

Идём по берегу дальше. Перед нами прекрасный комплекс, пусть перестроенных, но покоящихся на фундаменте и имеющих стены в начале века, зданий медицинского училища. Напомним, что в конце прошлого — начале нынешнего века в этом «ансамбле» располагалось полицейское управление. В 1923 году здесь была открыта фельдшерско-акушерская школа, ставшая в дальнейшем современным медицинским училищем. Через дорогу от училища к Волге в начале века возвышалась Полковая церковь расквартированного в Ржеве 142-го Уланского полка.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *