ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в №№ 26, 28, 29

«ПОДГОРЕЛОВКА»

В Ржеве бытовало множество простонародных названий, обозначавших тот или иной район проживания.

— Куда идешь?

— В Облуп.

— А где живешь?

— В Опоках.

Непосвященному, да к тому же не ржевитянину, и не понять приведённого диалога. (Облуп — район пивзавода, Опоки — микрорайон возле родильного дома).

Одним из таких названий является Подгореловка. Этот район начинался за нынешним зданием ДОСААФ. В этом слове сокрыта людская память о пожарах, неоднократно свирепствовавших в деревянном Ржеве, в том числе и в этом районе. В конце прошлого века на Подгореловке домов уже не оставалось. Одной из редакций плана развития города предусматривалось превратить Красноармейскую набережную в прогулочный бульвар с ограждениями, видовыми площадками и беседками для отдыха. Когда это будет и будет ли?..

УЛИЦЫ, НЕ УКАЗАННЫЕ НА ПЛАНЕ

В своем путешествии по ржевским улицам мы придерживаемся плана города, составленного А.М. Лосевым в 1908 году. (Кстати, было ещё два исторических плана города). Естественно, не все ныне существующие улицы Князь-Дмитриевской (Красноармейской) стороны мы описали. Но забывать о них тоже не следует, поэтому напомним об этих улицах по списку городского архива.

Улица Братьев Розовых проходит параллельно Зубцовскому шоссе между бывшим стадионом «Локомотив» и улицей Марата (Предтеченской). Улочка маленькая, всего два квартала. Названа в честь двух погибших от рук бандитов ржевитян-братьев: старший Петр погиб под Орлом, младший Иван — под Полоцком. Истолком горсовета увековечил их память в названии улицы в 1918 году.

Улицей Чернышевского стала называться с 20 октября 1959 года центральная улица посёлка Льночесальной фабрики. Как указано в протоколе — «по просьбе рабочих». Очень уж любили наши руководители такие просьбы, а трудящиеся массы — классиков.

А вот документы о времени указаний улиц Новая и Железнодорожная не установлены, но эти улицы встречаются в решениях исполкома горсовета за 1945 год.

С 15 июня 1926 года на карте города появились безликие улицы Народная и Заводская. С 12 марта 1953 года — улица Вокзальная, в связи с планировкой новых живых кварталов в юго-западной части города.

26 июля 1954 года образовалась и была утверждена планом города в кварталах 275, 276, 277 улица Чехова. Недалеко от неё находятся Мелиховские переулки и разъезд Мелихово. Жаль, что великий писатель никакого прямого отношения к этим названием не имеет. 7-й Мелиховский переулок стал 2 ноября 1962 года улицей имени Федора Каретина, в честь мужественного милиционера, погибшего при исполнении служебных обязанностей.

ПОСЁЛКИ ПУТЕЕЦ И РТС

В 1972 году происходит упорядочение наименованных улиц в посёлке Путеец. Появляются улицы: Южная, Короткая, Вяземская, Рижская с тремя переулками.

Тогда же в тех же целях в посёлке РТС образуются улицы Приречная, Урожайная, Солнечная с пятью переулками и переулок Крутой. Почему они так, а не иначе, названы, за исключением Крутого, объяснить теперь не может никто.

РЖЕВСКИЕ МОСТЫ

Помянув улицы, не вошедшие в план города 1908 года, мы возвратились на берег Волги к старому мосту, чтобы, попрощавшись с Князь-Дмитриевской стороной, направиться на другую — Князь-Федоровскую (Советскую) сторону. На прежде — ржевские мосты. Городские мосты — это целая эпопея, украсившая историю города, поэтому не напомнить о них практически невозможно. В записках писателя-публициста Ф. Глинки 1808-1809 годов видим, что переправа через Волгу в то время осуществлялась на пароме. И если учесть, что это документально зафиксировано в начале XIX века, то возможно предположение, что такая переправа существовала и ранее. Позднее, в XIX веке, для переправы стали использовать плашкоутный мост (настил на связанных баржах), но это не удовлетворяло нужды растущего города. Поэтому в 1887 году Ржевская земская управа уездного собрания приняла решение о строительстве первого стационарного, а не возобновляющегося каждый год плашкоутного бревенчатого моста.

Мост строился по проекту инженера В.Ф. Панкевича. Он был деревянным, на каменном быке посередине. К сожалению, мост просуществовал недолго и в 1893 году обвалился. Целых 15 лет велась переписка между Ржевом, Тверью и Петербургом о строительстве нового моста, и только в 1909/10 годах началось его возведение. Все металлические части заказывались в Москве. Летом 1911 года мост был открыт для движения. В Красногорском архиве кино-фото документов обнаружилась кинопленка, отснятая в начале века, запечатлевшая этот момент. На открытие моста приезжал Тверской губернии Н.Г. Фонблютинг. (Предположительно внебрачный сын германского императора Вильгельма, переехавший с матерью в Россию. В марте 1917 года убит в Твери разъярённой, антинемецки настроенной толпой).

Мост образца 1911 года простоял до Великой Отечественной войны и был взорван (упал один пролёт) при отступлении наших войск из города. После войны мост восстановили. В 1957 году на его месте, с использованием всё того же дореволюционного каменного быка, был пущен в эксплуатацию мост, служащий городу и сегодня. Жители называют его «старым». Думается, что он ещё долго послужит людям.

Кроме мостов, расположенных в черте города, с введением сообщения по Николаевской железной дороге был возведен железнодорожный мост за городом. В годы Великой Отечественной мост уничтожили, а после победы восстановили заново, и сейчас по нему, постукивая колесами на рельсовых стыках, идут поезда.

…По старому мосту мы перешли на Князь-Федоров-скую сторону и начали подниматься к Соборной горе, где некогда, сменяя друг друга в веках, стояли попеременно Ржевский кремль, Успенский собор, а ныне обелиск Славы — вехи нашей памяти. Остановимся, оглянемся, бросим прощальный взгляд на Волгу на Князь-Дмитриевскую сторону, названную так в честь князя Дмитрия по прозвищу Жилка, который был одним из сыновей Великого князя Московского Ивана III, братом Великого князя Василия III и дядей первого русского царя Ивана IV Грозного. Полюбуемся её красотой…

Вот мы и перебрались через старый заволжский мост с правой Князь-Дмитриевской стороны, которая была почти старообрядческой, на левобережную Князь-Федоровскую сторону.

СОБОРНАЯ ГОРА

Вправо и влево от моста отходят два извода-дороги, мы повернули в сторону Соборной горы. Если начинать от Ржева изначального и верить «преданьям» старины глубокой, то именно на этом месте 780 лет назад высился кремль-детинец и частокол деревянной крепости-города Ржевки, принадлежащий князю Мстиславу Мстиславовичу Торопецкому, вошедшему в историю как Мстислав Удалой (по другому Удатный). Хотя о первом начальном месте расположения древнего города у некоторых местных краеведов существует несколько иное мнение. Спорить не будем, а продолжим путешествие во времени дальше. Обратимся к имеющемуся в нашем распоряжении документу. Это хранящаяся в городском архиве фотокопия статьи В. Успенского — члена Тверского губернского статического комитета, которая датирована маем 1874 года. В. Успенский, основываясь на переписных книгах 1678 года, отмечает, что «…во второй половине XVII столетия в Ржеве были две деревянные крепости: одна называлась «Старый город». Шла по окраине Соборной горы и соборных церковных огородов. В ней было 11 башен, а протяжении — до 275 сажен. Вторая называлась «Новоприбавочный город». Начиналась около нынешней часовни Иверской Божьей Матери…» Такое было место, крутые откосы которого омывали с двух сторон воды рек Холынки и Волги. Позднее на горе был построен деревянный Ржевский собор, куда в 1745 году Тверской архиепископ Митрофан посылал комиссию для расследования о мощах ржевских — князя Владимира и его жены Агриппины. Была вскрыта княжеская гробница, находившаяся в соборе.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

В 1754 году на этом же месте завершилось строительство каменного пятиглавого Успенского собора, названного так в честь успения Пресвятой Богородицы. На момент издания «Тверского Епархиального сборника (начало XX века), имеющегося в городском музее, Успенский собор имел пять престолов. В главное здании находились три: Успения Божией Матери, Святителя Арсения (не путать с преподобным Арсением Новгородским) и Святого Благоверного Великого князя Михаила Тверского. В приделах Собора было ещё два престола. В правом — святого Великого князя Владимира, в левом — святых Благоверных князей Бориса и Глеба.

В «Тверском патерике» 1907 года издания, содержащем краткое сведение о тверских местночтимых святых и переизданном в 1991 году, касательно Успенского собора читаем: «В Ржевском соборе есть придел, посвященный св. Равноапостольному князю Владимиру; вероятно, потому, что в честь сего Владимира Ржевский князь при св. Крещении был назван Владимиром. По нем, равно как и супруге его, в Ржеве отправляется панихида».

В «Тверском патерике» дается описание иконы, на которой ржевский князь Владимир и княгиня Агриппина изображены в молении Спасу. Владимир представлен с открытой головой в красной ферязи. На Агриппине одет плащ красного цвета, голова покрыта белым урбусом (платком), обернутым вокруг шеи. Лики их также были запечатлены на иконе, именуемой «Собор Тверских святых». Они расположены в третьем ряду по правую сторону. Так кто же был этот нелегендарный, а истинный князь Владимир, в честь которого и сам город в старинных документах именовался Ржевом-Володимеровым? В исторической литературе, изданной в разные годы, приводятся различные мнения. Одни считают, что это Владимир Андреевич Серпуховский, по прозвищу Храбрый, двоюродный брат Великого князя Дмитрия Донского. Другие, что это Владимир Мстиславович Торопецкий, младший брат князя Мстислава Удалого, а некоторые в нем видят Владимира Всеволодовича, брата Великого князя Ярослава (отца Александра Невского). Мнения, суждения и доводы, приводимые в литературе, аргументированы, но различны, а история по-прежнему все свои тайны хранит при себе, как одинокая капризная женщина.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *