Нам школа в жизнь открыла дверь…

Средней школе № 4 — 140 лет

От гимназических мундиров…

Ровно 140 лет назад, в октябрьские дни 1874 года, по решению городской Думы в нашем городе была открыта прогимназия из четырех классов, которая приняла в свои стены сыновей чиновников, богатых купцов, дворян не только Ржевского, но и Бельского, Торопецкого, Осташковского, Старицкого уездов.

Преподаватели нового учебного заведения набирались по конкурсу, на должности назначались педагоги высокого ранга из губернских городов. Нетрудно представить, как родители стремились отдать своих детей в это престижное учебное заведение!

Позднее прогимназия становится шестиклассной, а в 1901 году — полнокомплектной восьмиклассной гимназией. Сначала гимназия, а затем и 4-я школа располагались в красивом трехэтажном здании на высокой Московской горе (ныне улица Чайковского). Сейчас там стоит высотный жилой дом, рядом с Детской школой искусств.

Гимназией управлял Педагогический совет. Принимали туда детей 8-9 лет в приготовительные классы или с 10 лет после домашней подготовки с учителем. Приготовительные и младшие классы имели по 40 человек, старшие — 20-30, а выпускной класс — 20-23 гимназиста.

12_Первоклассники-1948-годаИзучались Закон Божий, родной язык, латинский, два иностранных, литература, история, география, математика, физика, химия, чистописание. Обучение было платным, так что отдать ребенка в гимназию могли, прежде всего, состоятельные люди.

Подход к успеваемости был очень жесткий: ко всем гимназистам одинаковые требования без скидок на социальное положение. Иногда за очень хорошие успехи в учебе освобождали от платы детей малоимущих родителей.

Преподаватели и многие гимназисты — гордость нашего города. Павел Федорович Симсон — директор гимназии, краевед, историк-исследователь, сумевший привлечь к краеведческой работе преподавательский состав гимназии и гимназистов. В гимназии был свой оркестр народных инструментов, которым руководил преподаватель пения Николай Тимофеевич Васильев, ученик М.П. Мусоргского.

Гимназия просуществовала до 1918 года, и 1 октября была переименована в 1-ю ржевскую школу 2-й ступени, а в январе 1922 года — в 4-ю советскую школу 2-й ступени. Это название поныне сохраняется у школы.

12_Здание-гимназииПосле революции 1917 года общество в России стремительно изменялось. Большие перемены произошли и в образовании. В 1918/19 учебном году к занятиям приступили «ученики обоего пола на равных основаниях», — то есть, мальчики и девочки стали учиться вместе. Очень изменился и состав учеников. Теперь это были, в основном, дети рабочих, красноармейцев, крестьян, железнодорожников. Обучение осталось платным. Деньги шли на хозяйственные нужды школы.

К концу 1921/22 учебного года больше половины учеников уезда не посещали школы, плата, хоть и небольшая, оказалась многим семьям не под силу.

12_5Ученики 20-30 годов с благодарностью вспоминают все введения в жизнь школы: сладкий чай на большой перемене с куском «сытного» хлеба, жесткие требования к учащимся, соблюдение правил гигиены в учебном заведении. Так, в зимнее время посещение школы в валенках не допускалось, и ребята, проживающие далеко, — в Смоленском или Казанском краях, шли в валенках только до дверей школы, а при входе переобувались в ботинки.

В те далекие от нас годы ученики жили заботами всей страны. В 20-е боролись с неграмотностью, в 30-е годы активно занимались спортом, готовились защищать Родину от врагов. Увлекались авиацией, посещали аэроклуб. Очень популярна была парашютная вышка, тем более что она располагалась недалеко от школы — на Соборной горе, на колокольне Успенского собора (сейчас здесь Обелиск). В сороковые-роковые защищали Родину, затем восстанавливали Ржев.

Война разрушила все. Разметала по стране учителей и учеников. На фронтах погибли многие выпускники 4-й школы. Выпускник Александр Беляков руководил подпольной группой в оккупированном городе, казнен фашистами весной 1942 года на Советской площади в Ржеве. Выпускник 1930 года Вадим Петров посвятил им всем такие строки:

Четвертой школой закаленные,

Они за Родину сражались,

Тогда, в огне боев сожженные,

Навеки юными остались.

Мы навсегда запомним их,

Красивых, сильных, молодых!
12_1Во время оккупации в здании школы располагался немецкий госпиталь, на первом этаже — конюшни. По приказу немецкого коменданта были сожжены учебники, художественная и методическая литература, имущество школы разграблено, часть вывезена в Германию.

Весной 1944 года исполком принимает решение о восстановлении здания школы. К концу декабря 1944 года школа вновь открыла свои двери. Это была вторая школа в городе после Пушкинской.

Открылось здание, но внутри нет парт, нет учебников, нет отопления и электричества. Занимались в три смены при свете коптилок. Обучение шло по рассказам учителя и мелом на доске. И дети, и учителя отчаянно замерзали, теплой одежды не было. Никто ребят в школу не гнал — сами шли. Обдирали в разбитых домах обои со стен и складывали из них тетрадки. Писали угольками — сгоревших домов в городе было много. Отогревали чернильницы своим дыханием.

12_2Время было голодное. Татьяна Николаевна Демидова, Заслуженный учитель Российской Федерации, много лет проработавшая в 4-й школе, вспоминала, что самый дорогой подарок от учеников — бутылка с молоком, которым поделились с ней ребята.

Несмотря на все тяготы военного времени, коллектив учителей 4-й школы делает все возможное и невозможное, чтобы школа стала вновь для детей вторым домом. Школа тогда была семилетней. В победном 1945 году все семиклассники окончили школу только на «4» и «5». Всего с 1948 по 1958 годы школа выпустила 35 медалистов.

Традицией в те годы становятся туристические путешествия по родному краю, которые потом оформлялись в рисунках, картах, альбомах, фотографиях. В школе организуется кружок по изготовлению тапочек, так как большая часть ребят на уроках физкультуры занимается босиком, учителя помогают перекроить форму для учащихся из солдатской. Снова, как и до войны, 4-я твердо занимает одно из ведущих мест в спортивных соревнованиях.

В 1959 году для 4-й школы построили новое большое здание в центре города (там, где сейчас физкультурно-оздоровительный комплекс). И 10 января 1960 года школа переехала. К занятиям приступили 900 учащихся. Начался новый этап в славной истории школы.

12_4К чему стремились ученики 60-70-х годов? Прежде всего боролись за 100-процентную успеваемость; заботились о благоустройстве города. Субботники и воскресники по наведению порядка в парках были обычным делом. Школьники активно помогали стране: собирали металлолом, макулатуру, лекарственные травы. Организовывали коллективные выходы в кино, шефствовали над малышами, проводили смотры художественной самодеятельности.

Об успехах школы в 70-е говорят десятки Почетных грамот и Благодарностей. Выпускники 60-70-х годов в большинстве своем оканчивали школу на «4» и «5». Троечников среди них было мало.

В 1988 году второе здание школы признали аварийным. В 1989 году 4-я школа переезжает в третье здание, на улицу Пионерскую, где находится и по сей день.

Ветераны 4-й Татьяна Ивановна Баранова и Светлана Юрьевна Зайцева, учителя русского языка и литературы, отдали любимому делу больше 30 лет. Им довелось работать в школе советского периода. Тогда директором школы была Валентина Ивановна Шарова, завучем — Татьяна Николаевна Демидова. То время педагоги вспоминают с ностальгией. Праздники, турслеты, пионерские и комсомольские сборы, демонстрации, когда все шли нарядные, красивые, с транспарантами в руках.

— Мы чувствовали себя единым коллективом. И 4-я школа была гордостью Ржева, — говорят они. — Не было дня, чтобы в школе что-то не происходило. Готовились то к праздникам, то к спортивным соревнованиям. А летом всем коллективом выезжали корма заготавливать, лен убирать, осенью картошку копали. К Новому году ставили интересные спектакли. На родительских собраниях учителя выступали с лекциями и докладами, проводили викторины… Мы были молоды, полны энергии и желания свернуть горы.

12_3Добрым словом педагоги вспоминают Т.В. Селезневу, О.П. Кузнецову, Л. К. Машковцеву, учителей-словесников Л.И. Золотову, Л.Н. Фишеву, математиков З.А. Берсеневу, В.В. Иванову, учителей иностранного языка В.И. Бурову, В.А. Кабанову, учителя биологии Т.Н. Пояркову, учителя трудового обучения В.П. Некрасову и многих других. Эти педагоги внесли большой вклад в развитие школы N№ 4.

До компьютерных технологий

У 4-й школы славное прошлое и достойное настоящее. Сегодня здесь работают 28 человек. У одиннадцати педагогов-предметников высшая квалификационная категория, у трех — первая. Высокое звание «Заслуженный учитель РФ» имеет Е.А. Разумникова, «Отличник физической культуры и спорта» В.А. Буздалин. Девять человек награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Учителя 4-й школы — непременные участники ежегодного городского конкурса «Учитель года». В их числе О.А. Веселова, М.В. Погодина, Е.В. Мищенко, С.Б. Рубан, А.А. Громова, Ж.Т. Таболина, Н.Н. Туровцева. Учитель математики Е.В. Мищенко победила и в областном конкурсе в 2005 г., С.Б. Рубан в 2006 г. в Твери вошла в финал конкурса.

Полтора года здесь работает самый молодой в истории Ржева директор школы. Николаю Викторовичу Громову было всего 28, когда ему предложили эту должность. До этого он 10 лет работал в гимназии N№ 10. Прошел путь от вожатого до учителя информатики и заместителя директора по воспитательной работе.

— Вначале, конечно, сомнения были. Смогу ли я соответствовать тем высоким стандартам, какие предъявляет сегодня время? — рассуждал он.

Его тепло встретил дружный коллектив четвертой.

— Я рад, что работаю рядом с настоящими профессионалами своего дела, — говорит Николай Викторович. — У меня отличный помощник — завуч школы Елена Анатольевна Разумникова, которая всегда пребывает в поиске новых педагогических идей.

— Мы не отстаем от времени, — рассказывает она, — второй год работаем в основной школе по новым стандартам, в то время как многие ржевские школы начнут работу по-новому только со следующего года. Все это требует особой подготовки от учителей. Они становятся организаторами познавательной деятельности своих учеников, консультантами и помощниками. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку. Меняется структура подготовки и проведения уроков. Результатом работы стал фестиваль проектов, прошедший на высоком уровне, на котором каждый ученик 5 класса защищал свой проект по выбранному предмету. Ребята целый год готовились и выступили достойно. Выполняя собственную работу, каждый решал какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включался в реальную деятельность, овладел новыми знаниями. Вообще обучение наших детей происходит в атмосфере поиска, достижений и творческих открытий.

Каждый год в 4-й школе зимой проводится школьная конференция, на которой дети, включая первоклассников, выступают со своими проектами и исследованиями. Отметим, что темы исследований выходят далеко за пределы школьной программы. Ежегодно здесь проводятся олимпиады, дети пробуют себя по разным направлениям, решая сложные задачи по многим предметам. Неплохо выступают ученики 4-й и на городском уровне. В этом году 9 призовых мест: по немецкому языку, астрономии, мировой художественной культуре, ОБЖ. И на областном уровне школьники показали себя с наилучшей стороны. Карина Жаркова, Ирина Иванова, Светлана Михайлова были призёрами областной олимпиады по ОБЖ (учитель Л.Н. Тюрина).

Одним словом, жизнь здесь не затихает ни на минуту. С энтузиазмом ребята принимают участие и в «Битве хоров», где два года подряд завоевывают «Приз зрительских симпатий», и в областных и городских фестивалях и конкурсах. В школе много кружков, где учащиеся могут реализовать свои способности, проявить индивидуальность. Традиционно результативным является участие в военно-спортивной игре «Зарница», выставках детского творчества, спортивных соревнованиях различного уровня. Если нужно провести какое-то дело, ученики 4-й выполняют его с удовольствием, творчески, креативно. И всегда рядом с ребятами их родители. А при необходимости на помощь приходят выпускники.

— Дети в нашей школе всегда были самыми умными, а педагоги — очень сильными. Поэтому в такой школе приятно работать, — считают учителя. — Начиная с 1944 года по настоящее время, школа выпустила 62 золотых и 65 серебряных медалистов.

Не зря говорят: учителями славится Россия, ученики приносят славу ей. Спортсмены, инженеры, педагоги, врачи, руководители крупных предприятий, общественные деятели — среди них немало выпускников 4-й школы. Это Г.А. Мешкова, Г.И. Хмылкова, И.Г. Кондратьева, В.В. Константинов, Н.Н. Картошкина, В.Ф. Картошкин, Р.С. Крылов, В.Н. Богомолов, А.Н. Серов.

И. Аладышев — мастер спорта по гимнастике, тоже выпускник школы N№ 4. Его сейчас часто показывают по I каналу ТВ в программе «Большие гонки». О. Саидова — ведущий офтальмолог одной из клиник Москвы, А. Донец, И. Шарутин стали известными химиками, Е. Голубева, Е. Сидельникова — журналистами, А. Шатов преподаёт в военной академии в Твери. Работают выпускники 4-й не только в России, но и за границей. М. Иванов и М. Антипова читают лекции в Америке в университете.

И сегодня, в день славного юбилея, соберутся на празд-ник выпускники, ученики и их родители, чтобы сказать спасибо тем, кто «сеет разумное, доброе, вечное…».

Спасибо вам, учителя!

С юбилеем, четвертая школа!

Пускай судьба не смотрит исподлобья,

А Бог вам счастья даст до облаков.

Пускай с лихвою хватит вам здоровья

Еще на миллион учеников!

Елена Сооляттэ

Фото из архива школы и Владимира Кутузова

 

Отклики (2) на Нам школа в жизнь открыла дверь…

  1. Было приятно встретить в статье Елены Сооляттэ имя моего прадеда — Николая Тимофеевича Васильева. Маленькая поправка: он был учеником Римского-Корсакова, а не Мусоргского.

  2. Роман:

    В 1988 году второе здание школы признали аварийным. В 1989 году 4-я школа переезжает в третье здание, на улицу Пионерскую, где находится и по сей день.

    С 1989 года 4-я школа находилась в здании Дворца Пионеров,2 года, пока не построили и не сдали новое здание 9-й школы, в старое здание которой и переехала 4-я.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *