Наталья Владимировна Грехова, начальник юридического отдела администрации Ржевского муниципального округа: «ЕСЛИ ДЕЛАТЬ — ДЕЛАТЬ ХОРОШО ЛИБО НЕ ДЕЛАТЬ ВОВСЕ»

— Наталья Владимировна, наша рубрика традиционно начинается с рассказа гостя о себе.

— Родилась в Ржеве, окончила школу № 10 с золотой медалью, поступила в Московский международный экстерный гуманитарный университет на юридический факультет. Юриспруденцию выбрала не случайно — пошла по стопам отца, адвоката с более чем пятидесятилетним стажем. Окончила институт экстерном — за три года вместо шести. Параллельно с 18 лет (это был 1993 год) работала на швейной фабрике «Чайка». Сначала помощником юрисконсульта на полставки, затем к этим обязанностям прибавилась полная ставка инспектора в отделе кадров.

— Не сложно ли было девушке, только что окончившей школу, занимать столь ответственную должность?

— Раньше было проще. И законы менялись не так часто, и, несмотря на нелёгкое перестроечное время, взаимоотношения между предприятия-ми и организациями были более доверительные, чем сейчас — старались сдерживать обещания, договаривались, судебных дел было мало.

— Долго проработали на швейной фабрике?

— Пять лет. Затем предложили должность юрисконсульта в МУП «Ржевторг» — там отработала столько же, далее выполняла профессиональные обязанности в МУП «Водоканал», банке «Проминвестрасчёт», МУП «Тепло-сети», затем мне предложили работу в московской ресурсоснабжающей организации. Но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Ржев, в МУП (а затем в ГУП) «ДЕЗ». В мае 2021 года мне предложили возглавить юридический отдел администрации РМО. Я согласилась.

— Сколько человек работает в юридическом отделе?

— Штат составляет шесть человек, включая меня, но до начала августа этого года работали вчетвером. Сейчас к нам пришло подкрепление — две девушки, окончившие Ржевский колледж, теперь отдел укомплектован полностью.

— Имея такой опыт службы в разнопрофильных организациях, наверное, трудностей на нынешней должности Вы не испытывали? Возможно, за исключением объёма работы, которую предстоит выполнить…

— В какой бы организации я ни служила, работы было много везде. Человек, любящий трудиться, никогда без дела сидеть не будет. Если ты стремишься получать положительный результат от своей деятельности — всегда есть чем заняться. Если что-то делать — надо делать хорошо и с полной самоотдачей. А сложности были, здесь другая система — муниципальная служба. Пришлось осваивать много вещей, с которыми раньше не сталкивалась. Например, создание, проверка, изменение нормативно-правовых актов, издаваемых муниципальным образованием. Пришлось самой их разрабатывать, изучать все правила, положения, нюансы и тонкости этого процесса. Вся документация проходит через юридический отдел. Даже если структуры РМО самостоятельно разрабатывают те или иные документы, мы их проверяем на соответствие законам, согласовываем, исправляем, если что-то не так. Одним словом, проводим совместную работу.

— Что из себя представляет нормативно-правовая база?

— Она очень обширна — это и земельные, и имущественные вопросы, и вопросы ЖКХ и благоустройства, и похоронные дела. Образно говоря, каждый шаг гражданина Российской Федерации, в том числе жителя нашего округа, должен быть регламентирован каким-либо правовым актом. Вышел человек из дома — он уже соблюдает (или не соблюдает) какие-либо нормы и правила. Например, правила благоустройства. Мусорит или не мусорит, ставит автомобиль на газон или не ставит, рисует на стенах домов или нет — и так далее. Мы не только издаём эти нормативно-правовые акты, мы ещё и контролируем их соблюдение.

— Вы имеете в виду работу административной комиссии, в состав которой входите? Кстати, в адрес этой структуры зачастую поступают нарекания горожан. Например, такого плана: вот, опять на стенах дома наклеили рекламные объявления, и куда только смотрит административная комиссия?

— Административная комиссия не имеет права выявлять нарушения и составлять акты, а только рассматривает поступающие в её адрес документы. Грубо говоря, деятельность административной комиссии аналогична деятельности суда. Если поступили какие-то материалы (акты, жалобы и прочие документы, уже оформленные должным образом и запротоколированные уполномоченными лицами), секретарь комиссии проверяет, правильно ли всё оформлено, все ли документы и доказательства приложены, и только тогда направляет уведомления членам комиссии о том, что на определённую дату назначено совещание по определённому вопросу. Комиссия собирается, изучает материал, вызывает и опрашивает нарушителя (правил благоустройства, например), получает от него информацию, а потом выносит решение о мерах наказания, если таковое необходимо — предупреждение или штраф.

— Кто же выявляет нарушителей?

— В каждом структурном подразделении администрации, в соответствии с законодательством Тверской области, есть уполномоченные лица, которые имеют право выявлять и фиксировать нарушения, опрашивать нарушителя и составлять протокол, то есть собирать материал. Но, учитывая, что сотрудники администрации максимально загружены, удаётся фиксировать не все нарушения. Почему-то сложилась такая тенденция: что бы ни случилось, большинство людей сначала обращаются в администрацию, даже если вопрос находится не в нашей компетенции. Если люди обратились к нам не по адресу — мы в семидневный срок должны дать им письменный ответ и порекомендовать организацию или структуру, куда следует обратиться. Это отнимает очень много времени, которое можно было бы потратить на другие срочные дела, которые входят в компетенцию администрации.

— Наталья Владимировна, давайте облегчим работу администрации и обозначим круг проблем, для решения которых эффективнее обращаться в другие структуры. Например, если отключили электроэнергию, куда нужно жаловаться?

— Поставщиком электроэнергии является «ТверьАтомЭнергоСбыт», за качество и бесперебойность её подачи отвечают «Россети». Если отключили свет или скачет напряжение, лучше обращаться напрямую в эти структуры. Мы также обращаемся к поставщикам ресурсов, если это касается защиты неопределённого круга лиц. Допустим, прекращается подача электроэнергии на котельную. Значит, микрорайон остаётся без горячей воды летом и без отопления зимой. В зону ответственности администрации РМО входит организация (не обеспечение!) теплоснабжения в округе и, соответственно, мы имеем право (не обязаны!) защитить интересы не получивших определённый коммунальный ресурс граждан — обратиться в суд и обязать «ТверьАтомЭнергоСбыт» не прекращать подачу электроэнергии. Но, как известно, судебные разбирательства занимают много времени — несколько месяцев, поэтому не всегда имеется возможность быстро решить проблему. Продуктивнее и быстрее поступать следующим образом: либо гражданину самому подать в суд исковое заявление о производстве перерасчёта платы за электроэнергию в связи с её регулярной некачественной подачей, либо обратиться в прокуратуру. Если администрация РМО направит обращение в «ТверьАтомЭнергоСбыт», нам организация обязана ответить в течение тридцати дней, а если такой запрос направит прокуратура, то ответ надзорному органу может быть (по требованию прокуратуры) отправлен в трёхдневный срок.

Такая же ситуация и с другими ресурсоснабжающими организациями. Если у людей нет горячей воды, они обычно первым делом звонят в администрацию. Эффективнее действовать другим образом — первоначально обратиться в управляющую компанию (проблема может быть в МКД — например, где-то прорвало трубу). Причина может быть, опять-таки, в отсутствии электроснабжения на котельной — и управляющие организации обычно знают о таких ситуациях. Если авария на теплосетях, ресурсник также должен уведомить о происшествии управляющие организации и администрацию. Но, к сожалению, так происходит не всегда.

— Чем ещё занимается юридический отдел?

— Легче перечислить, чем он не занимается. Взаимодействуем практически со всеми структурными подразделениями администрации округа, надзорными органами, полицией. Участвуем в судебных процессах, в которых либо истцом, либо ответчиком, либо третьей стороной является администрация РМО. Отвечаем на запросы и представления надзорных органов, контролируем выполнение этих представлений — в рамках наших полномочий. Работаем с обращениями граждан и юридических лиц.

— Множество нареканий ржевитян вызывают проводимые в округе ремонты. Юридический отдел имеет к ним отношение?

— Большой пласт работы — контракты с подрядчиками, они все проходят через юридический отдел. Мы проверяем контракт до его заключения и размещения на торгах на соответствие законодательству с точки зрения защиты интересов администрации. Анализируем такой фактор, как ответственность подрядчика за выполнение его обязательств. Если во время исполнения контракта возникают какие-то нарушения со стороны подрядчика, ведём претензионную досудебную работу. Многие структурные подразделения администрации сами ведут переписку с организациями, но всегда согласовывают её с нами. Практически за всеми контрактами, в которых стоимость работ превышает 600 тысяч рублей, наблюдает стройконтроль — мы заключаем договор и с такими организациями, они анализируют качество и техническую правильность выполнения работ. Иски к подрядчикам со стороны администрации — или наоборот — возникают в тех случаях, когда мы видим, что подрядчик некачественно ведёт работы. Стройконтроль обнаруживает какие-либо дефекты и нарушения, выдаёт предписание подрядной организации об их устранении, и, если подрядчик не устраняет недоработки, у нас есть право прекратить исполнение контрактных обязательств и не оплачивать некачественно выполненные работы. Уполномоченными сотрудниками администрации тщательно проверяется вся техническая документация и по исполнению контракта, и по качеству используемых материалов (необходимо подтвердить его сертификатами и протоколами испытаний). Нам должны предоставляться акты приёмки работ с отметкой стройконтроля (что претензий к качеству ремонта нет и работы выполнены в оговоренные в контракте сроки), и только после всех необходимых согласований производятся приемка и оплата качественно выполненных работ. Нет качества — нет оплаты, и в этом случае подрядные организации иногда требуют деньги от администрации через суд. Недавно завершилось одно из двух инициируемых ООО «УДС» разбирательств — иск этой организации к администрации с требованием заплатить более 55 млн рублей за ремонт, выполненный с неустранимыми нарушениями, оставлен без удовлетворения.

— Желаем юридическому отделу дальнейшей плодотворной работы в сфере отстаивания интересов администрации РМО — следовательно, и жителей округа. А что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— Уважения друг к другу, к законам нашей страны, соблюдения элементарных правил проживания и благоустройства, бережного отношения к имуществу — не только своему, но и общегородскому. И, конечно же, здоровья, счастья и позитивного отношения к жизни и окружающим!

— Большое спасибо за интервью!

Беседовала Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *