Юлия Владимировна ГУПАЛЕНКО, экономист, сценарист, автор сценария сериала «Папины дочки»: «МИР КИНО ОЧЕНЬ ЗАМАНЧИВ»
— Юлия, в рубрике «Гость второй страницы» мы знакомим читателей с интересными людьми. И сегодня я рада представить Вас. Расскажите о себе, о своей семье.
— Весьма неожиданно я попала «в гости», и сразу в «Новости». В последние годы бываю в Ржеве редко. Здесь у меня была другая фамилия — Черенкова. Я вышла замуж, и семья — это место моей силы. А как иначе, если у тебя муж и двое сыновей? Приходится быть сильной.
Я родилась в Ржеве. Когда заполняю паспортные данные в документах, рука всегда немного замирает перед тем как написать в графе «место рождения» — город Ржев Тверской области. Потому что я родилась, прямо скажем, в другом городе — Ржеве Калининской области.
Эта маленькая подробность совпала по времени с переходом в среднюю школу и с началом перестройки. И разделила для меня Ржев на город детства и взрослый город. В детстве были городской сад с работающими каруселями, кинотеатр «Победа» с абонементами на все каникулы, «Веселые старты» в школе. Я была даже октябрёнком и пионером. Все это делало жизнь маленького человека большой и значительной. Во взрослом городе были пустые полки в магазинах, талоны, охота за хлебом и много неустроенности. Хотя были и весёлые моменты. Именно в это время я опробовала на практике и усвоила мысль — «не потопаешь — не полопаешь». От старшего брата Саши я узнала, что существуют пункты приёма стеклотары. Там можно получить настоящие деньги за майонезные баночки. На кухне у нас как раз висела сумка с банками, которые собирала мама как тару для варенья. Знаний про варенье у меня на тот момент не было. А желание вступить на коммерческую стезю уже проснулось. Я организовала доставку банок в пункт приёма с помощью папы и мотоцикла. Выручила целых 10 рублей! Папа же
и подвёз к заветному магазину с импортными товарами. Я в первый раз в жизни купила на заработанные деньги много жвачки «Дональд Дак» и швейцарскую молочную шоколадку с орехами. Жвачки продержались недолго — сжевала их все и сразу. А шоколадкой честно поделилась с семьей. Что смягчило мое наказание за потерянную тару для варенья. Какой же вкусной была шоколадка!
— Наверняка «школьные годы чудесные» запомнились на всю жизнь?
— Что, верно, то верно. Школа у меня была замечательная. Сейчас, когда мои дети стали учениками, я понимаю, насколько повезло мне со школой и с учителями. Большое спасибо первой учительнице — Светлане Николаевне Мосалыкиной, классным руководителям — Ольге Николаевне Новиковой, Нине Лазаревне Воеводиной. Каждая из них без меры, щедро и без остатка отдавала себя детям. В нашем классе дружили не только дети, но и родители. Они каждое лето организовывали походы. За десять лет с дядей Женей Страховым и дядей Валерой Патрикеевым мы прошли оба берега Волги от истока до Ржева. И проплыли этот путь по воде на байдарках.
В началке у нас стихийно образовался детский музыкальный ансамбль. Всем девочкам достались миелофоны, треугольники, перкуссии и другие приличные инструменты. Мне — нет. От нечего делать во время репетиции я брякала ручкой по стоящим в углу класса пустым бутылкам из-под лимонада. В класс зашла школьный худрук и поняла, что бутылки с водой издают чудесный звук и должны быть включены в состав ансамбля. Ну а вместе с бутылками в ансамбль попала и я. Кофра для бутылок тогда ещё не придумали. Приходилось ходить на концерты с хозяйственной сумкой, стыдливо позвякивая «инструментом». С тех пор не люблю ударные.
— Как и многие выпускники «Сверстника», приехавшие в Ржев из разных городов нашей страны, Вы побывали на юбилейном вечере молодёжного клуба. Чем запомнился Вам этот юбилей?
— Своей цифрой. Я ещё хорошо пом-ню свои тридцать. А когда тридцать исполняется клубу, в который я ходила, будучи уже весьма взрослой дамой-старшеклассницей, это оставляет неизгладимое впечатление. Вокруг тебя, с одной стороны, взрослые люди: судьи, заведующие детских садов, хирурги, а с другой стороны — вглядываясь в лица, ты видишь девчонок и мальчишек, спутников твоей беззаботной школьной поры.
Алла Германовна организовала великолепное мероприятие. На вечере выступали с творческими номерами гости клуба. Порадовал высокий уровень ребят-артистов.
— Юлия, у Вас очень интересная профессия. Почему Вы, имея экономическое образование, «взялись за перо»?
— Экономическое образование я реализовала в полной мере. Моя карьера продажника сложилась в «Телекоме». Я прошла путь от консультанта до коммерческого директора филиала в Вологде. А затем переехала в Москву и продолжила работать в региональном вещании канала СТС. Там познакомилась с супругом, вышла замуж и родила первого сына. В силу отсутствия под рукой бабушек и дедушек пришлось воспитывать ребенка самостоятельно. Суровый капитализм поставил выбор — карьера или семья. Я выбрала семью. В этот момент супруг уже работал сценаристом, а чуть позже и креативным продюсером. Мир кино очень заманчив. Я незаметно для себя вовлеклась в его работу. Пробовала писать скетчи, диалоги. Училась. Со временем заказы стали больше и разнообразнее, сейчас «перо» — мой полноценный рабочий инструмент.
— Юлия, Вы работали в сериалах для СТС и площадки START — «Фитнес», «6 кадров», «Элеон», принимали участие в создании полнометражного детского фильма «Пираты галактики Барракуда», писали сценарии для трэвел-шоу НТВ «Поедем, поедим». А ещё Вы — автор сценария «Папиных дочек». Культовый российский комедийный сериал выходил на СТС в течение шести лет. Шоу четырежды получало награду «Тэфи» и полюбилось миллионам зрителей по всей России. Как думаете, в чём причина такого успеха?
— На момент выхода «Папиных дочек» направление развлекательных ТВ-шоу было практически пустым. Яркий, легкий юмористический сериал отвечал запросам целевой аудитории канала. Это семейная история, смыслы и шутки которой доступны и родителям, и детям. В прайм-тайм можно включить телевизор и, что очень ценно, всем вместе посмотреть шоу с любимыми героями, посочувствовать их перипетиям, вдохновиться их находчивостью и жизнелюбием. При этом не опасаясь услышать тексты «за гранью» морали, нецензурную лексику, увидеть
постельные сцены и тому подобное.
— И Вы решили написать продолжение? Мы вновь увидим полюбившихся героев и повзрослевшую Пуговку?
— Первый сериал «Папины дочки» закончился в 2013 году. Новые «Папины дочки» вышли в 2023-м. Зритель увидел уже два сезона. Ансамбль героев первого фильма частично участвовал в съёмках нового сериала. Фабула шоу повторяется. В центре истории — Веник, внезапно оставшийся один с четырьмя дочками. Ему помогают справляться с воспитанием девочек родственники — герои большого семейства Васнецовых. На экране появляются Галина Сергеевна, Маша, Пуговка, Женя, Васнецов с Людмилой Сергеевной. Впереди нас ждут новые серии.
— Юлия, некоторые зрители считают, что фильм не учит ничему хорошему. Согласитесь, мама, бросающая пятерых дочек на воспитание отца, — плохой пример для подражания. Да и сами девочки порой совершают не очень хорошие поступки. Что Вы думаете по этому поводу?
— Когда зрители думают о фильме и его героях, рассуждают и составляют мнение — это прекрасно! Значит, история нашла отклик у аудитории, вовлекла её и сроднила с персонажами, заставила сочувствовать героям и их приключениям.
Каждый день мы попадаем в десятки маленьких ситуаций, решаем большие и малые задачи. У героев фильма жизнь ещё более сконцентрирована. Сложная ситуация заставляет их максимально раскрыться и проявить все свои качества, чтобы преодолеть трудности, а зрителя — испытать вместе с ними новый эмоциональный опыт, преодолеть барьеры и почувствовать себя героем.
— Как рождается вдохновение? Где черпаете сюжеты новых историй?
— Как ни странно, но большинство историй рождается из жизни. Например, в одном из комедийных сериалов у нас был персонаж — дядя Света, спортивная дама — качок, очень мощная и сильная, мужчины её побаиваются и обходят стороной. А та хочет выйти замуж и обрести счастье. Именно за её приключениями и стремлением к победе и будет следить зритель. Прототипом персонажа послужила клиентка салона красоты, где работала моя подруга.
— Что такое труд писателя? Горький утверждал, что это жизнь, тяжелая и самоотверженная, полная испытаний и разочарований. А что думаете Вы?
— Горький говорил о литературе. Я же могу поделиться своим опытом о написании ТВ-сценариев. Это разные по назначению тексты. У каждого ТВ-шоу есть набор артистов со своими графиками, есть особенности кинопроизводства и бюджета, есть задачи от продюсеров. Сценарист работает в условиях неопределённости, шаг за шагом знакомясь со своими персонажами по мере появления новых серий, как своих, так и других авторских групп, работающих над продуктом. Бывает так, что характер персонажа раскрывается для самих авторов в середине сезона. Работать сценаристом — это значит писать, потом переписывать. Потом снова писать. И снова переписывать.
— Юлия, есть у Вас увлечения?
— Люблю путешествовать и рисовать. Пожалуй, самым фантастическим и полным впечатлений было путешествие в Японию. Соприкосновения с культурой и реалиями Японии в каждой точке были удивительными и неожиданными. Частное метро. Работники, стоящие в белых жилетах вдоль строительных лесов и указывающие направление обхода стройки. Чай в горячих саморазогревающихся жестяных баночках из вендинговой машины. Стоящие в витрине макеты блюд из меню ресторана, выполненные из невероятно правдоподобных материалов.
— Наверняка в жизни каждого человека есть люди, которым мы всем обязаны. На Вашем жизненном пути такие встречались?
— В школе, в университете, на каждой из работ я знакомилась с людьми, которые погружали меня в учёбу, жизнь компаний, делились лайфхаками и сопровождали. В этом смысле я считаю умение быть благодарным одним из важнейших навыков в коммуникации. В современном мире комьюнити, школьное, студенческое, отраслевое, профессиональное, играет важную роль как в личностном, так и в профессиональном становлении.
— Кто Ваши любимые писатели, актёры, режиссёры. И почему?
— Эстетическое удовольствие получаю от языка книг Дины Рубиной и Сергея Довлатова, от коротких, но потрясающе ёмких рассказов Антона Павловича, от пёстрых и точно подмеченных подробностей повседневной жизни книг Ивана Шмелева.
Фильмотека — это отдельная тема, заслуживающая отдельного рассказа. Здесь могу сказать только одно. Создание фильмов любого формата — это действительно сложная работа большого количества людей и разных творческих и технических групп.
— Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети выросли творческими людьми и пошли по Вашим стопам?
— Современный мир слишком велик и многообразен, чтобы ожидать от детей наследования родительской профессии. Пожалуй, я бы хотела, чтобы дети восприняли мою систему ценностей и умение работать для достижения цели.
— Что посоветуете молодым людям, приехавшим из провинции покорять Москву? Как не потеряться в столичной суете? Как найти себя?
— Это три разных вопроса. При покорении Москвы скажу так: «Москва слезам не верит».
Как не потеряться в столичной суете? Осознанная жизнь — хороший инструмент для настройки своих целей и желаний.
Как найти себя? Пробовать. Новое и разное.
— Что пожелаете своим землякам-ржевитянам?
— Ржевитянам я скажу спасибо. За то, что сохраняют родной город своим участием, теплом, активной жизнью и добрыми традициями.
— Благодарю за интересную беседу. До новых встреч в Ржеве!
Беседовала Елена СООЛЯТТЭ