«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

2 апреля на сцене клуба ЖД с большим успехом прошел музыкальный спектакль «Василий Теркин — по дорогам войны» по поэме А.Т. Твардовского в исполнении Государственного ансамбля песни и танца «Русский Север» Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина.

В этом году ансамблю исполнилось 25 лет. Коллектив работает в разных жанрах: фольклор, эстрада, джаз, но преимущество отдается народным песне и танцу.

«Русский Север» хорошо известен не только у нас, в России, но и за рубежом. Не раз выступал в Америке, гастролировал по Италии, Швейцарии, Германии, Чехии, Франции, Австралии и Эквадору. В прошлом году ансамбль выступал в Сочи на открытии Олимпиады. А в этом году, с 1 апреля, «Русский Север» начал свой гастрольный тур по городам России: Удомля, Ржев, Великие Луки.

Теркин-(1)В Ржеве этот талантливый коллектив не первый раз. В 2012 году гости из Вологды запомнились нам по программе «В ритмах танца», где были песни и танцы народов из разных стран мира. Удивили и на этот раз. Музыкальный спектакль по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин», посвященный 70-летию Победы, в постановке народного артиста России Евгения Максимова прошел буквально на одном дыхании. В нем множество вокальных, танцевальных номеров. Играл (в записи) оркестр ансамбля «Русский Север», звучали в записи песни военных лет.

ТеркинВасилий Теркин — образ собирательный. Он похож на тех солдат, которых можно было встретить на дорогах войны. Теркин стал для бойцов живым, подлинным человеком, которому хотелось подражать, учиться и который звал бить ненавистного фашиста. В тяжкий для Родины час появился Василий Теркин — труженик-солдат с горящим сердцем, мастер на все руки и мечтатель, влюбленный в свою родную землю. Таким полюбили Теркина бойцы-читатели, такой Теркин живет в землянках, пылит по трудным дорогам войны, мокнет под дождем, греется у костров на привалах, балагурит в походной кухне или в крестьянской избе в прифронтовой полосе. «Василий Теркин» — вечная книга. В ней вся война как есть.

Теркин-(4)Каждая из шести картин в спектакле, как и каждая глава в поэме Твардовского, — вполне самостоятельное, законченное произведение, и в то же время это единое целое, гармонично сочетающее в себе прекрасные стихи, песни, музыку и изумительную пластику актеров. Весь спектакль пропитан чувством любви к Родине, патриотизмом, потому что сделан от чистого сердца и на высоком профессиональном уровне. Зритель увидел, как Василий Теркин прибыл на службу, как потом сражался на войне, как преодолел «Переправу», как отдыхал «На привале», как за «языком ходил» и как отмечал «День Победы». Рефреном звучали слова поэта:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле…

Теркин-(3)Однако режиссер не ограничился хрестоматийным прочтением текста поэмы, он пошел своим путем и показал еще то, что осталось «за кадром», между строк гениального произведения Твардовского.

Удивительно проникновенно сыграна сцена, повествующая о том, что было за несколько часов до войны. В городском саду играет духовой оркестр. Теркин, как и все его товарищи, наслаждается прохладой летнего вечера. Чудесный вальс, красивые девушки в скромных ситцевых платьицах. А по сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью всю Европу. И голос Левитана обрывает красивые мечты молодых людей. Война!

«Вставай, страна огромная!» — звучит призыв. Девушки, смахивая слезы, провожают на фронт своих мальчиков: «Постарайтесь вернуться назад!».

И в тот же час трагический пошел Василий Теркин, как и сотни тысяч других сыновей, на защиту своей Родины.

А дома матери молились за них и заговаривали их от пуль свинцовых да снарядов грозных.

Сцена «Молитва» — одна из самых, на мой взгляд, пронзительных в спектакле, завораживает своей таинственностью, загадочностью. В ней веют древние поверия… И звучат нотки северного фольклора. Девушки в белых одеждах читают молитву-заклинание над спящими воинами, окропляют их святой водой, а потом качают, как в колыбели. У той, что стоит в центре, — младенец на руках. Звучит музыка, раздирающая душу, и слова, разящие даже самое черствое сердце:

Ой, вода, ты, вода ключовая,

Исцели ты раны воинам,

Ой, вода, ты, вода родниковая,

Избави, вода, от болезней!

Пусть твое тело будет крепче каменя,

А рубаха, как броня стальная,

Молодая грудь крепче железа…

Надо сказать, что подобные отступления очень гармонично вписываются в общий сюжет спектакля, делают его зрелищным и ярким, как и замечательные танцы: танго, вальс, фокстрот, русский перепляс и лихое матросское «Яблочко», — в каждом движении артистов — высочайший профессионализм.

И вот наш герой, большой «любитель жить», благополучно миновал «Переправу»:

Встал живой — добрался вплавь.

А на «Привале» вместе с товарищами с аппетитом ест солдатскую кашу из походной кухни да байки про сабантуй рассказывает.

Но вот на сцене появляются солдаты с ушатом, тазом и вениками.

Сцена «В бане» полна искрометного юмора, который раскрывается, прежде всего, в виртуозной игре и танце актеров. Под русский наигрыш лихо парили вениками чуть задремавшего Теркина, а потом и солдата в ушанке, да так, что тот (и зритель поверил) заново родился! И, как полагается в русской бане, на сцене, да и в зале, было действительно жарко. Парни то и дело поддавали пару со знанием дела, приговаривая:

«Эх, париться, париться, чтобы не состариться…». А как плясали! Аплодисменты зрителей долго не стихали.

Солдаты-моряки в тельняшках и брюках-клеш поют «Прощай, любимый город!». Почему моряки? Да потому, что «в каждой роте, в каждом взводе» был такой, жизнелюбивый, талантливый шутник и балагур, мастер на все руки, русской армии солдат…

И Вася Теркин под хохот зала рассказывает историю о том, «как за языком ходил». Про то, как на фрице, словно на племенном жеребце, въехал в свой гвардейский батальон.

А вот он играет на гармошке, и солдаты поют частушки. Идет веселый перепляс под аккомпанемент рожка, трещоток и даже контрабаса! И чего только не вытворяют солдаты! И колесом по сцене ходят, и верхом друг на друге, и на руках, и в круговую, и вприсядку! Здорово! Молодцы!

Звучит неповторимый голос Клавдии Шульженко:

Еще немного, еще чуть-чуть,

Последний бой, он трудный самый…

Играет марш «Прощание славянки», и победный финал под песню «Эх, встречай!» завершает спектакль. Всеобщая радость, ликование!

Везде, где бы ни ехал солдат, возвращаясь с войны домой, праздновали Победу. Украинский гопак сменяет лезгинку, а потом и русский перепляс, и Вася Теркин с гармошкой — все поют и пляшут, поздравляя с великой Победой!

А мы, зрители, от души благодарим замечательных артистов «Русского Севера», подаривших нам незабываемые минуты встречи с настоящим искусством. Жаль только, что увидели спектакль немногие ржевитяне — в зале были, в основном, школьники и их педагоги. Казалось бы, сегодняшних продвинутых детей ничем не удивишь. Но я наблюдала за ребятами во время спектакля. Ни шума, ни звука постороннего — глаза горели от восторга и восхищения.

Кирилл Луцишин, учащийся 8 кл. сш N№ 7:

— Я прочитал «Теркина» еще на летних каникулах. Но после спектакля совсем другое впечатление. Артистам в танце удалось показать удалой характер русского солдата. Все было здорово!

Елена Данилова, учащаяся 8 кл. сш N№ 7:

— Впечатления незабываемые! Видно большое мастерство актеров. Даже когда они говорят под фонограмму, не замечаешь этого. То, что они творили на сцене — было божественно. Это достойно больших аплодисментов и большой сцены. Спектакль заставляет задуматься о великом празднике — 9 Мая. Я надеюсь, что молодежь всегда будет помнить о подвиге наших солдат.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *