Когда Интернет не друг

3 декабря 2014 года все выпускники 11-х классов впервые за последние пятнадцать лет вновь пишут сочинение, которое будет допуском к государственной итоговой аттестации. Пробный экзамен уже не за горами — он пройдет в Ржеве 20 ноября. Как написать сочинение и получить «зачет», и что нового ждет выпускников 2015 года на ЕГЭ, расскажет начальник отдела образования администрации г. Ржева Ирина Иноземцева.

— Не зря говорят, «новое — это хорошо забытое старое». Как Вы считаете, Ирина Анатольевна, чем же вызван возврат к прошлому?

— Современный человек должен грамотно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Единый государственный экзамен в большой степени дает чисто технический результат знаний, поскольку тестовая форма не отражает уровень развития человека, его мышление. И для того чтобы нам прийти к гармоничной личности, сформированной интеллектуально, духовно, нравственно, вновь вводится сочинение, которое позволит проверить широту кругозора, владение речью, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. С этого учебного года сочинение станет обязательным. Без него выпускников попросту не допустят к экзаменам. Отмечу, что ученики с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут писать не сочинение, а изложение.

— Какова процедура проведения этого экзамена?

— Итоговое сочинение (изложение) проводится по месту обучения выпускников, то есть в своих школах. Продолжительность экзамена — 235 минут. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов время проведения сочинения (изложения) увеличивается на полтора часа.

За 20 минут до проведения итогового сочинения темы направляются в региональные центры обработки информации субъектов федерации по закрытым каналам связи для публикации на региональных информационных ресурсах.

За 15 минут темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах. Во время проведения экзамена участники имеют право выходить из учебного кабинета и перемещаться по школе в сопровождении одного из дежурных.

— А что категорически запрещается?

— Иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Запрещается также выносить из кабинетов темы сочинений на бумажном или электронном носителе, фотографировать бланки и темы сочинений (тексты изложений).

— А словарями пользоваться можно?

— Да. Организаторы экзамена предоставят выпускникам школьные орфографические словари для написания сочинения и толковые — для изложения. Самим учащимся словари приносить не надо.

— По каким критериям будет оцениваться сочинение?

— Итоговое сочинение оценивается в системе «зачет» или «незачет». Для получения «зачета» необходимо, чтобы сочинение соответствовало теме, было написано с привлечением литературного материала.

— То есть, учащийся обязан раскрыть тему, опираясь хотя бы на одно произведение отечественной или мировой литературы?

— Совершенно верно. Важны также композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Чтобы получить «зачет», необходимо иметь положительный результат по трем (из пяти) критериям, в обязательном порядке учитываются первые два критерия: соответствие теме и привлечение литературного материала. Необходимо также выполнить следующие условия: объем сочинения не менее 250 слов (изложение — не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.

— Если при проверке будут обнаружены одинаковые сочинения, то есть, наверняка, списанные с Интернета?

— Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, за такую работу ставится «незачет». При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, также выставляется «незачет».

— Какое количество ошибок допускается в сочинении?

— Не более 5 ошибок на 100 слов. В это число входят как орфографические, так пунктуационные и грамматические ошибки.

— Давайте теперь поговорим о тематике сочинений.

— Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы тематические направления, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Первое направление — «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) включает темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышление о своеобразии творчества поэта, особенностях проблематики и специфики его произведений.

Второе направление звучит так: «Вопросы, заданные человечеству войной». Здесь выпускники должны поразмышлять о причинах войны, о влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.

Третье направление: «Человек и природа в отечественной и мировой литературе». Темы позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными аспектами взаимодействия человека и природы.

Темы четвертого направления: «Спор поколений: вместе и врозь» — это рассуждения о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями.

И, наконец, пятое направление: «Чем люди живы?». Здесь должны быть рассуждения о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.

Еще раз напомню об одном из критериев оценки сочинения: все темы должны быть раскрыты с опорой на художественные произведения. И это должна быть не просто ссылка на тот или иной текст, а обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения.

— Учитывая, что с каждым годом дети все меньше читают, задача, прямо скажем, не из легких.

— Не могу с этим не согласиться. Но надо упорно готовиться, время еще есть. Ко всему, наши учителя хорошо владеют методикой обучения написания сочинения. Ведь уже более 200 лет — это универсальная комплексная форма проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинения формируется в процессе изучения разных предметов, в первую очередь — дисциплин гуманитарного цикла. Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

— Можешь или нет, а сдавать все равно придется. Если выпускник получит «незачет»?

— Предусматриваются дополнительные сроки сдачи сочинения: 4 февраля и 6 мая 2015 года.

— Ирина Анатольевна, а какие еще нововведения или изменения ждут выпускников?

— Обязательные предметы ЕГЭ в 2015 году (математика и русский язык) станут двухуровневыми. Чтобы иметь возможность поступить в технический вуз, выпускники будут сдавать математику на профильном уровне, а русский язык — на базовом. Гуманитарные вузы, напротив, потребуют от абитуриента сертификат профильного экзамена по русскому и базового по математике.

К досрочной сдаче государственной итоговой аттестации, которая будет проводиться не ранее 1 апреля, теперь будут допускаться все желающие — обучающие и выпускники прошлых лет.

Впервые школьники и все те, кто решит сдавать экзамены, смогут их пересдать, если получат двойку. Такая возможность предоставляется на каждый предмет один раз на любом этапе проведения экзаменов.

Еще одно новшество: ЕГЭ теперь можно будет сдать не только после 11 класса, но и после 10. Если, конечно, в школе пройден уже весь материал. Например, географию теперь можно будет сдать по окончании 10 класса.

Изменится ЕГЭ по иностранному языку. По желанию участника в него может быть включен раздел «говорение». Устные ответы на задания планируется записывать на аудионосители. Обязательным «говорение» сделать пока сложно, так как наши программы по иностранным языкам мало на это нацелены. Как правило, они учат читать, писать, поэтому объясняться на иностранном языке для многих выпускников школ — непосильная задача.

— А что ждет выпускников 9-х классов?

— Министерство образования и науки РФ предлагает внести ряд изменений. Ученикам, планирующим после 9 класса обучение в училище или техникуме, необходимо сдать обязательные экзамены по русскому языку и математике. А тем, кто пойдет в 10 класс, кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике, необходимо будет сдать экзамены по двум учебным предметам из следующего перечня: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и ИКТ. Пока это только проект. Подробно со всеми предлагаемыми изменениями можно ознакомиться на сайтах министерства образования Тверской области и отдела образования города Ржева.

— Спасибо за интервью. Надеюсь, информация будет полезна как выпускникам, так и их родителям.

Беседовала
Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *