Рядовой Второй Мировой

Сегодня мы в гостях у Ивана Алексеевича Хвостенко, участника боевых действий на Дальнем Востоке в ходе Второй Мировой войны.

— Иван Алексеевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своем военном прошлом и о жизни в целом.

— Я родился 27 мая 1927 года в Оренбургской области; в голодном 1933 году вместе с семьей переехал в Киргизию.

Осенью 1944 года, в возрасте 17-ти с половиной лет, меня призвали на военную службу в 30-ю механизированную бригаду 9-й механизированной дивизии 6-й танковой армии. Я проходил службу в составе 354-го запасного стрелкового полка, до апреля 1945 года — в Башкирии, в районе станции Алкино, позже — в городе Шуя Ивановской области.

В конце войны мое подразделение перебросили в город Улан-Батор в целях пополнения сил действующей армии, ведущей военные действия с Германией. В начале июня 1945 года началось наше наступление через Монголию, пустыню Гоби, Большой и Малый Хинган, Маньчжурию…

Переход через монгольскую пустыню и горы — тема отдельного разговора. Представьте себе: ровная, однообразная местность — кругом — сплошные пески, невыносимая жара, ничуть не облегчающий ее горячий ветер, воды практически нет, еды — тоже (походная кухня часто отставала). Изредка в поле зрения попадала монгольская юрта или стадо овец. И было большим счастьем найти небольшую лужицу дождевой воды с плавающим в ней целым выводком головастиков. Такую воду мы процеживали через двойную марлю и пили — а что делать, если другой нет! С продовольствием тоже вопрос решали кардинально — нередко стреляли на обед или ужин одну из вышеупомянутых овец. И шли дальше… Порой заканчивалось топливо, техника вставала, и приходилось ждать, пока топливо доставят на вертолетах. Один раз подошли к реке, названия уже не помню, а переправы нет — все мосты взорваны. Тогда пехотинцы перебрались вплавь на другой берег и чуть ли не за один день соорудили понтонный мост для переправки техники. И снова — вперед, вперед, только вперед!

Завершилось наше наступление в городе Чаньчунь (Китай); особенно ожесточенного сопротивления со стороны сил противника мы не встречали — стычки, конечно, были, но незначительные. В конце 1945 года нас снова перебросили, на этот раз в Мукден, а весной 1946 года мы вернулись в Советский Союз — в Читинскую область, Оловянинский район, разъезд 74, где я продолжал военную службу до 1951 года. В общей сложности я прослужил 6,5 лет, все в звании рядового, автоматчика. Награжден Орденом Отечественной войны III степени и 13 медалями.

В 1948 году Иван Алексеевич начал заниматься спортом — тяжелой атлетикой, греко-римской борьбой и акробатикой, добившись определенных успехов: в 1950 году занял первое место в Читинском округе по акробатике, чуть позже — первое место по борьбе на Фрунзенской спартакиаде в Киргизии. Также у него имеется первый разряд по шахматам.

Закончив семилетку, в 1955 году Иван Алексеевич Хвостенко поступил в трехгодичную школу машинистов в Ташкенте. После окончания по распределению переехал работать в Бухару, где прошел путь от помощника машиниста до начальника депо. В 1982 году вернулся в Ташкент, где работал на заводе начальником железнодорожного цеха. В 1989 году в результате обмена квартир перебрался в Ржев.

Здесь несколько лет проработал на еще той, старой, птицефабрике инженером по оборудованию. В 1990-е годы птицефабрика закрылась.

— Самое большое достижение в жизни, — я считаю свою семью, близких, дом, — говорит Иван Алексеевич. — Я женат, у меня есть сын и две дочери, а также внук и правнук. Одна дочь не работает по состоянию здоровья, живет вместе с нами, вторая дочь работает оператором котельной, сын живет в Оренбурге и занимается предпринимательской деятельностью в сфере автосервиса. Внук трудится на «Электромеханике», в диспетчерском отделе, а правнук у меня еще совсем маленький — ему 3,5 года. Так что, семья, можно сказать, большая, есть на кого опираться и рассчитывать.

Татьяна Сафронова

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *