Как живешь, Севастополь, в российском Крыму?

В конце августа — начале сентября мне довелось побывать сразу в двух недавно обретенных субъектах Российской Федерации — республике Крым и городе федерального значения Севастополь. В рамках данной публикации я постараюсь наиболее полно рассказать о том, как добираются люди до полуострова в обход Украины, об изменениях, происходящих там, и о многом другом. 

Паромы и поезда

В настоящее время в Крым можно попасть тремя способами: на самолете, поездом через Украину либо по территории России. Я остановилась на последнем варианте, несмотря на его сравнительно «неудобоваримость» — ведь речь шла сначала о переезде поездом от Москвы до порта Кавказ (вдобавок с «переадресацией» прицепных вагонов другому составу в Ростове-на-Дону), затем предстояла паромная переправа через Керченский пролив до порта Крым, снова поезд до Симферополя и, наконец, автобус до Севастополя. Словом, промежуточных остановок много, а посему такое путешествие довольно утомительно. Зато оно стало очень интересным и полным самых ярких впечатлений!

В порт Кавказ мы прибыли еще до рассвета. Моря не было видно, но чувствовался его запах — смешанный аромат морской соли и водорослей, который можно ощутить лишь рано-рано утром.

7_4По расписанию на переправу отводилось четыре часа, хотя сам пролив узкий — всего пять километров или около того, и перебраться на другой берег, в Крым, можно за 15 минут. Но ведь нужно выгрузиться из вагонов, преодолеть расстояние (правда, совсем небольшое) до переправы, сесть на паром и т.д. Во время ожидания парома уже начало светать, а когда мы поплыли через пролив, на водной глади появилась огненная «дорожка» от восходящего солнца.

Пассажиров поезда или автобуса по единому билету пропускали на паром без очереди, а вот «частникам» на машинах приходилось терпеливо ждать возможности погрузиться на нижний уровень означенного плавсредства. Однако курортный сезон подходил к концу, школьники и студенты в преддверии нового учебного года в основном уже отправились по домам, так что никакой пугающей своими размерами вереницы из автомобилей с перебранками и потасовками у переправы не наблюдалось: на каждый подаваемый паром заезжало не более 10 авто.

Оказавшись на земле Крыма, мы с соседом по купе приняли решение сократить дальнейший путь до Севастополя, пересев на такси. Такой вариант был хоть и затратным, но выгодным по времени, ведь на поезде пришлось бы делать большой крюк — ехать через Джанкой и, как уже говорилось, только до Симферополя, а дальше — своим ходом. А так дорога от Керчи до самого Севастополя сократилась почти вдвое, позволив к тому же вдоволь налюбоваться великолепными крымскими пейзажами.

Нравы, деликатесы и курьезы

7_1Итак, Севастополь… Большой город у моря, одновременно шумный и спокойный, дружелюбный и гостеприимный, похожий на другие города и неуловимо отличающийся от них. И люди в нем особенные, в чем-то схожие с коренными жителями города на Неве: вежливые, отзывчивые, гордые (в хорошем смысле слова), трудолюбивые, сплоченные, смотрят в будущее с оптимизмом — в общем, обладают активной как жизненной, так и гражданской позицией. С момента присоединения Крыма к России прошло полгода, и сейчас в Севастополе на многих жилых домах и в салонах автомобилей можно видеть российские флаги — большие или маленькие; от горожан неоднократно доводилось слышать о том, как они рады быть в России. Наряду с патриотизмом в настоящем, севастопольцам присуще почтительное отношение к прошлому, к истории города, его памятникам. Однажды я увидела, как мужчина подошел к памятнику адмиралу П.С.Нахимову и в буквальном смысле низко поклонился памяти и заслугам героя Крымской войны. Такой поступок может вызвать разные чувства, но задуматься заставит обязательно.

Кроме чудесного климата и целебного морского воздуха, в Крыму достойны восхищения продукты питания. Еда там на фоне нашей действительно живая, настоящая! К примеру, обыкновенные сосиски обладают насыщенным мясным запахом и вкусом, а кефир больше похож на сметану — хоть ложкой ешь! О фруктах и овощах, налитых щедрым южным солнцем, и говорить не приходится. Но и цены на продукты и прочее на порядок выше ржевских, исключение составляют разве что коммунальные платежи и проезд в общественном транспорте: «маршрутка» — 10 руб., автобус — 8 руб., троллейбус — 5 руб. Кстати, проезд в Севастополе оплачивают при выходе из транспортного средства, а продавцы в булочных и просто в продуктовых магазинах часто говорят покупателям «Заказывайте!» — почти как в ресторане.

В завершение торговой темы хотелось бы упомянуть о нескольких курьезных наименованиях. Чебуречная в Керчи — «Чебурек Хаус», надпись на подобном же заведении общепита в Севастополе — «Чубуреки»; название магазина — «Мозголом» (страшно представить, что там продается), еще один магазин детской одежды и обуви со слоганом «Настоящее немецкое качество» называется «Нюрнберг»! Бедные дети…

Объявления: «Фурнитуры нет. Никакой нет!» (это уже по Задорнову), «Нужен официант. Ну прям очень нужен!»

Реорганизация
и «эхо войны»

7_2Коль скоро Крым и Севастополь стали частью России, все на полуострове постепенно приводится в соответствие с российским законодательством: переименовываются правоохранительные органы, в связи с появлением новых праздничных дней меняется режим труда и отдыха (надо сказать, что в Севастополе многие организации и учреждения работают в выходные), в этом учебном году в обязательном порядке введена школьная форма и, конечно, граждане Крыма снова учатся правильно говорить и писать на русском языке — наблюдается острая нехватка специалистов, которые, помимо высокой квалификации, обладают хорошим знанием русского.

Правда, и здесь не обходится без «перегибов». Когда на должности, особенно руководящие, стараются назначать представителей местного населения, но с русскими фамилиями — это еще можно понять, но в какие рамки уложить факты снятия с работы под любыми предлогами заслуженных деятелей медицины или образования с тем, чтобы посадить на их место присланных «сверху» (читай — из столицы) совершенно некомпетентных сотрудников-псевдоначальников? Но такое, увы, практикуется все чаще.

Из Севастополя возвращалась вместе с молодой парой — беженцами из Донецка. Парень и девушка некоторое время жили в Крыму, теперь ехали к друзьям в Воронеж. Разговор невольно зашел о том, как т а м… Обстрелы Донецка и Луганска продолжаются, несмотря на все липовые «перемирия»; поезда раньше ходили до станций близ этих городов, теперь не ходят совсем, по крайней мере, в Донецк — разрушены пути. Жители скрываются от бомбежек в специально оборудованных бомбоубежищах, в том числе дети, которые вынуждены забыть про детский сад и школу, ребятишек только изредка, во время затишья, выпускают погулять, поиграть, просто подышать свежим воздухом. Те из них, кто тоже временно оказался в Крыму, увидев летящий самолет, падают на землю и призывают взрослых последовать их примеру, на что старшие отвечают: «Не бойтесь, это добрый самолетик, он бомбы бросать не будет!» Вот вам новое поколение «детей войны»… Мать вышеупомянутой девушки уже улетела на Дальний Восток — как беженка, по распределению; до аэропорта она добиралась под звуки артобстрела. Очевидцы вспоминают, что многие жители опасных областей долго не хотели покидать насиженные места — верили, что боевые действия вскоре прекратятся, но когда вблизи домов стал слышен грохот разрывающихся снарядов, даже пожилые люди осознали весь ужас сложившейся ситуации и зашевелились подобно молодым, а то и быстрее.

7_3Накануне Единого дня голосования, 14 сентября, Севастополь буквально трещал от обилия всевозможных агитационных материалов. Наряду с этим, на главных площадях города, близ крупных рынков и супермаркетов, часто можно было видеть молодых ребят в военной форме, с флагами Донецкой или Луганской Народных Республик и ящичками для пожертвований. Какова связь данного явления с реальными военными действиями на юго-востоке Украины или с «предвыборной лихорадкой» — сказать трудно, но пустовали те ящички крайне редко.

Дорога домой
и будущее Севастополя

С обратной дорогой мне не повезло: ехать пришлось в плацкартном вагоне около туалета, на протяжении почти двух суток это не очень-то приятно. К тому же едва удалось проскочить переправу — начинался шторм, и, пустись я в путь одним-двумя днями позже, мне бы предстояло долгое и томительное ожидание в порту Крым. Но это все мелочи по сравнению с обилием приятных впечатлений, полученных от пребывания на «новом русском» полуострове!

Интересно, как сложится дальнейшая судьба города федерального значения Севастополь? Одни общественно-политические силы позиционируют его как «южную столицу России», другие выражают желание сделать город закрытым еще до конца текущего года. На мой взгляд, пусть лучше произойдет второе, чем этот славный город превратится в южную столицу в плохом смысле слова.

Татьяна САФРОНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *